-

Быстрый переход по страницам блога Эльдис:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Эльдис

 -Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2007
Записей: 6216
Комментариев: 104564
Написано: 171703


Собака.))

Пятница, 17 Августа 2007 г. 18:55 + в цитатник
Это цитата сообщения Аквилон [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Всем собакам посвящается...

 (283x213, 49Kb)

Наткнулся в просторах сети на стих, мимо которого пройти не смог:


У меня была собака,
Я её любил.
Она съела кусок мяса -
Я её любил.
Она писала мне в тапки -
Я её любил.
Новую сожрaла шапку -
Я её любил!
Но, однажды, в воскресенье,
после новых мук,
Разом лопнуло терпенье -
На хрена мне друг?!?
Крикнул: Как такую бяку
столько лет терплю?!
И ответила собака:
Я тебя люблю!


кресты

Пятница, 17 Августа 2007 г. 12:04 + в цитатник
Это цитата сообщения Леди_Айрен [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Кресты

Воть разные их виды...
 (500x366, 24Kb)

Знамя.

Четверг, 16 Августа 2007 г. 23:17 + в цитатник

Посмотрите на эту фотографию, на это знамя. Это фотография праздника в Италии.
Костюмы и реквизит используются подлинные и дорогие. И даже оружие сделано настоящими специалистами древнего оружия. Праздник настолько значителен, что присутствуют так сказать "высокопоставленные" гости из-за рубежа.
Кое кому это знамя, наверное, покажется интересным. (700x525, 77Kb)

Рубрики:  интересное, разное

Метки:  

перерыв в работе

Четверг, 16 Августа 2007 г. 16:07 + в цитатник
Во второй половине дня, когда солнце перестаёт нещадно палить и прячется за деревьями, в саду начинают пахнуть розы, осыпающиеся розы, поздние лилии и волны флоксов. Я вдыхаю этот аромат. В небе плывут огромные, величественные глыбы облаков. Я смотрю на них, жмурюсь, закрываю глаза. Внутри меня тоже плывут такие же облака. Это значит, наверное, что я жива. Вот на дуб прилетела пара ворон. Мама и воронёнок. Воронёнок смешно каркает. Падают яблоки.
Глупости пишу.)

немного старых стихов

Четверг, 16 Августа 2007 г. 11:13 + в цитатник

Должны же быть на свете стихи. Пусть будут.

Старый тенистый сад.
Не для кого цветут пышные розы,
Не для кого летят лепестки на землю,
На тёмную гладь пруда,
Где белые лилии вторят розам,
Замедляя бег времени.

Не нужна чугунная ограда,
Облупившаяся и позеленевшая,
Люди не придут сюда.
Они там, где раскалённый асфальт,
Ими заплёванный,
И пиво.

Старый тенистый сад,
Старый пруд.
Вот лучик солнца
Сверкает сквозь кроны деревьев
И касается воды,
Играя как рыбка.

Старый сад похож на монастырь,
Где бурбонские розы
Словно белые монахини,
Служат лишь Богу,
Поют свои молитвы,
Роняя лепестки
И возносясь на небо,
К белым облакам.
---------
Не помню, писала ли я это стихотворение сюда, посмотрела - вроде нет. Пишу.

Когда вдали сгорает светоч дня,
И время понемногу отступает,
Я вижу будто ангелы ступают
По линиям небесного огня.

Шаги легки, движенья плавны,
И помыслы о чём-то главном.
Следы не остаются, не ищи,
И тают словно облака плащи.
------------
Памятуя  о вчерашнем разговоре, я сейчас посвящаю это стихотворение Вампе.)


Разорванные вены, проклятые пути,
И надо неприменно не падать а идти,
И надо быть сильнее, и кровью не истечь,
И что-то там закончить, и что-то уберечь.
А после уж, конечно, смиренно в землю лечь.

Разорванные нервы, разбитые мосты,
Под снегом замирают последние цветы,
Луна в окне маячит, сверкая, словно меч.
Скажи, что это значит: смиренно в землю лечь?

Разорванные нервы, разбитые мосты.
Я не хочу быть первой, не будешь первым ты.
Нам только б до рассвета сегодня дотянуть,
Чтобы опять продолжить незримый этот путь.
---------------

© Е.Машкова.

Рубрики:  авторское_поэзия

Метки:  

Наша реальность.

Среда, 15 Августа 2007 г. 11:33 + в цитатник

Недавно на мою подругу напали айзеры. Прямо на улице, в уединённом месте. Сшибли с ног и били. Били лицом о песчаную землю. Сильно досталось. Кожа на лице вся была содрана. Сумку с деньгами отняли. Она у нас первая красавица была. Редкой красоты женщина.
К чему бы это всё?

Рубрики:  текущее

Метки:  

День памяти В.Цоя.

Среда, 15 Августа 2007 г. 11:28 + в цитатник

Сегодня день памяти В.Цоя.

18 (364x565, 16Kb)


Метки:  

Это очень плохо.(((

Вторник, 14 Августа 2007 г. 22:23 + в цитатник


Пару дней назад сняла с ноги эластичный бинт. Мне так хотелось пойти на залив. Видеть и слышать волны. Очень хотелось. Но теперь я снова надорвала связки в одном очень важном для ходьбы месте. Застрелиться что ли из кривого дула?(((

Рубрики:  текущее

Метки:  

Воин ночи.

Вторник, 14 Августа 2007 г. 17:06 + в цитатник
Это цитата сообщения Ведьма-вампир [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Тэм. Воин ночи.

Где искать мне мой дар?
На каких перекрёстках дорог?
Я боюсь не успеть,
Заблудившись в узорах пророчеств.
Десять северных лет
Для разгадки отмеренный срок
Для рассказа безумной колдуньи
О воине ночи…


Воину ночи никто не скажет бранного слова.
А если не можешь петь - молчи ему вслед.
Удачи в дороге проси ему у духа лесного,
Проси ветра хранить его сотни лет.

Подумай имя, зажги в ночи огонь на ладонях,
Пляши в закатную тризну, оплачь дождём

Того, кто светлым клинком крылатые страхи во мрак прогонит,
А после уйдёт, чтобы снова забыли о нём.

Воину ночи в сером тумане звёзды не светят.
И нечего помнить, годы летят вперёд.
Песня там за спиной - или просто северный ветер
Шумно вздохнул крылом, и кончился год.

Если в сердце темно, зачем дорога кольцом свернулась?
Жжёт слепые глаза свеча на окне.
Он бежал наугад, а память вновь его обманула,
И ехала с ним беда на одном коне.

Воину ночи никто никогда не выйдет навстречу,
Хотя он умел исцелять холодом рук.
И тихо в закате стоял его конь, обогнавший вечер.
И страхи ночные пришли и встали вокруг.

И падали демоны ниц перед лицом незрячим,
И бусины слов или звёзд низали на нить.
А он от века горел, и, похоже, не знал, что огонь горячий,
И чёрным углём остыл и остался жить.
Рубрики:  поэзия

Метки:  

пасодобль

Понедельник, 13 Августа 2007 г. 22:12 + в цитатник

 (350x520, 47Kb)Название "Paso Doble" на испанском языке означает "два шага", а также созвучно "Paso a Dos" - "танец для двух (ног)". Эти названия связаны с маршевым характером танца на счет "раз, два" или "левой, правой". Первое название танца - "один испанский шаг" ("Spanish One Step"), поскольку шаги делаются на каждый счет. Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Танцоры пасодобля изображают тореро и его плащ, характер музыки соответствует процессии перед корридой. Впервые бои быков появились на острове Крит, но только в 1700-ых они начали проводиться в Испании. Основное отличие пасодобля от других танцев - это позиция корпуса с высоко поднятой грудью, широкие и опущенные плечи, жестко фиксированная головой, в некоторых движениях наклоненная вперед и вниз ("представьте, что вы бык" - как говорят педагоги). Различные существующие движения можно интерпретировать как битву двух быков. Вес корпуса впереди, но большинство шагов делается с каблука. Хореография танца соответствует мелодии испанского цыганского танца "Espana Cani", который имеет три музыкальных акцента. Эти акценты есть в пасодобле, они создают драматический, захватывающий характер танца. Первый акцент состоит из двух частей - 4 с половиной и 6 с половиной восьмерок - фанфары о начале корриды и парад участников. Второй акцент - 8 с половиной восьмерок - битва быка с тореодором. Третий - праздник победы тореодора над быком (или наоборот).  В отличии от  многих танцев, которые интерпретируются как танцы, где главную роль исполняет партнерша, пасодобль - типично мужской танец, основной акцент в котором делается на движения партнера-тореодора, а партнерша, как в стандарте, просто следует за ним, изображая его плащ.

Рубрики:  танец

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Дни Яблони

Воскресенье, 12 Августа 2007 г. 12:41 + в цитатник
Начались дни Яблони. Керридвен.  (500x375, 201Kb)
Рубрики:  кельтика, артуриана

Метки:  

Возвращаясь к теме посмертных масок.

Пятница, 10 Августа 2007 г. 13:02 + в цитатник

Хочу чтобы вы сравнили две посмертные маски:


Первая принадлежит Ньютону, вторая Паскалю. (288x345, 10Kb)

 

 (259x347, 57Kb)

Серия сообщений "посмертные маски":
Часть 1 - посмертная маска Пушкина
Часть 2 - Посмертная маска Есенина.
Часть 3 - Посмертная маска Данте
Часть 4 - Посмертная маска Наполеона.
Часть 5 - Возвращаясь к теме посмертных масок.
Часть 6 - Посмертные маски Робеспьера и Марата.
Часть 7 - Посмертная маска Моцарта.
...
Часть 17 - Посмертная маска Джона Китса
Часть 18 - Неизвестная из Сены.
Часть 19 - Посмертная маска Булгакова.


Метки:  


Процитировано 2 раз

Статья Тэслы

Среда, 08 Августа 2007 г. 16:58 + в цитатник

Тэсла и Элиа путешествовали немного. Вот ссылка на отчётную статейку.) У меня довольно много их фотографий, но пока без подписей, так что выложу чуть позже.

http://silmaril.eldalie.org/article?id=38


Но вот одна фотография Балтики. (700x525, 100Kb)


прямо звери.))

Среда, 08 Августа 2007 г. 15:29 + в цитатник
Ну очень смешные!
http://xunny.livejournal.com/174640.html?page=2

Помещаю с благодарностью...

Вторник, 07 Августа 2007 г. 11:39 + в цитатник
Это цитата сообщения Космея [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Тебе, Эльдис!

В колонках играет - ничего не играет
Настроение сейчас - прекрасное

Как я и обещала Эльдис, вчера я написала тебе небольшой стих, посвящается тебе!

* * *
Ты как нежный, таинственный голос
Что шептал средь барханов седых...
Золотистый и спелый ты - колос
Даже ветер заморский притих...
"Птица-вольная", я б так сказала
О тебе, эта песня - души
Все, что хочешь тебе пожелала...
И дарю полевые цветы...
И еще ароматы весны...
Несмотря, что на улице лето!

06.07.07 написала в 12 часу ночи...

 (394x223, 48Kb)

Мечи.часть2.

Вторник, 07 Августа 2007 г. 10:05 + в цитатник

В.Бэхайм. "Энциклопедия оружия". Глава "Оружие нападения", параграф "Холодное оружие. Меч".
Продолжаю выкладывать текст параграфа...

Чтобы возвысить значение меча для идеи христианства, в головку вправляли святые реликвии, и этот набожный обычай сохранялся вплоть до XIV века. Не только христиане, но и арабы высоко почитали свой меч, а у мавров он был настоящим предметом культа.
У арабов почитание меча относится, несомненно, еще к домагометанским временам. Самым большим богатством пророка Магомета, по арабским источникам, были 10 мечей, среди которых — знаменитый Зул-Фикар («Пронзающий»), превозносимый больше других. Как рассказывает Альбуфеда, Магомет добыл его в битве при Бедре с Момбасом аль Хайахи, сыном Альзахамитама. Каждый из десяти взятых в этой битве мечей был наречен своим именем. Зуль-Фикар имел удивительным образом раздвоенный клинок, поэтому позднее его обозначали значком Y.+)
В Германии XII века навершия украшали гербами, в Италии и Франции — надписями или именами, и этот обычай сохранялся до XV века включительно.
В конце XII века рукояти кавалерийских мечей удлиняются. Трудно было действовать клинком 80-90 см длины одной рукой, поэтому появляются рукояти в полторы руки (нем. zu anderthalb Hand). Еще редкие в ХIII веке, они становятся характерными для рыцарских мечей в XIV столетии. Длинные мечи вплоть до этого времени носили без ножен, на ременной перевязи. Существовало два способа ношения меча всадниками. Рыцарь носил его на поясе слева, а другие сословия, когда без оружия нельзя было обойтись (например, купец во время пути), притороченным к седлу справа. С середины XIII столетия появляются мечи, у которых клинок резко суживается от рукояти к острию, а вместо дола имеет ребро. Как правило, они применялись сначала в пешем бою, а затем, в Италии, — и всадниками. Заостренная форма клинка говорит об изменении способа борьбы: стало возможным наносить уколы острием в отверстия доспехов и открытые участки тела. Ножны в это время — деревянные, с металлическим прибором, украшенным чеканкой. В XIV веке клинки вслед за доспехами приобрели особую крепость. Боевые клинки все чаще снабжены ребром вместо дола, а остроугольная их форма позволяет уменьшить тяжесть оружия. Цели, для которых предназначался меч, определяли форму его клинка: у мечей парадных и «на каждый день» она была разной. Последние, как правило, были легкими, удобными, короткими, рассчитанными на поединок на близком расстоянии. Так, в начале XIV века в Испании и в Италии наряду с дорогим мечом появляется «гражданское оружие» (нем. Hauswehre), служившее и рыцарю, и горожанину, и крестьянину.
Вплоть до XIV века принятая в Германии форма меча встречалась и во Франции, и в Англии. Но затем усилилось итальянское влияние из-за распространения из Болоньи, Венеции и Флоренции искусства фехтования, которое очень быстро стало развиваться во Франции и Германии. Странствующие по Европе последователи итальянских фехтовальных школ — Братства Марка, Фехтовального братства и др. — определенно повлияли на изменение облика меча. В 1350 году мастера фехтования перечислены среди «гладиаторов» в немецких городах. В 1380 году их стали называть Fechter — поединщиками, откуда и произошло слово — фехтование (Fechten), а император Фридрих III (1425—1493) даровал им в 1487 году привилегию именоваться «мастерами меча». Серьезнейшие показательные бои (вплоть до пролития крови) назывались «Bluet-Ruer-Fechten». Странствующих мастеров принято было называть свободными поединщиками (нем. Freifechter). В XVI веке появляются фехтовальщики (нем. Federfechter), у которых вместо меча в руках уже шпага и дага. Во Франции, где изготовление оружия сосредоточилось в руках итальянцев, поэтому обычно в XIV веке в ходу был меч с коротким заостренным клинком, имеющим ребро, и длинной рукояткой. Такие мечи называли бордоскими, по месту их изготовления. Наряду с этим сохранялся длинный немецкий кавалерийский меч, рукоять которого видоизменялась по итальянскому образцу.
Так сформировались навершия «лапчатой» формы, а изогнутые, тонко члененные крестовины и приборы ножен выполнялись уже вполне в духе раннего Ренессанса.
В оружейном производстве, где до сих пор доминировал Восток, теперь на первые места выступают Толедо, Пассау и Брешиа. Если Толедо обязан своей славой маврам, то Пассау, оружейный центр послеримской эпохи, возвысился благодаря искусству немецких оружейников. Брешия, ковавшая оружие еще этрусскам, в позднеримское время находилась под началом Департамента вооружений (лат. decurio armamentarii), которому подчинялись мастерские Фриули, Штирии и Каринтии и откуда снабжались оружием легионеры на Рейне, на Дунае, в Паннонии. В XIII столетии Брешия благодаря своим поразительным успехам могла претендовать в оружейном деле на первое место.
Несмотря на то, что меч с VII века и даже раньше был излюбленным предметом художественного украшения, это касалось единичных экземпляров. Основная масса мечей была сработана неуклюже даже в тех случаях, когда отличные клинки заслуживали более тщательной отделки. И только в XIV веке, благодаря итальянцам, рукояти приобретают более тонкую, совершенную форму. Навершия радуют глаз красотой и разнообразием, сама рукоять обтягивается проволокой или оплетается сеткой из шелкового шнура; крестовина чаще изогнута. В конце столетия в Испании появилось добавление в виде пальцевых дуг — т. н. «ослиная подкова» (нем. Eselshuf, фр. pas d’ane), достигшая затем у испанцев и итальянцев чрезмерной величины. Кожаные ножны сохранили металлический прибор, наконечник их иногда имел V-образную форму. Металлические устья на ножнах в это время делались только на Востоке. Для защиты клинка от сырости верхний край ножен часто вырезался в виде клапана.
Подвеска из узких ремней, соединяющих ножны с поясом, обычно была без оковок и часто снабжалась пряжкой. Прикреплялся меч на первых порах очень просто: широкий ремень портупеи, суженный на одном конце, пропускался через прорези и завязывался. Но это было таким долгим и неудобным процессом, что воины предпочитали накручивать ремни на руку и так нести меч. Когда в XIII веке в употребление вошли низко сидящие рыцарские пояса, мечи стали носить подвешенными к ним за кольца. В XIV веке ремни крепили с помощью пряжек, крючков, а ножны привязывали. В начале XVI века входят в употребление, появившись из Италии, шпажная лопасть (нем. Taschen, ит. pallette) в виде «сумки», в которую вставлялись ножны. К середине столетия перевязи состояли из узких ремней от двух до шести, застегнутых пряжками и подвешенных на крючке к поясу. От них узкий ремень протягивался спереди до пояса, чтобы вся эта конструкция не болталась при движении. Такой вид подвески сохранялся приблизительно до XVII века, а затем стал принят французский способ ношения оружия на перевязи через плечо. Лопасть сначала сохраняла свой облик, а потом, к концу столетия, превратилась в так называемый шпажный карман (нем. Steckkuppel).
С XII века, как мы уже говорили, стало очевидным, что меч, предназначенный только для удара, — малодейственное оружие. Поэтому клинки начали делать с заостренным концом, колющими. Однако когда в XIV веке плечи, нижняя часть груди и суставы рук были усилены металлическими пластинками, это изменение формы клинков стало недостаточным: они были все-таки слишком широки, чтобы проникнуть в щели доспеха. В результате в конце XIV века появился «меч-протыкатель» (нем. Bohrschwert, Porschwert, старонем. perswerte, pratspiesse. Он имел вид длинного, трех- или четырехгранного шила с тупыми гранями и предназначался только для укола. Острие таких клинков имело, как правило, невероятную твердость. Форма «протыкателя» видоизменилась в XVI веке в облегченный колющий меч кончар — «протыкатель доспехов» (нем. Panzerstecher), исчезнувший в Западной Европе во второй половине XVI века. Его место заняла вошедшая в моду испанская колющая шпага (нем. Sto?degen). В этот период колющее оружие существенно потеснило оружие рубящее. Даже итальянская пехота около 1560 года имела кончары наряду с двуручными боевыми мечами, кстати, тоже двуручные и порой громадного размера. В Турции, Венгрии и Польше, где еще до конца XVIII века носили кольчужные доспехи, часть конницы вооружалась кончарами, которые подвешивались на левой стороне седла между сумками и составляли часть конного снаряжения. Кроме того, всадники имели сабли.
Немецкое рыцарство, невзирая на быстрое (благодаря итальянскому и испанскому влияниям) изменение видов оружия, сначала строго придерживалось формы старого кавалерийского меча с полутораручной рукоятью, с длинным и в меру широким клинком в стиле поздней готики. Рукояти с замечательным мастерством покрывались резьбой и иными средствами декоративного украшения: эмалью, финифтью, гравировкой. Все чаще в отделке мечей принимают участие золотых и серебряных дел мастера, резчики по слоновой кости и т. п. На кавалерийском мече появляется серединный щиток (нем. Mitteleisen) — кусок кожи, разделенный на два широких лепестка. В отверстие в центре вставлялась рукоять таким образом, чтобы лепестки с обеих сторон покрывали пятку на клинке у хвостовика. Внешние стороны лепестков часто украшались латунными гвоздиками или полностью обивались латунью. Щиток предохранял хвостовик от сырости и ржавчины. Эту деталь можно встретить и в XIV, и в XVI веке. Клинки украшались разнообразной гравировкой, таушировались золотом, серебром, медью или латунью и были позолочены. Около пятки принято было ставить клейма мастерских, иногда встречались имена или монограммы отдельных мастеров. Одним из старейших клейм на клинках, известным уже в XIV веке, было клеймо «волк» из Пассау, громкая слава которого простиралась даже на Восток. К сожалению, «волк» многократно подделывался. Обычай выбивать личное клеймо мастера появился сначала в Толедо, затем в Брешии, а потом и в Нюрнберге. Пассау примкнул к ним позднее. К 1500 году таушировка личных клейм, и то в виде исключения, применялась лишь на золингенских клинках. Знак «волк» происходит от герба города Пассау, где «волк», поднявшийся на задние лапы, изображен серебром в красном поле. В отрывке из старой хроники, приведенной Лебером в своем труде «Императорский цейхгауз в Вене», сообщается, что городские кузнецы получили знак волка от Альбрехта II Хромого (1298—1358). Фактически нет более ранних упоминаний этого знака. Но для маркировки клинков изображением герба не требовалось разрешения владельца данной земли, и знаком пользовались другие мастерские, прежде всего Золинген. Фигура волка выбивалась очень характерно, и ее легко можно было отличить от подделок. Епископские мастерские Пассау на своих клинках кроме волка выбивали изображение епископского посоха. Уже в XIV веке мастера Пассау умели окружить свои изделия мистическим ореолом, сопровождали изготовление клинка таинственными церемониями, чтобы он не только обладал смертоносной силой, но и делал своего хозяина неуязвимым. Этому служили вырезанные на нем изречения, заклинания религиозного и кабалистического содержания. Аналогичны случаи использования суеверий у оружейников Индии, Китая и Японии. «Волчьи» клинки и их таинственная сила были известны туркам, необычайно ценили это оружие и итальянские воины, очень склонные к такого рода поверьям.
Внизу:
1. Двуручный меч, рукоять обтянута кожей и железной проволокой; на клинке более ранней работы, длиной 151,5 см, можно прочесть надпись заглавными буквами, сделанную в XV в.: «GENANNT HERR DIETRICH VON BERNS SCHWERT» («Меч господина Дитриха из Берна»). XIV в.
2. Меч Конрада Тюрингского, ландграфа Гессенского, рыцаря Немецкого (Тевтонского) ордена, его надгробия. 1241 г.
 (698x237, 28Kb)

Рубрики:  холодное оружие

Метки:  


Процитировано 1 раз

Ещё кельтские талисманы

Вторник, 07 Августа 2007 г. 09:51 + в цитатник
Это цитата сообщения MbIwa [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Магические талисманы кельтов

Добавляю изображения магичесикх кельтских талисманов и талисманов Викки- традиции, у истоков которой стоит Друидизм и славянское Волховство- эта традция объединяет их.
Назначения талисманов с верху, с лева на право:
на любовь, выиграть и увеличить силу духа, безопасность в путешествии... Продолжение следует.
 (161x181, 61Kb) (161x181, 63Kb)  (161x180, 61Kb)
Рубрики:  кельтика, артуриана

Метки:  

Мечи.

Понедельник, 06 Августа 2007 г. 18:31 + в цитатник

В.Бэхайм. "Энциклопедия оружия". Глава "Оружие нападения", параграф "Холодное оружие. Меч".
Меч — один из самых почитаемых предметов древности. Не располагая сведениями о том, как он был изобретен, рассмотрим здесь первые средневековые формы меча и их последующие трансформации.
Меч (нем. Schwert) — вид холодного оружия с прямым клинком (нем. Klinge), однолезвийным или обоюдоострым, остроконечным или закругленным у острия, предназначенным для рубящего удара либо удара и укола.69) Рукоять меча обхватывается рукой таким образом, чтобы большой палец лежал у крестовины, а мизинец — у навершия.
На первый взгляд, можно было бы отнести к мечам и все прямые клинки сабельной монтировки, например — французские кавалерийские сабли, так называемые палаши и польскую карабелу; однако такая монтировка все-таки оставляет их в одном ряду с саблями.
В устройстве эфеса (нем. Gefa?) (без последующих добавлений, о которых разговор пойдет ниже) различают: навершие (нем. Knauf), набалдашник, или яблоко, рукоять (нем. Griffholz) и крестовину (нем. Parierstange). Рукоять укреплена на хвостовике или черене клинка (нем. Angel) из более мягкой стали. Клинок бывает обоюдоострым или однолезвийным, острие — закругленным или остроконечным. Боковые стороны клинка могут быть плоскими, с выпуклостью или с ребром (нем. Grat — хребет), а также с долом или несколькими узкими желобками — так называемыми желобками для стока крови (нем. Blutrinnen). Дол (нем. Hohlschliff) — продольная выемка в сторонах клинка, предназначенная для его облегчения.
При изучении холодного оружия следует учитывать, что территориально его происхождение не ограничено одним каким-то местом, но существовали, так сказать, два центра, зачастую влиявшие друг на друга. Так и в истории мечей сосуществовали два культурных потока, один из которых получил изначальный импульс в Римской империи, а другой — на Востоке.
В первом случае формы оружия отмиравшей культуры были просты, тяжеловесны и лишь через столетия приобрели утонченный, законченный вид. Во втором случае эволюция приобрела форму мощного скачка; неожиданно скоро их развитие достигло выдающегося расцвета и повлияло на весь западный мир.
Развитие клинка зависело от уровня техники. Так, в начале античного периода использовался только короткий меч, сходный с паразониумом (лат. parazonium) древних (рис.1). От Италии и Испании к северу в погребениях IV и V веков обнаружены мечи с очень похожими рукоятями и короткими клинками. Клинок такого меча в среднем 45 см длиной, чаще всего выпуклый, обоюдоострый, ко второй трети своей длины расширяется (благодаря чему увеличивалась мощь удара), а затем снова сужается, заостряясь к концу.
Среди германцев, перенявших меч у римлян, первоначально в ходу был только нож — сакс (нем. Sax, старонем. — sahs, англ. — seax), служивший в домашнем обиходе, а впоследствии и в бою (рис.2). Клинок изогнутой формы позже стал прямым. Без сомнения, такой сакс в сражении можно было метать. Однако воины считали это оружие маломощным, и, как только кузнецы научились выковывать изделия большего размера, появился лангсакс (нем. Langsax) с более длинным и тяжелым клинком, обоюдоострый шириной от 3,5 до 4 см и длиною от 40 до 60 см (рис.3). Немного измененной его форма сохраняется в охотничьих ножах. Но и лангсакс показался германцу слишком легким, малодейственным, и в результате возник однолезвийный тяжелый короткий меч скрамасакс (нем. Scramasax). Его клинок был от 6,5 см шириной и длиной от 41 до 76 см, ширина обуха — 6-8 мм. Все эти размеры придавали скрамасаксу небывалую мощь, поэтому им действовали, обхватив длинную рукоять обеими руками (рис.4,5). Короткий меч из поэмы «Беовульф» был назван брайтсаксом (нем. Breitsax), хотя, вероятнее всего, это тот же скрамасакс. Особенностью клинка скрамасакса является глубокий желобок «для стока крови» вблизи обуха. Форма скрамасакса встречается еще в IX и X веках в скульптурах византийского происхождения, например, на порфирном рельефе церкви Св. Марка в Венеции (рис.6) и диптихе собора Хальберштадта. (рис.8]
Однолезвийный рубящий меч — изобретение самих германцев, а стальной длинный обоюдоострый меч, несмотря на то что появился у них очень рано, все-таки перенят от других народов, хотя его название спата (лат. spatha) — нордического происхождения. В руках германцев он вырос и стал еще тяжелее. В ранний период его существования только зажиточные люди могли позволить себе иметь такое дорогое, трудоемкое в изготовлении оружие. Так продолжалось до того времени, пока у германцев не появились социальные разделения общества на знать и простонародье. С этих же пор уже у меровингов меч стал оружием только знатных и в продолжение всей средневековой эпохи оставался принадлежностью исключительно рыцарского сословия.
Простолюдин эпохи Меровингов носил при себе наряду с разновидностью дротика фрамеей (лат. framea) и своеобразным метательным топором франциской (лат. francisca) еще и скрамасакс. Среди всадников мечом мог обладать тоже только знатный человек. Для удобства конного поединка обоюдоострый клинок изготавливали длиной 60-70 см. Именно такие мечи Меровингов примерно 580 года принято считать первой формой меча для всадника. Они отличались широким навершием с приплюснутой верхушкой и небольшой прямой крестовиной. В ножнах с устьем, обоймицей и наконечником, а также в форме и технике украшений знаменитого меча Хильперика (539—584) из собрания Лувра узнает восточное влияние (рис.7).
Свидетельством непрерывного восточного [179] влияния служит письмо Теодориха Великого (454—526) своему шурину, королю вандалов Тразамунду (496—523), где он благодарит за присылку оружия, клинки которого гладки и блестящи, как зеркало, украшены чудесным узором в виде завитков — «червячков».70) Это и первое свидетельство о дамасских клинках. Несомненно, оружие изготовлено в мавританских мастерских северного побережья Африки. И позднее поэты воспевали подобные «червячковые» клинки. Из находки в захоронении короля Хильперика, относящейся, по-видимому, к VIII веку, следует, что и у лангобардов были в ходу длинные мечи. Два найденных клинка — широкие, плоские, в среднем 75 см в длину и с тупым острием. Рукоятки короткие, римской формы.
Что касается рукоятей, то, кроме упомянутой формы, и у северных народов, и у германцев и франков встречается совсем иная, без сомнения, еще более древняя. Такая рукоять чаще всего из бронзы, очень короткая, разделена на поперечные звенья, а нижняя часть завершается шайбой. Подобные мечи, видимо, были обычными в то время. Переход к рукояти с маленькой крестовиной произошел, предположительно, только в VII веке (рис.8).
С VI по VII век произошел мощный взлет производства клинков на Востоке. Это доказывается отличным качеством стали и превосходной выделкой найденных экземпляров, в которых с настоящим мастерством выбран дол. Примечательно, что большинство клинков с V по VII век имели закругленные острия — доказательство того, как мало значения в способе борьбы придавалось уколу. Рукояти VII века еще удивительно короткие, едва рассчитанные на кулак. Навершие приняло форму полудиска, а крестовина была прямой и короткой. Клинок — 85 см длиной и более. Такими их можно увидеть в Золотой псалтыри и других рукописях VIII века, а также и в сохранившихся образцах. Меч возник как орудие нападения, и в его устройстве на первых порах не предусматривалась защита руки. Поэтому самые ранние мечи если и имели, то очень короткую крестовину или диск. Только с развитием фехтования стали думать о способе защиты руки и подходящей для этого форме рукояти, а фехтовальное искусство, как известно, восточного происхождения и распространилось в Европе только во времена первого крестового похода.
Укрепление германо-галльской государственности при Карле Великом вызвало необычайный подъем искусств и ремесел, чему немало способствовали и контакты с Востоком. Восточное влияние делается отчетливым в изготовлении клинков. Приезжавшие из Сирии ремесленники и кузнецы были столь же усердными, сколь и умелыми мастерами. Сначала они развернули свою деятельность на побережьях Сицилии и Испании. Заказчики хорошо платили им за работу. В результате в Европе уже в конце VIII века появились клинки, выполненные с таким искусством, какое в христианских странах не могли превзойти вплоть до XV столетия. В Национальной библиотеке Парижа есть миниатюра в рукописи второй половины XI века, изображающая предводителя франков с мечом. Меч имел рукоять в форме кубка, прямую крестовину и очень длинный клинок с долом до острия. Внутри дола можно разглядеть линии и точки, обозначающие, вероятно, отверстия — так называемые «скважины для яда» (нем. Giftzuge, фр. alemelles a fenetres), до этого встречавшиеся только на мавританских клинках XIV века. На ковре из Байе видны клинки непомерной длины у знатных особ и короткие, около 60 см, — в руках простых воинов. Навершия имеют форму полудиска, рукояти снабжены короткими прямыми крестовинами и сами поразительно коротки. Немного позднее встречаются дискообразные навершия в сочетании с крестовинами, изогнутыми книзу. Навершия такой формы предназначалось не только для того, чтобы предотвратить соскальзывание руки, но и служило противовесом тяжелому длинному клинку. По этой причине они со временем становятся все массивней и тяжелее. В XII веке меч всадника и оружие пехотинца тоже резко отличались, поскольку человек низкого звания вообще не имел права обладать мечом. Даже в Италии, где к простолюдину относились не столь пренебрежительно, он мог вооружаться только пикой или копьем. Экипировка у венецианской милиции вплоть до XIII века не предусматривала меча. В конце этого столетия на клинках появляются гравированные клейма, в которые вбито золото или серебро — простейший вид тауширования.
Примером переходного времени на границе двух веков — XI и XII — служит так называемый «меч святого Маврикия» из императорской сокровищницы в Вене. Несмотря на приписанное ему легендарное происхождение, он датируется эпохой Конрада III (1093—1152 гг.). На другом клинке с долом тауширован серебром Иерусалимский крест; рукоять из позолоченного серебра, на грибовидном навершии — латинские надписи. Немецкий церемониальный тронный меч из того же хранилища изготовлен при Генрихе VI (род. 1165, правил: 1190— 1197) в сицилийских мастерских. На клинке с плоским долом тауширован золотом крест. Рукоять и крестовина украшены эмалью и жемчугом, ножны изготовлены так, как об этом говорит монах из Санкт-Галлена: «Надлежит мечу быть, во-первых, в ножнах (из дерева), во-вторых, обернутым в кожу, в-третьих — в белейшее, светлым воском навощенное полотно, так, чтобы он, с блистающим посередине крестиком, надолго был сохранен для уничтожения язычников».
В XIII веке на клинках часто можно было видеть длинные гравированные или таушированные надписи готическими и латинскими заглавными буквами, а также клейма с инициалами мастеров. Надписи содержали молитвенные, религиозные изречения, так называемые «благословения оружия», или магические заклинания (чаще на мечах из Пассау).
Со времен Каролингов меч имел высокое значение для свободного человека. Ему поклонялись, окружали романтикой волшебства и магии и давали ему, как живому существу, имя. Меч Роланда, выкованный кузнецом Мадельгером из Регенсбурга, назывался «Дюрандаль» (Durandel), меч Карла Великого «Жуайоз» (Joyuse), меч Турпена «Альманс» (Almance), меч Ганелона «Мюлажир» (Mulagir), меч мавританского короля Палигана «Пресиоз» (Preciose), меч Вильгельма Оранского «Шойс» (Schoyuse, Joyeuse), а меч Зигфрида — «Бальмунг» (Balmung). Главный из мечей, наделенных именами в легенде о короле Артуре, — его меч Эскалибур (Caliburn). Его изготовили на острове Аваллон, где владычествовала фея Моргана, и, согласно преданию, им стал владеть потом Ричард Львиное Сердце.
-------------------
По ходу дела немного подпутала нумерацию рисунков, так что, кому интересно, ориентируйтесь по названиям.
Внизу:
Рис.1. 1. Паразониум, короткий меч, найденный у Сесто-Календе. Галлия домеровингской эпохи.
2. Древнейшие саксы.
 (493x551, 50Kb)

Рубрики:  холодное оружие

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в Эльдис
Страницы: 311 ... 10 9 [8] 7 6 ..
.. 1 Календарь