-

Ѕыстрый переход по страницам блога Ёльдис:

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ёльдис

 -–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 07.04.2007
«аписей: 6615
 омментариев: 109921
Ќаписано: 177707



ѕетроглифы Bohuslan

—реда, 14 »юл€ 2010 г. 23:13 + в цитатник

Ёто наскальные рисунки в Ўвеции, в провинции Ѕохуслен (Bohuslan).

Ѕольше нигде в ≈вропе нет такой концентрации выразительных и разнообразных наскальных изображений. Ѕольшинство рисунков найдено около “анума, и в 1994 году эта область получила статус «ћировое наследие» ёЌ≈— ќ.

ќсновна€ часть петроглифов в Ѕохуслене создана в эпоху поздней бронзы (1800-500г.д.н.э.)

»зображени€ сгруппированы более чем в 100 местах вдоль 25-километровой линии, котора€ в древности была берегом фьорда.

Ѕольшинство вырезанных фигур сейчас заполнено красной краской. Ёто было сделано работниками музе€ с целью облегчить изучение рисунков. Ѕыли ли петроглифы закрашены и в бронзовом веке – неизвестно.

»звестны 4 основных участка, где сгруппированы петроглифы “анума: ¬итлюке (Vitlycke), јспебергет (Aspeberget), Ћитслебю (Litsleby), ‘оссум (Fossum).

¬итлюке.

—ама€ известна€ сцена ¬итлюке – пара «влюбленных», символизирующа€ сакральный брак, целью которого - способствовать плодородию и благополучию.

„асто встречаетс€ также миф о смерти человека или божества и его ежегодном воскрешении дл€ совершени€ брачного обр€да с богиней. —цены брака повтор€ютс€ на многих наскальных рисунках. »ногда «свадьба» происходит на борту судна, иногда в обр€де участвует сразу несколько пар.

 (466x699, 206Kb)

 

" амень ¬итлюке разделен надвое цепочкой из 70-ти лунок, предназначение которых неизвестно. «десь цепочка пересекает сцену сражени€. ћотив сражений часто встречаетс€ на скалах Ѕохуслена, но поскольку нет никаких изображений побежденных воинов, такие битвы могут представл€ть собой некоторую форму ритуального бо€ или конфликта между различными божественными существами".

 (699x466, 198Kb)

"Ќа этом рисунке мы видим человека, нос€щего рогатый шлем, и едущего в двухколесной телеге, запр€женной лошадью или козой. ѕеред человеком изображение, похожее на змею. ћногие исследователи полагают, что скандинавска€ мифологи€ и ее боги ќдин, “ор и ‘ре€ сформировались в позднем бронзовом веке. ≈сли это так, то на рисунке может быть изображен “ор, в колесницу которого впр€жен козел. “огда «зме€» перед “ором может символизировать вспышку молнии".

- ј мне кажетс€, это просто рогатый бог, а вовсе не шлем такой. «ачем богу рогатый шлем? Ѕог хорош сам собой, потому он и бог.

 (699x466, 208Kb)

"»зображение мужчины, совокупл€ющегос€ с животным. –исунки такого рода не €вл€ютс€ необычными, они служат символическим отражением ритуала, св€занного с плодородием. ƒревнеримские источники сообщают, например, что у некоторых кельтских племен существовал обычай совокуплени€ нового вожд€ племени с тЄлкой (нетелившейс€ коровой) с последующим принесением ее в жертву".

- Ќикак нельз€ пон€ть зачем человеку хвост.

 (699x466, 175Kb)

"ќдно из немногих изображений женщины (они узнаютс€ по собранным в косу волосам на затылке или по длинному закрытому платью). ∆енщина стоит на колен€х около головы лежащего мужчины. Ёту маленькую сцену обычно называют «—корб€щей женщиной», потому что одна из интерпретаций изображени€ предполагает, что мужчина мертв и женщина оплакивает его. ≈сли така€ трактовка верна, то этот рисунок – редкий пример изображени€ человеческой смерти".

- ј может она лечит раненого, тем более, что у неЄ кака€-то буква "ѕ" внутри, типа куличика. ћожет это земл€, глина? я слышала, что в древности скандинавы и слав€не вкладывали в раны землю, счита€, что она запонит ущерб, типа "прах к праху" только в обратном направлении.

 (699x466, 206Kb)

"Ќа борту верхнего корабл€ изображены семь человек, один из них трубит в бронзовый лур. ѕеред ним стоит человек с подн€тым в приветствии топором. ƒругие поднимают к небу весла.  оманда большего судна изображена как р€д линий, выбитых в скале. Ѕольшинство наскальных рисунков было частью обр€да похорон – люди бронзового века верили, что путь в царство смерти – это плавание на корабле".

- Ќо древние плавали и будучи живыми, может это просто возвращение после удачного похода? ќдиссей возвращаетс€...

 (699x466, 177Kb)

Ћур - это древний духовой музыкальный инструмент. ¬ 1797 г. датский кресть€нин нашел три пары луров в бывшем торф€ном болоте. ќдин из этих луров в 1845 г. был подарен Ќиколаю I и до сих пор находитс€ в Ёрмитаже (цветное фото сделано датчанами в 1988 г.). Ѕлагодар€ археологическим находкам мы знаем не только как выгл€дел бронзовый лур, но и как он звучал. –еконструкци€ лура бронзового века демонстрируетс€ и в музее ¬итлюке.

 (500x333, 60Kb)

"—лева на фотографии видны маленькие «следы», ведущие к наполненному водой естественному углублению в скале. —леды могут символизировать присутствие божества, слишком сакрального, чтобы быть изображенным непосредственно. ѕоскольку такие же следы были найдены на похоронных урнах и могильных камн€х, их считают также символом смерти".

 (466x699, 206Kb)

"»зображенна€ здесь группа птиц – веро€тно, журавли. ∆уравли, как предполагаетс€, символизируют возвращение весны. ¬ ранних формах религии боги сами принимают форму птиц, позже птицы служат посыльными, или разыскивают богов или служат транспортом дл€ них – например, јполлон был принесен из ‘ракии лебед€ми".

- “акое впечатление, что люди за ними с топорами бегают, один точно. » эти странные лунки... Ћунки - это что-то вроде духовной субстанции, если€  правильно пон€ла €зык петроглифов тут.

 (699x466, 185Kb)

 јспебергет.

"ƒиск, окруженный странным выступами, удерживаетс€ двум€ женщинами с длинными заплетенными волосами. Ќаиболее веро€тное объ€снение состоит в том, что диск представл€ет собой солнце, а его выступы – солнечные лучи. ∆енщины, возможно, были богин€ми или жрицами, принимающими участие в религиозной церемонии".

- Ќе думаю, что это лучи. ∆рицы или богини - две, начина€ с верхней - вверх идут три трЄхлучЄвых отростка - похоже на деревь€, вниз - тоже три таких дерева. Ѕогин€ стоит на большой лунке - сильна€... “а, что пониже - без лунки. —лева от диска отход€т странные кракоз€бры, словно деревь€ уже отдел€ютс€ от солца и устремл€ютс€ к назначенной цели. ќдин прикреплЄн к диску одной чертой, второй - двум€. «а тем, который двум€ - диск, но возможно этот диск не за ним, а над следующими дальше. ќт них словно разворачиваетс€, устремл€€сь к какой-то цели процесси€ из лошади или оленихи, над ней жеребЄнок или оленЄнок, под нет - кажетс€ это человечек пьЄт еЄ молоко. » над ними всеми диск - сила. ќдин диск возле богинь, второй - с другой стороны. ј впереди лодка.

ћне кажетс€, это путь воплощающихс€ на эту землю существ.

 (699x466, 183Kb)

"»зображени€ мощных быков выбиты в скале более чем на сантиметр вглубь. Ѕыки имели важное религиозное значение, олицетвор€ли изобилие, силу и храбрость, и часто изображались повсюду в ≈вропе. —цена содержит также одно из очень редких изображений человеческого труда. ѕетроглифы никогда не изображали повседневную жизнь, и пахота – практически единственна€ форма работы, запечатленна€ в наскальных рисунках. ¬еро€тнее всего, изображен символический обр€д изобили€, призванный увеличить плодородие почвы. »нструментом служит соха, предшественник плуга".

 (699x466, 166Kb)

"¬оины выгл€д€т угрожающе, но в Ѕохуслене не найдено ни одного изображени€ человека, убитого в бою. ¬озможно на рисунках – ритуальные сражени€. Ќайденные большие топоры той эпохи были пригодны лишь дл€ церемониального использовани€, как и щиты, слишком тонкие дл€ реального сражени€".

- ≈сли у них небыло сражений и топоры не участвовали в битвах, то откуда тогда люди узнали, что топор - это сила и может символизировать силу? “огда бы у них символом силы было то оружие, которое имеет самый высокий статус, с которым они охот€тс€, ведь они охотились?

 (699x466, 167Kb)

"—права вверху видно изображение четырехколесной повозки. ¬о многих част€х ≈вропы в бронзовом веке существовала практика использовани€ повозки дл€ похорон. ¬озможно, мы видим здесь именно символы похоронной церемонии".

- Ќо повозки служили и живым. ¬споминаютс€ мифы о  ухулине.

 (466x699, 190Kb)

"¬нимательный осмотр показывает, что копь€ у этих воинов были вырезаны позже, чем сами фигуры. ѕо какой-то причине кто-то захотел усилить вооружение этих мужчин".

- Ќе знаю, так ли позже... ј справа по-моему как раз убитый, уже не вполне человек на вид.

 (699x466, 195Kb)

"„еловек, поднимающий над головой огромную руку, как бы удерживает 29 лунок – 4 р€да по 7 плюс одна. ¬озможно, изображение как-то св€зано с лунным календарем. (ѕериод полной смены всех лунных фаз от новолуни€ до новолуни€ (синодический мес€ц) равен примерно 29,5 дн€м.)"

- ѕохоже на гор€щие ветки в руке, огонь из лунок - нормально, божественное что-то. —ловно факел. » похоже, что эти люди играют то-ли в тенис, то-ли в футбол, вместо м€ча вроде птица - убита€ дичь?

 (699x466, 188Kb)

ќчень напоминает ладьи с душами умерших из египетской  ниги ћЄртвых.

 (699x466, 179Kb)

Ћитслебю.

–анние изображени€ на скале датируютс€ серединой бронзового века (1200–1000 гг. до н.э.), а поздние относ€тс€ уже к раннему железному веку (500 г. до н.э. – 1 г. н.э. ), то есть в течение тыс€чи лет люди возвращались снова и снова, чтобы добавить очередные рисунки.

—реди петроглифов Ћитслебю доминирует гигантское (рост 2,3 м) изображение бога с копьем (возможно-ќдин) – самое большое в —кандинавии.

 (466x699, 206Kb)

"»з примерно 120 изображений на скале, около 80 – корабли".

"Ќа носу и корме самых больших лодок изображены круги, внешн€€ часть которых разделена на 7, 9 или 13 частей.  аменные круги на земле, одна из разновидностей погребений бронзового и железного веков, часто состо€ли из 7, 9, 11 или 13 камней. Ёто указывает на св€зь кораблей с похоронными ритуалами, с путешествием в царство смерти".

- ¬с€кие круги, особенно с делени€ми - символы цикличности, и имеют отношение как к смерти так и к рождению...

 (466x699, 229Kb)

"«десь нарисованы кони с открытой пастью, веро€тно, ржущие".

- ј может это просто такие единороги смешные?))

 (699x466, 184Kb)

"»зображение всадника с копьем и пр€моугольным «кельтским» щитом в руках примерно на тыс€чу лет моложе первых петроглифов Ћитслебю. ўиты пр€моугольной формы по€вились лишь в раннем железном веке, заменив круглые щиты бронзового века".

- за тыс€чу лет художественные таланты не продвинулись, словно одна рука творила :)

 уда скачет всадник, потр€са€ копьЄм, если битв небыло? » зачем сзади прицеп?

 (466x699, 211Kb)

‘оссум.

"Ќаскальные изображени€ в ‘оссуме выполнены на высоком художественном уровне и, как полагают, созданы одним мастером. Ќекоторые детали вооружени€ позвол€ют датировать рисунки приблизительно VI–VII вв. до н.э".

"∆енщина из ‘оссума приветствует нас подн€той рукой. Ћунка между ее бедрами обычно интерпретируетс€ как как женские гениталии – символ жизни. ƒруга€ верси€ – изображено рождение ребенка".

- “ут какой-то энергообмен идЄт между женщиной и мужчиной, и помоему, жест женщины обращЄн не к нам, а к мужчине.

 (466x699, 216Kb)

"—реди петроглифов часто встречаютс€ зеркально-парные изображени€. «десь двое мужчин сто€т вплотную спина к спине и каждый из них держит посох. ≈сли интерпретировать эту сцену как ритуальный танец, то можно предположить, что удлиненные лица мужчин – магические маски с клювами птиц, и что танцоры представл€ют богов".

 (699x466, 204Kb)

"ћужчины, труб€щие в лур, изображены в нескольких местах на скалах “анума. ћожно предположить, что такие трубачи подавали сигнал сбора в беспокойные времена и при подходе некоторой опасности. Ќо лур играл существенную роль и на религиозных церемони€х".

 - “ут ведь тот же мужчина, который был на предыдущем изображении, так что странно, что он с женщиной и одновременно с мужчиной в лур трубит, будучи парным и там и тут. я предположила бы, что эта женщина - его мать, и от неЄ к нему сила перешла, и вот он так хорошо трубит теперь...

 (699x466, 202Kb)

"—цены сражений встречаютс€ часто, но результаты бо€ – повергнутые или раненные воины – никогда не изображаютс€. ¬еро€тно изображалс€ некий ритуал, а не реальна€ борьба".

"ѕохожие топоры с сильно изогнутым краем были найдены в тр€синах и озерах – их приносили в жертву. Ёти тонкостенные бронзовые топоры год€тс€ лишь дл€ церемониального использовани€".

Ёти люди в лодке напоминают Ѕогов-близнецов, два противоборствующих начала, таких, как у слав€н Ѕелобог и „ернобог.

 (699x466, 179Kb)

 (300x200, 38Kb)

"—цены охоты в целом необычны дл€ петроглифов Ѕохуслена, но в ‘оссуме есть несколько примеров.  опь€ охотников поражают изображени€ европейского олен€ и волков или лис. “акие изображени€, скорее всего, не рассказ о какой-то удачной охоте, а магическое средство дл€ обеспечени€ успеха на будущих охотах. ќни также могут изображать обр€д инициации молодежи, в котором посв€щаемый должен был убить звер€".

 (699x466, 192Kb)

"ћужчины с собаками. —обака – самое старое домашнее животное, и она долго занимала исключительное место как пожизненный друг, компаньон на охоте, пастух и охранник. Ќаиболее древние в —кандинавии останки домашней собаки (шпица) были найдены в «ападной Ўвеции. ≈ще от раннего каменного века до нас дошли могилы собак, тела которых осыпаны св€щенным красным порошком охры".

- ѕрелесть!

ћо€ собака - самоедска€ ездова€ лайка - это же ближайша€ родн€ шпица, только шпиц маленький, а самоед большой :)

 (699x466, 198Kb)

“ри существа в лодке - души, наверное, а над ними - птицы...

 (699x466, 205Kb)

Ќекоторые петроглифы оставили так, как они были - не стали закрашивать красной охрой.

"ќдин из самых странных рисунков изображает человека, сто€щего на верхушке дерева с подн€тыми вверх руками. Ќебольшое количество подобных изображений найдено и на других участках в Ѕохуслене. —цена напоминает кельтскую традицию св€щенных ритуалов с деревь€ми".

 (466x699, 189Kb)

»з€щна€ лошадь с тройной кисточкой на хвосте соединена плавной линией с полным кругом. Ётот рисунок обычно трактуетс€ как лошадь, т€нуща€ солнце по небесам – обычный мотив повсюду в ≈вропе. ѕодобные изображени€ солнечных лошадей встречаютс€ и в других местах в “ануме, но это считаетс€ самым красивым".

 (699x466, 176Kb)

Ѕольшинство вырезанных фигур сейчас заполнено красной краской. Ёто было сделано работниками музе€ с целью облегчить изучение рисунков. Ѕыли ли петроглифы закрашены и в бронзовом веке – неизвестно.

ћатериалы тут:

http://www.bellabs.ru/Scandinavia/Stockholm-Oslo_Tanum.html

–убрики:  археологи€, антропологи€
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



јзиз_ аюм   обратитьс€ по имени „етверг, 15 »юл€ 2010 г. 12:23 (ссылка)
»нтересные рисуночки.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћосковский_фотоакын   обратитьс€ по имени „етверг, 15 »юл€ 2010 г. 17:08 (ссылка)
» они знали что такое любовь!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени „етверг, 15 »юл€ 2010 г. 19:34 (ссылка)
јзиз_ аюм, я зависла на археологическом сайте...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени „етверг, 15 »юл€ 2010 г. 19:34 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
tantana   обратитьс€ по имени —уббота, 21 јвгуста 2010 г. 12:55 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —уббота, 21 јвгуста 2010 г. 13:38 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
bratorm   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 јвгуста 2010 г. 14:42 (ссылка)
—огласно эксперименту, проведенному на „укотке сотрудниками »нститута истории и материальной культуры –јЌ и »нститута археологии –јЌ, наиболее эффективными оруди€ми дл€ создани€ петроглифов были кварцевые отбойники и кварцевые долота-посредники, каменные шлифованные тесла и оруди€ из железа.
http://inauka.ru/news/article102924?subhtml
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 јвгуста 2010 г. 15:35 (ссылка)
bratorm, я тут посмотрела на античные камеи из сапфира (вид корунда) и подумала: чем?!!! јлмазом, больше нечем.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕорис_Ўирокий   обратитьс€ по имени ќ пралайках ¬оскресенье, 09 январ€ 2011 г. 00:08 (ссылка)
Ёльдис, фото петроглифа с небольшими лайками - предками ненецких лаек интересно было бы поместить в нашу (с сыном) новую книжку о наших северных собаках. ≈сли не возражаете, посоветуйте, на какой источник следует ссылатьс€ в офлайновом издании.
¬аши материалы нам интересны.

Ѕорис Ўирокий. b.shyrokyi@gmail.com
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 09 январ€ 2011 г. 01:05 (ссылка)
Ѕорис_Ўирокий, ј у вас самоеды? ” мен€ тоже самоедска€ собака дома. ѕосмотрите ещЄ мой недавний пост про торф€ную собаку, это в рубрике "археологи€" можно найти.
ј источник этих иллюстраций здесь в конце, посмотрите ссылку. Ќе сказать, что там есть прицельно по поводу собак. Ќо мне попадалось то тут то там информаци€ о этих древних собаках.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јбап   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 21 ‘еврал€ 2011 г. 16:30 (ссылка)
—пасибо преогромное!
‘отки тырить можно?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 21 ‘еврал€ 2011 г. 16:33 (ссылка)
јбап, ƒумаю можно, но если выкладывать - то лучше со ссылкой на вс€кий случай :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јбап   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 21 ‘еврал€ 2011 г. 16:34 (ссылка)
—амо собой...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку