-

Быстрый переход по страницам блога Эльдис:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Эльдис

 -Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2007
Записей: 6727
Комментариев: 111121
Написано: 179057


Мой Иероним Босх. Jheronimus Bosch

Пятница, 21 Октября 2011 г. 13:24 + в цитатник

«Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри»

Сигуэнса.

5 известных фактов.

1. Он родился в Хертогенбосе (Нидерланды), в семье ван Акенов, родом из немецкого Ахена, издавна связанной с живописным ремеслом. Он взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch).

2. Он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города.

3. Есть все основания считать, что он никогда не был владельцем какой-либо недвижимости.

4. Он был членом братства Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») с культом Девы Марии, но есть версии, по которым он  был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, проповедовавших возвращение к святости и невинности первобытных людей в раю - Адама и Евы.

5. Он загадочен и гениален, его мышление своеобразно и независимо, и не смотря на это Церковь признавала его работы и не считала еретическими.

 

8b9290e7af45 (337x450, 46Kb)

Люди. Ад и рай.

Когда я рассматриваю картины Босха, связанные с этой темой, я не могу избавиться от впечатления, что люди в аду и в раю одинаковые. Но то, за что наказывают в аду становится поощрением в раю. Это так сильно меня удивило, что вытеснило остальные мысли и впечатления.


Алтарь "Семь смертных грехов"

 

The Seven Deadly SinsСемь смертных грехов. (700x587, 82Kb)

Зависть

 

771px-Jheronimus_Bosch_Table_of_the_Mortal_Sins_(Invidia)2зависть (700x543, 75Kb)

Похоть

 

Jheronimus_Bosch_Table_of_the_Mortal_Sins_(Luxuria)2похоть (700x495, 250Kb)

Обжорство

 

обжорство (700x427, 57Kb)

Адские муки

 

608px-Jheronimus_Bosch_4_last_things_(Hell)ад (608x600, 62Kb)

Видение рая

 

608px-Jheronimus_Bosch_4_last_things_(Paradise)рай (608x600, 90Kb)

Триптих "Сад земных наслаждений". Подлинное название картины неизвестно, как и подлинный смысл.

Одна из самых загадочных работ Босха. Мы ясно видим, что изображаемые люди - невинны и чисты, судя по их лицам, но если судить по тому, что они делают - то получается, что это грешники. Исходя из этого противоречия, принято считать, что это грешники, не смотря на то, что изображение светло и безмятежно, как райское видение, кругом идиллия и гармония людей и природы.

Возможно, Сад этот (в центре) может открыть двери как к божественному (слева) так и к адскому (справа), и именно в этом смысл картины...

800px-The_Garden_of_Earthly_Delights_by_Bosch_High_Resolution (700x398, 121Kb)

 

506px-Hieronymus_Bosch_029 (506x599, 90Kb)

 

525px-Hieronymus_Bosch_036 (525x599, 88Kb)

 

449px-Hieronymus_Bosch_024 (449x599, 81Kb)

 

539px-Hieronymus_Bosch_038 (539x600, 90Kb)

 

589px-Hieronymus_Bosch_037 (589x600, 101Kb)

 

7174-triptych-of-garden-of-earthly-delig-hieronymus-bosch (533x700, 83Kb)

 

Но там, вдали, где-то собака терзает лань, и чёрные птицы кружат над ними...

490px-Hieronymus_Bosch_015 (490x599, 66Kb)

 

 

484px-Hieronymus_Bosch_035 (484x600, 91Kb)

 

494px-Hieronymus_Bosch_033 (494x599, 95Kb)

Левая створка: Иисус и Ева.

 

496px-Hieronymus_Bosch_022 (496x599, 81Kb)

Правая створка: лицо главного персонажа, как ни странно, не выглядит демоническим, уродливым, коварным. Никаких отрицательных признаков, так свойственных манере Босха, когда он живописует ад, грешников и демонов. Хотя общая картина мрачна и выглядит пугающе. Здесь речь о греховности музыки, механизмов

 

125898_03 (700x560, 34Kb)

 

0a1e4325458d71142d0ee88257afdb46 (366x500, 42Kb)

 

7189-triptych-of-garden-of-earthly-delig-hieronymus-bosch (571x700, 84Kb)

Триптих "Страшный суд". Здесь нам кажется всё понятно, хотя из перечисленных выше противоречий, как раз получается, что это и есть самая загадочная вещь.

Потемнело, и все эти безмятежные человечки попадают в гигантский механизм, который будет подвергать их вечному страданию и истязанию.

Hieronymus_Bosch,_The_Last_Judgment (562x700, 67Kb)

Правая створка.

адская река видение загробного мира, часть алтаря Страшный суд (307x700, 39Kb)

Бог. Все всё понимают.

В этой теме меня более всего впечатляет, что все всё понимают. Понимают и спокойны.

"Поклонение волхвов".

Вот пришли волхвы и принесли священные дары, зная заранее КТО родился. Все всё знают, все спокойны. На драной крыше болтаются какие-то сомнительные личности, за ними ещё, но Святая Мария спокойна и непоколебима, пусть даже на заднем плане расхаживают целые армии и кого-то уже ловят!

Так же здесь можно уловить противопоставление ветхого сарая, в котором родился Бог, и огромного города с высокими мощными стенами и башнями.

Adoration of the Magi (central panel)Поклонение волхвов (395x700, 47Kb)

 

12centre (534x700, 71Kb)

 

13centre (576x700, 91Kb)

 

15centre (582x700, 77Kb)

"Увенчание терновым венцом"

Кто-то злорадствует, кто-то словно мстит "а, попался, сейчас мы тебя...", кому-то просто любопытно, а кто-то... Но Он - Он всё понимает, всех слышит, и Он спокоен.

 

Christ Crowned with ThornsУвенчание терновым венцом (700x574, 65Kb)

Поражает это лицо. Умное, рассудительное, доброжелательное, оно выражает совершенно стандартные социально-общественные тенденции, типичное лицо общественного деятеля.

 

BoschSelf2 (249x278, 24Kb)

"Увенчание терновым венцом".

Чуть более ранняя версия.

То же ухо господина справа, который злорадствует и наушничает, заурядный мститель справа внизу более воодушевлён верой в свою праведность, а "общественный деятель" кажется взволнованным трагичностью сцены, но так же убеждён в её необходимости. Любопытный слева трепещет от желания ничего не пропустить. Иисус спокоен и отстранён, в отличии от предыдущей версии.

Christ Mocked (Crowning with Thorns)Увенчание терновым венцом (563x700, 69Kb)

"Несение креста".

Самая ранняя версия.

Мерзкие тупые рожи, равнодушные к страданиями обречённого ими на мучительную смерть. Он спокоен. Они - подобны ожившим трупам. Только женщина - Святая Вероника - сохранила достойный образ, не глядя на происходящее, отвернувшись, она спокойна, даже чуть улыбается, и держит в руках плащаницу с проступающим ликом Иисуса Христа (внизу слева). Невозможно не вспомнить здесь загадочные лики Леонардо, это то же лицо!

bosch99 (650x600, 78Kb)

"Несение креста"

Тут каждый занят своим делом - кто-то избиением, кто-то (Симон Кириенянин) пытается облегчить, кто-то подсказывает ему как правильно это сделать. "Дело" идёт. Иисус спокоен. И лишь чёрная фигура матери, Девы Марии на заднем плане отражает истинный трагический смысл  происходящего.

Christ Carrying the Cross1Несение креста (532x700, 60Kb)

"Несение креста"

Самая поздняя версия. Иисус кажется совсем потерявшимся в этой безумной кутерьме.

 

Christ Carrying the Cross (372x700, 52Kb)

"Распятие с донатором"

Каноническое исполнение, образец благочестия. Только наряд донатора вторгся в сюжет своими полосками, невозможными в такой ситуации...

Crucifixion with a DonorРаспятие с Донатором (530x700, 64Kb)

"Распятая мученица"

Принято считать, что триптих посвящён Св. Юлиане, которая была продана работорговцами Евсевию, который может быть и есть тот лишившийся чувств, но есть версия, что это другая почитаемая святая, дочь короля Португалии Либерата, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Теряющий сознание мужчина перед распятием - возможно воздыхатель, утраченный таким вот образом?

Иногда я не люблю Босха.

 Вильгефортис, Virgo-Fortis — Стойкая Дева, отец которой хотел выдать её за принца, она молилась, чтобы брак не состоялся, и в результате у неё выросла борода, отец в гневе распял дочь.

Triptych of the Martyrdom of St Liberata (700x608, 76Kb)

 

Распятая мученица (418x700, 43Kb)

Дураки.

Дураки - отдельное явление в живописи Босха.

"Корабль дураков"

Дураки плывут без руля и ветрил, не зная куда и зачем. Они проводят время в праздности, не заботясь о том, что произойдёт с ними после.

Вместо мачты на корабле дерево, увенчанное черепом - знак гибели и знак бренности земных плодов. И хотя на флаге мусульманский полумесяц, в корабле сидят монах и монахини. И даже после этого Босха не сожгли и не признали его картины ересью.

bosch961 (361x700, 105Kb)

"Извлечение камня глупости", "Операция глупости".

Что делают эти люди? Они пытаются избавить человека от глупости без его собственного участия.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте» По мнению исследователей, закрытая книга на голове монахини символизирует, что знание бесполезно, а воронка на голове хирурга - что он шарлатан. С одной стороны - нельзя этого отрицать. С другой стороны - ведь это делают представители церкви - монахи и монахиня. Воронка - инструмент пыток в средние века, так в рот человека вливали через воронку расплавленное олово или свинец, заставляя признаться в ереси и колдовстве, хотя непонятно как он после этого вообще мог что-то сообщить.

И ещё один сюрприз: вместо камня там оказывается тюльпан, и на столе так же лежит тюльпан. И хотя исследователи для интерпретации используют средневековый язык цветов, где тюльпан означает глупую доверчивость, но нельзя забывать, чем стали луковицы тюльпанов для голландцев в те годы.

Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас» Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного.

1239958334_image007извлечение камня глупости (484x700, 72Kb)

 

illim[1] (500x451, 250Kb)

Жизненный путь.

"Блудный сын"

Скиталец по жизни, от рождения до смерти должен избежать тысячи ловушек и искушений. Что там за искушения: так же ободранная крыша, что у хлева где рожала Дева Мария, люди там живут: едят, справляют нужду, любят, всё вперемешку, это такой вот мирок у них, маленький, но обветшалый, очень старый наверное... А он проходит мимо, оборванный, далёкий от них, но весьма бодрый.

The WayfarerБлудный сын (688x700, 59Kb)

 

The Wayfarer (detail) (493x700, 62Kb)

"Жизненный путь", "Странник"

Эта картина очень напоминает предыдущую. Написана в более раннее время и является частью триптиха "Воз сена", расположена на внешних створках. Тот же самый персонаж, на заднем плане - пастухи веселятся, разбойники грабят, совсем сзади имеется виселица для тех и других. Наш странник проходит мимо, далёкий и непричастный. Но рядом - кости и чёрные птицы, жизнь не сулит ничего надёжного, судя по символам.

Triptych of Haywain (outer wings) (526x700, 56Kb)

Послесловие.

"Фокусник".

Эту картину некоторые исследователи приписывают Босху, если я верно поняла, авторство под вопросом. Фокусник показывает обывателям разные удивительные для них вещи, в то время как маленький воришка опустошает карманы особенно рассеянных.

Но мне захотелось увидеть эту картину немного иначе. Возможно, если забыть о воришке и карманах, то художник - тоже своего рода фокусник, особенно Босх. Мы видели множество удивительных вещей, рассматривая его картины. Многое ли мы поняли? Откуда появлялись собаки, черти, мудрые грешники, загадочные совы, спокойный Бог? И куда потом исчезали? Почему-то у меня этот фокусник ассоциируется с самим Босхом.

 

720px-Hieronymus_Bosch_051Фокусни припис (700x583, 87Kb)

*** Примечания:

Очень советую увеличивать!

"Мой Босх" означает, что я изложила своё субъективное видение этих картин, не претендующее на истину ни в какой инстанции.

Источник:

http://smallbay.ru/bosch.html а так же википедия.

Рубрики:  живопись
Метки:  

Процитировано 16 раз
Понравилось: 6 пользователям

ASorel   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 13:38 (ссылка)
Его ад ужасающ. Пожалуй, это единственный момент в живописи, в картинах, который действителен вызывает страх. Лично для меня, возможно, потому что очень похож на абсурдные безвыходные сны, а значит уже перекликается с чем-то в сознании.
А вот рай пока не особо понятен.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 13:48 (ссылка)
ASorel, У тебя было такое в снах? Я помню, ты писала нечто подобное, но не настолько же?
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 14:00 (ссылка)
Спасибо, Эльдис! интересный пост! Да уж, кто-кто, а Иероним Босх заставляет думать и разгадывать...
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 14:07 (ссылка)
Эльдис, великий Босх! Особенно мне нравится его "Блудный сын". Программное произведение. Ну, и все остальные картины, конечно)
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 14:07 (ссылка)
мария_карчина, И тут только на процесс можно рассчитывать, едва ли на результат.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 14:08 (ссылка)
Tenkuu_Nami, "Блудный сын" удивительный, меня поражает само движение, как оно передано.
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 14:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Эльдис

но процесс завораживает...
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 14:16 (ссылка)
мария_карчина, Весьма. Но иногда очередной тупик обескураживает:))
Ответить С цитатой В цитатник
alina-vasilyok   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 16:27 (ссылка)
В детстве у меня был набор открыток с репродукциями его работ - очень любила рассматривать.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 18:07 (ссылка)
alina-vasilyok, Представляю, какое могло быть на ребёнка психологическое давление. Но бывает, что дети защищены и воспринимают иначе такие вещи.
Ответить С цитатой В цитатник
Neona01   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 21:35 (ссылка)
Впервые увидела иллюстрации его работ много лет назад и помню ужас от увиденного. Сейчас не ужасает, но и не завораживает, обескураживает - да, ну как вам цветок в попе в "Саде земных наслаждений".
Ответить С цитатой В цитатник
Kandra   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 22:52 (ссылка)
Эльдис, Я тоже его люблю, мы обе скорпы. Забрала к себе
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 23:17 (ссылка)
Neona01, Да, цветы те ещё, да и плоды - не хочется их. Но... есть в его работах нечто, что ставит их на уровень НАД многими.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 23:17 (ссылка)
Kandra, Пожалуй есть в этом Скорпионское мировосприятие, точно:)
Ответить С цитатой В цитатник
ASorel   обратиться по имени Суббота, 22 Октября 2011 г. 02:01 (ссылка)
Эльдис, не настолько детально, но в общих чертах.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Суббота, 22 Октября 2011 г. 09:32 (ссылка)
ASorel, Твоё подсознание тоже с сюрпризами, видимо там есть что-то достаточно мрачное.
Ответить С цитатой В цитатник
Neona01   обратиться по имени Суббота, 22 Октября 2011 г. 19:59 (ссылка)

Ответ на комментарий Эльдис

Не спорю, гении всегда НАД... Но не со всеми из них хочется общаться.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Воскресенье, 23 Октября 2011 г. 11:11 (ссылка)
Neona01, Это такая страшная церковная философия, угнетения всего природного и творческого, музыка, природа, любовь мужчины и женщины - всё зло... У него и детей не было, кстати. Но... при этом талант.
Ответить С цитатой В цитатник
VinKen   обратиться по имени Понедельник, 24 Октября 2011 г. 22:10 (ссылка)
Мда...Картины Босха всегда заставляют задуматься.
Пожалуй, "Семь смертных грехов" моя любимая работа Босха. Там масса деталей, кои разбирать можно до бесконечности.
Эльдис, а вы обратили внимание на центр этой картины?
Всевидящее Око Божье, а в зрачке его Христос.
Стало быть, художник видел Бога голубоглазым.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Вторник, 25 Октября 2011 г. 10:46 (ссылка)
VinKen, А вообще-то скорее златогразым, а зрачок синий?
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Вторник, 25 Октября 2011 г. 10:47 (ссылка)
VinKen, На самом деле думаю, что случайность, Босх очень каноничен и правоверен.
Ответить С цитатой В цитатник
VinKen   обратиться по имени Вторник, 25 Октября 2011 г. 10:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Эльдис

Может и так.
Здорово и жутко интересно всматриваться во все эти штрихи на картинах Босха.
Вот у Питера Бригейла тоже люблю разглядывать картины по мелким частям.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Вторник, 25 Октября 2011 г. 10:59 (ссылка)
VinKen, Брейгеля я больше люблю, к Босху есть недоверие всё же.
Ответить С цитатой В цитатник
ТаМаРа_ТАРАНЬжина   обратиться по имени Воскресенье, 13 Ноября 2011 г. 14:33 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Воскресенье, 13 Ноября 2011 г. 14:49 (ссылка)
ТаМаРа_ТАРАНЬжина, Рада что понравилось:)
Ответить С цитатой В цитатник
Гончарова_Аня   обратиться по имени Воскресенье, 13 Ноября 2011 г. 21:39 (ссылка)
Спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Воскресенье, 13 Ноября 2011 г. 23:02 (ссылка)
Гончарова_Аня, Пожалуйста:)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку