Трубецкой бастион Петропавловской крепости. |
Трубецкой бастион - место заключения государственных преступников, заговорщиков, революционеров...
Это один из двух западных бастионов, построен в 1703г, сначала, как и вся крепость, был деревоземляным, затем, в 1708г был заложен каменный бастион. Надзор за строительством укрепления осуществлял сподвижник Петра I князь Ю.Ю.Трубецкой, по его имени и назван бастион.
В первой четверти XVIII века казематы Трубецкого бастиона использовались как арестантские камеры Тайной канцелярии. В 1718 году здесь содержался сын Петра I царевич Алексей Петрович, обвинённый в участии в государственном заговоре. Как ни странно, Алексей Петрович находился именно в Трубецком, не в Алексеевском равелине, хотя тот и называется "Алексеевским". Декабристы же находились в основном в Алексеевском равелине. В начале 1826 года часть казематов переоборудовали в камеры одиночного заключения для части участников восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года (Восстания декабристов). В 1870—1872 казематы были разобраны и затем перестроены под здание одиночной тюрьмы.
Идём туда...
*** Советую всё же читать тексты, они важны в этом посте как никогда.
Заходя внутрь, оказываемся в очень маленькой комнатке, где находится экспозиция из нескольких витрин с одеждой для заключённых. Там оказалось невероятное количество людей, все одиночные и сразу две экскурсии, так что снять удалось очень мало. Могу только сказать, что одежда кошмарная, это реально всё страшно вообще...
Верхняя одежда заключённого
Это обувь. Тут маленький формат, плохо видно: подошва, каблук - деревянные, остальное - грубая кожа.
Муляж: так происходило переодевание. У заключённого отнимались вся одежда и вещи, и выдавалась такая вот форма (см. выше).
Два этажа по 36 камер.
Вот это и есть первоначальный вариант, он более уютный:
Умывальник
Унитаз, по тюремному параша. Умывальник и унитаз выглядят очень аккуратно, но возможно это когда всё новое и чистое.
Наиболее подробным из самых ранних описаний тюрьмы Трубецкого бастиона является описание, сделанное Синегубом, заключенным сюда в декабре 1873 года в камеру № 54 во втором этаже. Он назвал ее большой: шагов десять по диагонали и поперек в пять-шесть шагов. Камера была такая высокая, что, даже встав на стол, можно было достать руками лишь до подоконника. Синегуб вспоминает, что солнечные лучи попадали в камеру лишь вечером, при заходе солнца, и только на подоконник. Таким образом, в камере было почти темно. Асфальтовый пол, выкрашенный желтой краской, был уже истерт ногами предшественника Синегуба. Керосиновая лампа горела в камере всю ночь,, а глазок в двери камеры оставался на ночь открытым для наблюдения за заключенным.
Стандартная камера более позднего варианта.
На стенах стенды с фотографиями и краткими историями узников каземата, все эти лица - лица умных и очень честных людей с просветлёнными глазами и словно рвущиеся в будущее. Сколько было там девичьих лиц - интеллигентных барышень идеалисток, мечтательниц, только что из гостиных, где звучали Шопен и Бетховен!
Я сделала небольшой коллаж из заснятого.
Кропоткин отмечал в своих воспоминаниях страшную сырость в своей камере, обои были всегда такие мокрые, что казалось, будто их поливают каждый день водой. Для борьбы с сыростью так натапливали печь, что узнику приходилось испытывать от жары еще большие страдания, чем от сырости.
Совершенно необычным и исключительным в истории Трубецкого бастиона было посещение Кропоткина в камере братом царя — великим князем Николаем Николаевичем, который пытался выяснить, как превратился князь Кропоткин в узника государственной тюрьмы. Николай Николаевич ушёл ни с чем.
Два года заключения превратили Кропоткина в совершенно больного человека, у которого не хватало сил подняться на второй этаж тюрьмы. Он погиб бы здесь, если бы не был переведен в военный госпиталь, откуда ему удалось совершить побег за границу.
В этой камере в разное время отбывали заключение Л.Троцкий и М. Горький.
В этой камере содержался Александр Ульянов.
Судя по некоторым сохранившимся записям бывших осуждённых - сначала обстановка в бастионе была получше, но в конце 1870-х годов в Трубецком бастионе произошли перемены в обстановке камер и тюремном режиме к худшему.
За нарушение правил поведения инструкция грозила наказанием розгами и даже шпицрутенами, уже отмененными в то время законом.
Вместо отобранного собственного белья и платья они получали белье, платье и обувь, введенные для каторжных арестантов. Пища должна была быть обыкновенная, арестантская (Утром выдавали кружку кваса вместо чая и два фунта хлеба плохого качества на весь день. Обед состоял из щей или горохового супа и второго блюда в совершенно недостаточном количестве и мало питательного по качеству. В результате такого питания у заключенных развивалась цинга), покупка питания на собственные средства запрещалась. Курение табака не допускалось. Запрещалось пользование книгами из библиотеки бастиона. По правилам, постель должна была состоять из войлока вместо матраца и подушки, набитой соломой. Угроза наказания: шпицрутенами, плетьми и розгами, число ударов шпицрутенами до 8000, плетьми до 100 и розгами до 400 ударов. За дисциплинарные проступки администрация могла назначать плети до 20 ударов, розги до 100 ударов и карцер от 1 до 6 суток на хлебе и воде. Правила сохраняли за арестантами право прогулок и как «милость» допускали обращение к духовнику и за врачебной помощью.
Между тем в бастионе всё же существует библиотека, однако она в разное время была то недоступна, то доступна не всем.
Рамер помещения примерно как наши квартирные ванные комнаты.
Страшны судьбы узницы, покончившей с собой - М.Ветровой и умершей от гнойного воспаления брюшины через 3 месяца после родов (результат бесчеловечного поведения врача при родах!) Г. Гельфман. Чуть позже умер и ребёнок, девочка, которой тоже было выдано грубое тюремное бельё!..
Это карцер. Там едва помещается кровать и вместо унитаза - просто что-то вроде дырки маленькой. Света вообще никакого.
Если я правильно поняла, то в лучшие годы там разрешалось посещать библиотеку и получать продукты от близких и друзей, появились снова матрасы и одеяла. по крайней мере так показано в музее, хотя здесь статья, рассказывающая и о более жестоких условиях.
Типичная камера.
Вот такое невесёлое путешествие в прошлое.
После Революции пустующими камеры Трубецкого бастиона оставались недолго, но с 1924 г тюрьма становится музеем.
Рубрики: | Петербург история музеи |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Эльдис
Ответ на комментарий Эльдис
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |