-

Быстрый переход по страницам блога Эльдис:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Эльдис

 -Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2007
Записей: 6286
Комментариев: 105792
Написано: 173072


Мария Стюарт.

Вторник, 02 Марта 2010 г. 21:30 + в цитатник

Долго собиралась написать пост о ней, и каждый раз останавливалась. Не уверена, что готова обсуждать, хотя изложить, пожалуй, стоит.

Хочу сразу предупредить, что моя позиция относительно этой личности - субьективная, и что убедить или переубедить меня в чём-либо невозможно, требовать "правильного" подхода и изложения - тоже самое - смысла нет.

Я решила избежать последовательного рассказа событий и фактов, так же не хотелось бы высказывать какие-либо версии и мнения. Мой пост будет подчиняться внутреннему своему смыслу и порядку.

Так же должна предупредить, что пост будет крайне длинным и может быть приемлем для тех, кто заинтересован в теме.


1. Я не верю портретам.

Я верю посмертным маскам. Именно посмертные маски свободны от условностей живописных школ и стилей, от канонов придворного образа жизни и образа мысли. Посмертные маски не врут. Есть мнение, что с Марии Стюарт было снято четыре посмертных маски, неизвестно - все ли четыре снимались непосредственно с лица, или каждая последующая - с предыдущей. Это важно. Суть в том, что найденные две посмертные маски, значащиеся как посмертные маски Марии Стюарт - разного размера и несколько расходятся между собой.

Итак, сохранились два слепка. Один находится в музее шотландского города Джедбург, другой - в частной коллекции дворца Леннокслав (Lennoxlove House), в Шотландии.

 

Музей, который представляет в экспозиции эту маску  – «Дом Марии Стюарт» (Mary, Queen of Scots house) в Джедбурге (Jedburgh). Эта маска была обнаружена Чарльзом Хэпберном, известным искателем и коллекционером, в Питерборо. Происхождение находки значимо, ведь прах Марии был первоначально захоронен именно там. Маска украшена ручной росписью – нарисованы брови, ресницы, губы.

Ручная роспись - вещь неоднозначная. Но на мой взгляд в данном случае всё не так плохо.

 

 

 (631x640, 58Kb)

 (400x300, 10Kb)

 (500x333, 80Kb)

Относительно этой маски я могу сказать вот что: эта маска женщины, которой отрубили голову, женщины, которая всё ещё пытается что-то сказать окровавленными губами, захлёбываясь кровью. Она пытается глотать, но горла нет... Именно так и было с МС: после того, как с третьей попытки голова наконец была отрублена - она вдруг стала что-то говорить, но что - ни кто не понял. Одновременно эта маска - маска долгожданного успокоения, принятия мира в себя и... даже загадочной женской сущности, женской улыбки. Такое странное и трагичное сочетание. Я признаю эту маску как маску МС.

Вторая маска находится в частной коллекции дворца Леннокслав в Шотландии.

Поместье Леннокслав было куплено 14-ым герцогом Гамильтоном в 1947 году, и тогда в доме разместилась коллекция артефактов XVI века. Среди них есть серебряный ларец Марии Стюарт и сапфировое кольцо королевы, подаренное лорду Джону Гамильтону, 1-му маркизу Гамильтон. К этой же коллекции относится и слепок с лица королевы. Он сделан из воска, детали – брови и ресницы - были добавлены позже, для придания лицу жизненного подобия. Гамильтоны утверждают, что маска хранилась в коллекции семьи около 250 лет.

 (700x343, 32Kb)

 (450x305, 13Kb)

Отсутствие макияжа сильно меняет впечатление.

Почему-то в этой маске я не совсем уверена. Одна из масок больше другой, что может говорить о том, что это разные маски или о том, что слепки делались один с другого, и четвёртый по счёту слепок заметно больше первого. Кроме того, критики говорят о том, что маски выглядят так, как будто они были сняты с молодой женщины, тогда как МС было уже за 40 и она в последние годы болела. Для меня это не является аргументом, потому что совершенно не обязательно у женщины за 40 должно быть лицо, изборождённое глубокими морщинами, отвисшее и т.д. МС страдала от ревматизма, вызванного сыростью в помещениях, где она была заключена в последние годы. Это не значит, что непременно должны быть следы старости на лице.

Застывшей маски естество.

Скрывают губы восковые

Смертельной длани торжество

И узы мрака вековые.

 

Под воском век надежды нет,

Погасли солнечные зори,

Там нет ни радости ни горя

Лишь хладный запредельный свет.

 

Но чаша, полная дождя,

Забыта в храме на ступенях,

И плачут струи, в синих тенях

Свою обитель находя.

 

То милость неба льётся в чашу

Благословеньем запоздавшим.

 

© Е.Машкова.

 И, наконец, третье, что можно представить в этой части - это скульптурное изображение на надгробии.

Скульптурное изображение королевы, украсившее гробницу, было создано Корнелиусом Кюре в период между 1606 и 1616 годами. Фрагментарные копии этой скульптуры также украшают музейные экспозиции шотландских замков Линлитгоу и Фолкланд. Изображения иногда именуются «посмертными масками», поскольку были созданы для гробницы.Точно неизвестно, пользовался ли мастер посмертной маской МС или её портретами или просто создал условный образ.

 (500x333, 103Kb)

Так же имеется камея с её портретом, видимо тоже чисто условное изображение. (Италия, 1570е)

 (350x376, 54Kb)

Заканчивая главу о посмертных масках, я хотела бы представить тут так же посмертную маску Елизаветы I Тюдор.

Если я верно поняла, это надгробное изображение было сделано с посмертной маски королевы. Здесь тоже можно заметить, что маска чуть моложе, чем можно было бы ожидать. Маска немного сглаживает морщины и складки, что и делает лицо моложе. Так мне кажется...

 (420x485, 59Kb)

Заканчивая эту часть, я ещё раз хочу повторить, что ни что так не выявляет внутреннюю сущность - как посмертная маска.

 2. Я не верю портретам. Более всего я не верю придворным живописцам.

Рассмотрим некоторые имеющиеся портреты МС. Прежде всего те, которые касаются её детского и подросткового возраста. Даже придворный живописец не может сильно исказить образ ребёнка, поэтому детские портреты МС мне кажутся более достоверными.

François Clouet 1549-1550

 (160x213, 22Kb)

1555года, автор ??

 (304x500, 66Kb)

Неизвестный автор. Франция, предположительно 1558 год

 (401x594, 79Kb)

Далее идут многочисленные клоны Француа Клуэ, выполненные строго канонически, и порой кажется, что не с оригинала, а с одного выбранного эталона. Предположительно, портреты были написаны в 1559-1560г.

 (200x267, 32Kb)  (200x272, 28Kb)  (200x238, 26Kb)


 (200x278, 29Kb)  (200x307, 27Kb)

Портреты практически одинаковые, различаются только длинной носа: от длинного до очень длинного. Вопрос: возможно ли с натуры за год написать 5 почти одинаковых портретов молодой вдовы? Думаю, с натуры писался один из них, а потом зачем-то растиражировался.

Так же имеется портрет того же мастера, относящийся к 1558г.

 (344x509, 55Kb)

Возникает пара вопросов: откуда за год у МС взялся длинный нос? В самом деле, когда мы смотрим на портрет другого автора за 1558год - ни что не предвещает длинного носа, а вот у Француа Клуэ с носом просто беда... К тому же, глядя на выше показанные портреты в его исполнении ни как не скажешь, что это девочка 16ти лет, а вот портрет неизвестного автора за тот же год соответствует возрасту изображённой королевы. Но откуда взялся длинный нос? Его нет на ранних портретах, нет у посмертных масок. Но есть у Француа Клуэ и некоторых других художников. Быть может этой чертой лица художник хотел обратить внимание на французское происхождение МС, на её мать - Маию де Гиз? Художник хотел подчеркнуть родовую приемственность?

Однако и матери МС достался от художников в разной степени длинный нос.

На портретах: Мария де Гиз (мать МС) и Яков V король Шотландии (отец МС)

 (661x555, 80Kb)

 (640x480, 68Kb)

Но продолжу о портретах МС.

Имеется ещё один портрет МС кисти Франсуа Клуэ. Совершенно другой, трудно представить, что это тот же автор! Словно другой рукой исполнено, другими глазами увидено.

 (425x591, 79Kb)

А здесь ей 17 лет, то-есть через год - опять нос нормальный. Jean Decourt.1559.

 (410x600, 44Kb)

Очаровательный портрет без комментариев, у меня нет записей к нему, к сожалению...

 (364x596, 103Kb)

Все портреты между тем очень похожи, словно один с другого писались. Я всё же думаю, что это влияние канона придворной живописи.

На этом портрете МС изображена вместе со своим вторым мужем.

Henry Stewart, Lord Darnley, Maria Stuart. Здесь снова произошла метаморфоза с носом.

 (650x497, 98Kb)

Шотландия, 1565г.

 (450x586, 84Kb)

Опять же, ничего не могу сказать об авторе, и даже точная дата неизвестна.

 (416x575, 93Kb)

Надо сказать, что и у Елизаветы с носом на портретах происходят некоторые метаморфозы. И тут речь идёт не только о длинне носа, но и о горбинке. Похоже, что художники того времени всё же считали, что у королев нос должен быть значительным :) Вот ряд её портретов:

 (435x640, 86Kb)

e31182809d5e (471x640, 71 Kb)

 (523x640, 114Kb)

Канон - есть канон. Вот несколько красавиц того времени (или близко к тому):

Диана де Пуатье.

 (370x525, 50Kb)

Маргарита Валуа. (обратите внимание на нос!)

 (170x238, 9Kb)

Жанна де Альбре (мать Генриха IV)

 (370x507, 60Kb)

Ну хватит с нас носов, оставим их наконец. И закончим пока портретную часть.

3. Почему МС могла претендовать на английскую корону.

Мария Стюарт была дочерью шотландского короля Иакова V и французской принцессы Марии Лотарингской. Кровь Гизов и Бурбонов по линии матери, кровь Тюдоров по линии отца – роковые дары, полученные королевой от родителей. Царский венец достался ей с колыбели: Иаков V умер через несколько дней после рождения дочери, оставив наследнице престол и царство. При том она являлась внучатой племянницей Генриха VIII, и на этом основании могла считаться законной наследницей английского престола, в противовес незаконнорожденной еретичке Елизавете, которую сам отец - Генрих VIII объявил бастардом.

Согласно некоторым генеалогическим исследованиям, например проведённым Гарднером - род МС происходит от рода Меровингов. У меня есть родословная, показывающая каким образом это происходит, однако я решила её сюда не помещать, потому что тогда пост будет просто непомерно огромным.

4. Продолжу портретную галерею действующих лиц трагедии...

 Джеймс Стюарт, граф Меррей. (сводный брат Марии)

 (426x555, 26Kb)

Франциск II, первый муж МС, король Франции.

 (509x600, 35Kb)

Задаются вопросы: почему МС не стала после смерти королевой Франции или "вдовствующей королевой", но в спешном порядке удалилась назад в Шотландию? Потому что Екатерина Медичи её бы отравила так же, как отравила её мужа, убирая со своего пути...

Екатерина Медичи.

 (422x600, 54Kb)

Генрих II.

Генрих II (370x605, 92 Kb)

Генрих VIII Тюдор.

 (480x699, 62Kb)

Анна Болейн.

proshloe_003 (445x600, 73 Kb)

Мария Кровавая.

 (180x224, 17Kb)

Henry Stuart, Lord Darnley. Второй муж МС.

 (458x590, 52Kb)

Филипп II Испанский.

 (400x560, 51Kb)

Давид Риччо.

 (298x389, 46Kb)

Другой портрет.

pers-riccioДавид Риччо (166x206, 12 Kb)

Джон Нокс.

Джон Нокс (231x348, 35 Kb)

Джеймс Хэпберн, граф Босуэлл. Третий муж МС.

 (450x446, 46Kb)

Френсис Уолсингем.

 (454x640, 27Kb)

Материалов ещё очень много, но пока ограничусь этими портретами.

5. Я не буду излагать ход истории, подробности происходящего. Думаю, все приблизительно знают ситуацию.

Итак, по указу Елизаветы 8 февраля 1587 года Мария Стюарт была казнена путем обезглавливания в замке Фотерингей.

Она отказалась отречься от своих прав на английский престол даже во имя жизни, хотя Елизавета предлагала ей свободу в обмен на титул. Мария Стюарт предпочла умереть королевой.

Копия указа о казни Марии Стюарт, подписанного Елизаветой.

 (698x356, 74Kb)

6. Предсмертное письмо и последние слова.

Она пишет Елизавете:

«Государыня, от всего моего сердца благодарю бога за то, что ему угодно, посредством Вашего приговора, положить конец томительному странствованию моей жизни. Я не прошу продлить ее: я имела слишком много времени на то, чтобы изведать все ее горечи…»

 

Мария Стюарт в свой последний час сказала Эндрю Мелвиллу, специально прибывшему на казнь посланнику Иакова, следующие слова: "Только сообщи, что я умерла верная своей религии, истинной католичкой, истинной дочерью Шотландии, истинной дочерью королей. Да простит бог тех, кто пожелал моей смерти. И скажи моему сыну, что никогда я не сделала ничего, что могло бы повредить ему, никогда ни в чем не поступилась нашими державными правами".

7. Предсмертное письмо (исповедь) Босуэла. Многие оспаривают его подлинность. Однако, в этой истории кажется все оспаривают всё, так что совершенно доказанного и подлинного ничего нет.

Летом 1573 года граф Босуэлл был перемещен из крепости Мальме в тюрьму замка Драгсхольм. Согласно некоторым сведениям, еще находясь в Мальме Босуэлл тяжело заболел. Он решил составить завещание и раскрыть наиболее загадочные обстоятельства своей жизни. В присутствии свидетелей он продиктовал свою последнюю волю и исповедался. Признания графа, зафиксированные на бумаге современниками, ныне хранятся в Библиотеке Эдинбургского Университета. «Завещание Босуэлла» стало предметом пристального изучения историков. Что же сообщает миру этот документ?

В «завещании» Босуэлл признавался, что королева Шотландская не принимала никакого участия в заговоре, направленном против короля Шотландии, лорда Дарнли. Убийство Дарнли было подготовлено и совершено им самим, а также другими людьми, чьи имена указаны в документе – лордами Мортоном, Аргайлом, Бойдом, Хантли, Крауфордом и прочими. Также Босуэлл утверждал, что использовал колдовство для достижения желанного брака с королевой, и любовное чувство Марии Стюарт было следствием этой магии. Далее следовало раскаяние во множестве нечестных поступков, совершенных по отношению многим дамам и девицам, которых граф обольстил. Как гласит документ, после признания всех своих злодеяний Босуэлл получил последнее причастие и умер.

Казалось бы, эта удивительная бумага проливает свет на самые таинственные события истории. Однако большинство исследователей считают «завещание Босуэлла» подделкой, сфабрикованной сторонниками Марии Стюарт с целью восстановить репутацию королевы. На чем строятся эти опровержения подлинности?

Сохранившееся «завещание» известно в двух копиях, - на латинском и датском языках. Само существование копий вызывает вопрос, - кто и зачем скопировал документ?

Из документа следует, что Босуэлл умер в Мальме в 1573 году. Однако это не соответствует действительности. В 1573 году граф был переведен из Мальме в тюрьму замка Драгсхольм, где скончался пять лет спустя, 14 апреля 1578 года.

Также в документе называются имена свидетелей, присутствовавших при составлении завещания и оглашении последней воли. Исследователи биографии Босуэлла, историки Роберт Гор-Браун и Хэмфри Драммонд отмечают, что двое из указанных в этом списке людей к моменту «составления завещания» уже были мертвы - Отто Брах (Otto Brahe) умер 1571 году, Гильденстерн Фултоф (Gyldenstjerne Fultofte) в 1569 году. Таким образом, эти люди никак не могли присутствовать при смерти графа.

Роберт Гор-Браун, историк и биограф графа Босуэлла, утверждал, что «завещание» является абсолютной подделкой. Сфабриковавшие его люди имели устаревшие сведения о положении дел в Дании, - именно поэтому в список «свидетелей смерти» графа попали ранее умершие личности. Роберт Гор-Браун полагал, что подлинное завещание Босуэлла могло существовать. Возможно, что оно даже относилось к указанному 1573 году. Если учесть сведения о тяжелой болезни Босуэлла, начавшейся в Мальме, то можно предположить, что в определенный момент граф действительно стал готовиться к смерти. Он вполне мог составить завещание, продиктовав его кому-то из свидетелей. Если эта подлинная бумага когда-то существовала, то она могла быть положена в основу подделки.

8. К вопросу о нравственности.

МС упрекают в том, что она вела безнравственный образ жизни, имея в виду подозрение, что она забеременела прежде того, как вышла за Босуэла и прежде того, как умер её второй муж - Дарнлей.

Что же на это сказать? Стоит вспомнить самого Генриха Тюдора и зачатие Елизаветы. Вспомним, как Елизавета сватает МС в мужья вместо короля Испании - своего любовника Цыгана! 

Одна из первых дам шотландского двора Mary Fleming:

Родословная ее была не только благородной, но и королевской. Король Иаков IV приходился ей дедушкой, - так же, как и Марии Стюарт. О бабушке Мэри Флэминг известно очень мало. Она была любовницей короля, и ее имя не упоминается в архивах. Возможно, это была Джейн Кеннеди или Агнес Стюарт (позже графиня Босуэлл). Мать Мэри Флэминг, леди Джанет, имела шесть детей от мужа и одного ребенка от короля Франции Генриха II.

Битоны были одним из самых могущественных кланов Шотландии в 16-м столетии. Это фамильное древо имело много ветвей, и в хрониках встречаются различные варианты написания фамилии - Beaton, Betoun или Bethune. Ближайшие родственники Мэри Битон не имели благородной крови, но занимали высокие посты в государстве. Предки по мужской линии служили казначеями у королей Иакова IV и Иакова V, а мать была фрейлиной королевы Марии де Гиз. Отец Мэри Битон имел много сестер, которые выделялись среди других придворных дам. Одна из этих сестер, Элизабет, была любовницей Иакова V, отца Марии Стюарт. Она родила королю дочь Джанет, графиню Аргайл.

Старшая из сестер, тоже Джанет, по некоторым данным имела связь с графом Босуэллом. Ее имя связывали с убийством лорда Дарнли.

И т.д. и т.п. Таким образом, кто без греха?

8. Послесловие.

Знаменитая балерина Майя Плисецкая в одном из интервью:

- Вас всегда терзала неудовлетворенность: хотелось делать что-то новое, необычайное, рвать цепи традиций. Есть ли такой образ, который вам хотелось бы воплотить, есть ли такая личность, которая волнует сейчас ваше воображение?

- Да, есть такой образ. Это - королева Шотландии Мария Стюарт. Считаю ее единственной, самой гениальной женщиной всех времен. Ее судьба привлекает мое внимание не только пленом и трагической гибелью на эшафоте. Ведь головы рубили многим... В ней есть то особое, что выделяет гения. Как известно, она писала дивные сонеты, поэтические письма, вела дневники, увлекалась театром, играла на музыкальных инструментах, в совершенстве владела многими иностранными языками, в том числе итальянским. Она, я повторяю, только она одна в свое время могла прочитать в оригинале новеллы итальянца Банделло, которые впоследствии стали основой, по моей версии, приписываемых Шекспиру знаменитых пьес. Иначе как объяснить факт пропажи огромных баулов со стихами и записями Марии Стюарт в день ее казни, которые она писала на протяжении 18 лет, находясь в заточении. Эта загадка мучает меня.


9. Некоторые вещи МС.

Тартан Стюартов:

 (180x180, 35Kb)

Арфа МС.

 (309x588, 16Kb)

Кольцо с сапфиром, принадлежавшее Марии Стюарт

Кольцо с сапфиром, принадлежавшее Марии Стюарт (150x122, 5 Kb)

Молитвенник

 (611x400, 88Kb)

Украшения

 (450x300, 15Kb)

Знаменитый ларец.

 (343x250, 31Kb)

Чётки с распятием и молитвенник, бывшие с ней на эшафоте.

 (379x294, 64Kb)

Часы.

ms-things-02 (231x285, 14 Kb)

Кулон.

 (505x451, 51Kb)

Футляр для благовоний и медальон.

 (279x227, 66Kb)  (259x182, 22Kb)

Корона, скипетр и меч, которые использовались на коронации Марии Стюарт.

 (160x202, 8Kb)

Детали одежды Марии Стюарт

 (304x493, 62Kb)

Предположительно - мяч, принадлежащий МС, самый старый сохранившийся мяч...

 (203x152, 13Kb)

SERVER-114840603-1 (371x529, 59 Kb)

Rosary shown on the Mary Stuart Society webpage prior to showing her grave at Westminster Abbey.

Rosary shown on the Mary Stuart Society webpage prior to showing her grave at Westminster Abbey (229x331, 11 Kb)

Вестминстерское аббатсство - место захоронения обеих королев.

 (659x443, 57Kb)

Scotland The Brave


Прошу извинить меня за то, что не даю ссылок. Я давно занимаюсь этой темой, и боюсь, что сейчас уже не соберу всех ссылок, которые послужили мне для этого поста.

Многие материалы были взяты здесь:

 

http://www.maria-stuart.ru/

Серия сообщений "посмертные маски":
Часть 1 - посмертная маска Пушкина
Часть 2 - Посмертная маска Есенина.
...
Часть 6 - Посмертные маски Робеспьера и Марата.
Часть 7 - Посмертная маска Моцарта.
Часть 8 - Мария Стюарт.
Часть 9 - Посмертная маска Валерия Чкалова.
Часть 10 - Посмертная маска Лоренцо Медичи.
...
Часть 17 - Посмертная маска Джона Китса
Часть 18 - Неизвестная из Сены.
Часть 19 - Посмертная маска Булгакова.

Серия сообщений "гончая по следу":
Часть 1 - Чёрная Мадонна. Часть 1.
Часть 2 - Чёрная Мадонна. Часть 2.
...
Часть 17 - Адонис, Озирис, Митра.
Часть 18 - Посмертная маска Моцарта.
Часть 19 - Мария Стюарт.
Часть 20 - Ролик "Мистерия Персефоны". Персефона и Офелия.
Часть 21 - Теория относительности. Яблоки, Ромео и Джульетта и другие персонажи.
...
Часть 25 - Легендарный испанский рыцарь Эль Сид.
Часть 26 - По следам Эль Сида изгнанника.
Часть 27 - Эль Сид в Валенсии

Рубрики:  авторское_поэзия
история
Метки:  

Процитировано 18 раз
Понравилось: 5 пользователям



ASorel   обратиться по имени Вторник, 02 Марта 2010 г. 22:33 (ссылка)
Пост восхитителен!
Я прочитала все. Честно! И он уникален по своему подходу к теме.
Жаль, что я плохо знаю ту эпоху и не могу особо поддержать беседу или что-то возразить.

Что такое тартан?
Ответить С цитатой В цитатник
Печальная_Эльза   обратиться по имени Вторник, 02 Марта 2010 г. 22:40 (ссылка)
Прочитала с интересом,узнала много нового.Спасибо за пост,это ведь был такой труд его создать.Удивительно,что сохранились все эти вещи, указ о казни,ее письмо,ее украшения,столько веков прошло.Еще очень впечатлило твое описание посмертных масок и сравнение портретов, я даже не обращала внимания на такие вещи,но теперь буду по другому смотреть, это все очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
robot_marvin   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 00:48 (ссылка)
По поводу странного поведения отсеченной головы Марии, королевы Шотландской. Это типичная картина. Некоторое время (до 10-15 минут) продолжаются рефлекторное сокращение лицевых мышц, наблюдается движение нижней челюсти. Во времена революционного террора во Франции, когда гильотина работала, как конвейер, отмечались такие вещи - некоторые головы в корзинах как бы пытались эти корзины прогрызть, наблюдались случаи, когда одна голова намертво схватывала зубами другую и т.п.
Это считается чисто рефлекторным явлением, и повторюсь, оно хорошо известно.
Насчет надгробия - оно изготавливалось во время правления ее сына:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0...%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B8%29
Возможно, скульптор хотел польстить королю, который вряд ли помнил облик своей матери.
Насчет возрастного - в последние годы жизни королева Мария носила парик, в нем она явилась и на казнь, поэтому, когда палач поднял отсеченную с очередной попытки голову, голова упала на помост, а в руках палача остался лишь парик. Она (Мария) была почти полностью седой. Это в ее-то годы. Хотя в те времена старели раньше, да и ранняя смерть была делом обыденным... Но это уже издержки эпохи. Мне кажется, обе маски принадлежат королеве Марии. Возможно, сделаны в разное время, кажем, до и после бальзамирования. Вообще посмертные маски - Вещь коварная и может разрушить наши стереотипы представления о том или ином человеке. Вот, к примеру, посмертная маска Наполеона, выставленная в Новом Орлеане:
http://www.liveinternet.ru/users/caro/post121358291/
(надеюсь, пост откроется). Я не узнал его. Хотя определенное сходство с молодым генералом, которого так романтизировал Давид, найти можно. Для сравнения:
http://ilovewargameing.21.forumer.com/viewtopic.ph...stdays=0&postorder=asc&start=0
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 00:52 (ссылка)
Просто потрясают масштабы твоего исследования! И я ведь знаю, что это и правда очень краткое изложение, за которым стоит гигантский труд, в том числе и духовный...
Очень красивая женщина. Портреты слабо передают ее красоту.
И очень талантливая. Крайне интересна судьба ее личных бумаг!
С большим интересом рассмотрела ее вещи - все очень изысканное, утонченное...
А вот украшения напоминают мне эпоху Меровингов. :)

Одно только критическое замечание - поправь фразу про Елизавету, которая предлагала ей брак со своим любовником, ты "Цыган" (его кличку) написала с маленькой буквы. :)

Перечитаю еще раз, очень внимательно, есть масса вопросов. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 01:02 (ссылка)
ASorel, Твоё мнение для меня очень ценно, я рада, что тебе понравилось!)
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 01:02 (ссылка)
Печальная_Эльза, Посмертные маски - любопытная вещь, они правдивы как ни что другое.
Ответить С цитатой В цитатник
robot_marvin   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 01:03 (ссылка)
Да, и как постскриптум. По поводу гениальности. Мэри и Элизабет стоили друг друга. Это были неординарнейшие личности. Возможно, Элизабет была сильнее как политик, как государственник.
Но я не берусь выделить кого-то них именно как личность, индивидуальность.
Достаточно сравнить этих дам с довольно бесцветной последней королевой из династии Стюартов - Анной.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0...%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%29
Имхо, единственное, что останется в учебниках истории от ее правления - это создание Соединенного Королевства.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 01:05 (ссылка)
ASorel, Тартан - это шотландский клетчатый узор, у каждого клана свой вариант. Они этим гордятся :)
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 01:09 (ссылка)
robot_marvin, Да, про рефлекс я знаю, почти у всех проявляется. У МС ещё дело осложнилось собакой, оказавшейся у неё под подолом. Собака зашевелилась и напугала присутствующих. Так говорят.
Про Наполеона я тоже писала, его посмертная маска очень впечатляет. Многие оказываются другими, не такими как мы себе их представляем. У меня есть фото посмертной маски Юлия Цезаря. Вот уж вообще трудно вообразить. Я даже не знаю, буду ли выкладывать, слишком странно.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 01:11 (ссылка)
Эльф_в_капюшоне, Я очень сократила свои материалы, иначе получилось бы бесконечно много, и по портретам и по всему остальному. Возможно позже всё же разберём родовое древо Стюартов. Спасибо за поддержку!)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 11:31 (ссылка)
Эльдис, я почти ничего не знаю о посмертных масках, поэтому твои рассказы о них для меня - почти что откровение.
Очень впечатлила первая. Хочется верить, что именно она передает истинную Марию.
К носам я раньше особо не приглядывалась, но теперь у меня это превратится в навязчивую идею=)

А вот говорить об отношении к Марии Стюарт сложно, потому что все равно невольно возникают сравнения с Елизаветой I. А сравнивать не всегда хочется, потому что они обе очень разные.
Интерес к Елизавете у меня всегда был чуть больше, поэтому, наверное, субъективно и симпатии в отношении политики на ее стороне.
Некоторые поступки Марии же мне всегда казались глупыми и недальновидными, но не будь их, она бы, наверное, не стала той Марией Стюарт, образ которой до сих пор притягивает историков, литераторов, художников...
И да, она до конца осталась королевой.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 13:54 (ссылка)
Эльдис, я думаю, теперь можно выкладывать частями, подробно. Потому что интересно. Ты хорошо пишешь. История с собачкой в корсаже очень трогательная - возможно, это было последнее и единственное живое существо, которому королева могла доверять...
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 19:18 (ссылка)
NADYNROM, Как политик Елизавета конечно сильнее, и позиция её изначально была сильнее и устойчивее, удача была на её стороне, не смотря на то, что она была бастардом. Елизавета всю себя целиком посвятила Власти, Мария же прошла много дорог, испытала много горечи.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 19:19 (ссылка)
Эльф_в_капюшоне, Да, кроме собачки, от которой мало было помощи - больше опереться было не на кого, так сложилось :)
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 19:22 (ссылка)
NADYNROM, А к стати, интересно было бы на время поменять их местами: Мария бы благополучно сидела в Англии и подкупала продажных и драчливых шотландских лордов, чтобы они пинали Елизавету, выдирая друг у друга деньги и власть, а Елизавета пусть бы одна в в славной Шотландии побарахталась, окружённая шпионами и психами :))
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Среда, 03 Марта 2010 г. 20:42 (ссылка)
Эльдис, меня удивляет, отчего Елизавета так запросто предлагала Марии Робина-Цыгана. Неужели он сам не оскорбился? Ведь он - ее ровесник, верный друг детства, и когда на нее всем было наплевать, он продавал свои поместья и ценности, чтобы ее обеспечить. Только вот женился в 16 лет по импульсу или по расчету, и перечеркнул себе возможность стать принцем-мужем при Елизавете. Не понимаю я иногда людей...
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Четверг, 04 Марта 2010 г. 08:43 (ссылка)
Эльф_в_капюшоне, Мне как раз понятно, если бы мужем МС стал бы не идиот Дарнлей (тоже купленный, но бестолковый), а человек более верный и близкий к Елизавете - то судьба МС сложилась бы может быть ещё более жёстко, а жизнь - короче. Переворот был бы удачен, в отличии от жалких попыток Дарнлея, которого хватило лишь на то, чтобы убить чужими руками беззащитного музыканта.
А Елизавета ведь любила только власть, она ничего не теряла, превращая любовника в шпиона. Я сочувствую Елизавете, ей досталось тяжёлое детство, я уважаю её таланты и дарования, но...
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Суббота, 06 Марта 2010 г. 23:25 (ссылка)
Эльдис, Риччио был не только музыкантом, но и верным советником, личным секретарем, на которого можно было положиться, с которым можно было обсудить все, что угодно, включая государственные дела. Они знали, куда бить - он был доверенным лицом Марии и мог ей помочь. Это был удар, направленный в том числе и на нее - вырвать друга из рук беременной королевы и убить у ее ног! Наверное, они надеялись, что она тоже заболеет и умрет...

Кстати, мне пришла в голову одна мысль. Про Шекспира. Но я лучше ее в письме тебе озвучу.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Воскресенье, 07 Марта 2010 г. 13:40 (ссылка)
Эльф_в_капюшоне, Вообще они имели в виду нормальный переворот, чтобы власть перешла в руки к Дарнлею. Наверное думали, что психологический эффект будет таков, что она подпишет документ, в котором бы власть передавалась в его руки. Но вышло иначе.
Про Шекспира я всё-таки считаю, что всё было написано Ричмондом и его супругой, возможно частично на основе сюжетов Банделло, хотя я честно скажу, что не знаю этого автора.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Воскресенье, 07 Марта 2010 г. 14:07 (ссылка)
Эльдис, Шекспир и правда пользовался произведениями Банделло и Саксона Грамматика (я сличала в свое время), а так же различными преданиями и легендами и античными источниками и многим другим. Не знаю, есть ли у него сюжеты, которые полностью были бы разработаны им.

Хотела тебя спросить - у МС все-таки какой был натуральный цвет волос? А глаза серые или голубые?

Письмо тебе написала. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Воскресенье, 07 Марта 2010 г. 14:27 (ссылка)
Эльф_в_капюшоне, Но Шекспир был едва грамотный, мог ли он читать Банделло? Где, какое образование он получил?
На счёт волос. Есть такой эффект, когда человек в шоковом состоянии седеет буквально за одну ночь.
У меня есть подозрение, что МС была ещё с нормальными для своего возраста и образа жизни волосами, когда ехала в Фотерингей. А вот что случилось потом - не могу сказать с уверенностью.
3й по счёту портрет - по цвету правильный, потом волосы стали потемнее с возрастом. ИМХО :)
Ответить С цитатой В цитатник
robot_marvin   обратиться по имени Воскресенье, 07 Марта 2010 г. 14:48 (ссылка)
Эльдис, Эльф_в_капюшоне, прошу прощения за бесцеремонное вмешательство, но тема Шекспира меня очень заинтересовала. К вопросу об использовании Шекспиром античных первоисточников - сравните вот эту его пьесу (в конце 70-х она была у нас экранизирована):
http://rus-shake.ru/translations/The_Comedy_of_Errors/Nekor/1958/
и вот эту комедию Плавта:
http://lib.ru/POEEAST/PLAVT/plavt3_1.txt
Небольшая статья об этой пьесе:
http://rus-shake.ru/criticism/Zelinskiy/The_Comedy_of_Errors/
Меня в свое время поразило сходство этих двух пьес, будь дело в наши дни, вопрос о плагиате всплыл бы непременно:)
В принципе, не одной это его пьесы касается, вопрос о первоисточниках его пьес очень и очень интересен.
И возможно, эта ссылка вызовет резкое неприятие (дама довольно безапелляционна в своих суждениях), но мне показалось заслуживающими внимания в ее вивисекции "Отелло" два момента - датировка времени действия пьесы (привязка к конкретным историческим событиям) и довольно нестандартное предположение, что возможно, Отелло был гранадским мавром, причем из числа высшей аристократии эмирата.
http://vorontsova-nvu.livejournal.com/388299.html
Повторюсь - читайте осторожно, дама очень резко высказывается о своих оппонентах:)
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Воскресенье, 07 Марта 2010 г. 14:52 (ссылка)
Эльдис, я условно пишу "Шекспир", раз уж его имя стоит на всех книгах. :)
Получается, что глаза серые, т.е. кельтская женщина?

robot_marvin, но он и правда не сам все придумал!!!!!!!!! :)))))))))
Ответить С цитатой В цитатник
robot_marvin   обратиться по имени Воскресенье, 07 Марта 2010 г. 18:01 (ссылка)
Эльф_в_капюшоне, да понимаю я это:)
Шекспировский вопрос - вот что интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Понедельник, 08 Марта 2010 г. 00:05 (ссылка)
robot_marvin, Эльф_в_капюшоне, Совсем засыпаю, завтра пройду по ссылке!
Но вообще для меня не вопрос: Шекспир - это только имя. Писал не он, он не мог...
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Понедельник, 08 Марта 2010 г. 13:43 (ссылка)
robot_marvin, я думала, что мы пока заодно и "плагиат" разбираем, т.к. возник вопрос, что пропали бумаги МС, где были переводы итальянских произведений.

Кстати, про "плагиат" и про некоторые статьи. Если я правильно помню, в то время театр развивался в основном по трем направлениям, все три на "м" - "миракли", т.е. пьесы о чудесах и мученических подвигах святых, "морали" (тут все понятно) и еще какая-то третья линия, не помню... причем почти всегда играли любители (высмеянные Шекспиром в некоторых пьесах, кстати...), например, хирурги разыгрывали "миракль" о своем святом-патроне, с использованием "цеховых инструментов"...
"Плагиат" тогда еще не всегда считался плагиатом, т.к. было даже как-то не совсем прилично заявлять, что, мол, я все придумал сам - лучше всего было сослаться на ученую книгу, античный источник или что-то вроде того, и объявить, что все происходило на самом деле...
Однако для нас, конечно, все это не извиняет кражу и дальнейшее использование переводов МС.

Если я правильно помню, "Глобус" того времени был передовым театром, хотя женщины там все же не играли... и пьесы репертуара - действительно "прорыв"! Они идут до сих пор, и никто пока ничего лучше не написал...
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Понедельник, 08 Марта 2010 г. 13:43 (ссылка)
Эльдис, ждем твое появление. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Вторник, 09 Марта 2010 г. 13:28 (ссылка)
robot_marvin, Пока прочитала предварительный текст упомянутой дамы, исследующей произведения "Шекспира". Конечно отчасти она права, нельзя сказать, что всё ею утверждаемое - глупости. Но с другой стороны, когда я слышу, что некий литературовед берётся установить точные даты описываемых в литературном (не историческом) произведении событий - невольно вспоминается виртуоз установок дат - Фоменко. Текстов там много, можно сказать, что целая книга. Потихоньку прочитаю :)
Ну а что касается авторства - для меня ясно, что Шекспир дал лишь фамилию, истинный автор в тени.
Ответить С цитатой В цитатник
robot_marvin   обратиться по имени Вторник, 09 Марта 2010 г. 16:49 (ссылка)
Эльдис, привязка - Гранада - Венеция - Алеппо - Кипр. Там только одна-единственная пьеса рассматривается (я бы сказал, над ней производится вивисекция) - "Отелло". Просто ее действие хронологически очень близко шекспировской эпохе.
Об исторической привязке "Гамлета" или "Титуса Андроникуса" говорить смешно, а уж о "Сне в летнюю ночь" - подавно:)
Кстати, когда появилась традиция делать Отелло чернокожим? Мавр - это человек средиземноморского расового типа, даже возьмем пример Эфиопии - Хайле Селассие I, 225-й Император Эфиопии, прямой (как говорят потомок царицы Савской и царя Соломона) - его снимки оцените. Это негр? -
http://www.liveinternet.ru/users/_robot_marvin_/post108259429
О Шекспире - к вопросу авторства шекспировских текстов я исхожу из позиции, занятой позднесоветскими исследователями раннего христианства - не принципиально, существовал ли реальный проповедник по имени Иисус - много интереснее разбор произведений, авторство которых (в большинстве случаев, и не без участия церкви) установлено - апостолов Павла и Иоанна.
Хотя, знание апокрифов, имхо, необходимо любому человеку, интересующимся историей античности.
Что до Шекспира - пока что доводы противников его авторства меня не убеждают (но я открыт для любых аргументов pro et contra).
Очень сжато прокомментировал - если поделитесь ссылками на источники (не важно, на русском или английском), опровергающие его авторство - был бы весьма признателен.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльф_в_капюшоне   обратиться по имени Вторник, 09 Марта 2010 г. 18:31 (ссылка)
robot_marvin, ну почему нельзя делать привязки, Саксон Грамматик описал историю Гамлета (пусть и не указал настоящее имя принца, а только его прозвище - "Дурачок") как вполне реальную, я не думаю, что он все сочинил из воздуха. :) Конечно, его Гамлет - человек страшный, и образ не такой глубокий, как у Шекспира, но однако реальный.
Или Ромео и Джульетта - их история тоже вполне реальна, пусть и заканчивается не так, как в пьесе. :)
Так что, кроме того, и авторство сюжетов оспаривать можно. :)

Что касается авторства человека по имени Шекспир - никуда не деться от фактов, что оно очень и очень спорно...

Не знаю, отчего Отелло черный - м.б., так было легче подать его публике, и публика с восторгом приняла, - ведь возникло же откуда-то выражение "африканские страсти". :))) Значит, чего-то такого ждали именно от персонажа именно в такой трактовке. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку