-

Ѕыстрый переход по страницам блога Ёльдис:

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ёльдис

 -–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 07.04.2007
«аписей: 6511
 омментариев: 108560
Ќаписано: 176199


— ”Ћ№ѕ“”–ј Ё–ћ»“ј∆ј

ѕ€тница, 02 ƒекабр€ 2011 г. 23:08 + в цитатник
÷итата сообщени€ Stephanya — ”Ћ№ѕ“”–ј Ё–ћ»“ј∆ј






— ”Ћ№ѕ“”–ј Ё–ћ»“ј∆ј


—п€ща€ јриадна
ќписание:
—тату€ работы ѕаоло јндреа “рискорни с античного оригинала. ѕриобретена у автора в 1798 г.
¬ древнегреческой мифологии јриадна- дочь критского цар€ ћиноса и ѕасифаи, внучка солнца √елиоса.
 огда “есей решилс€ убить минотавра, которому афин€не по требованию отца јриадны посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц, и таким образом избавить отечество от чудовища, он получил от любившей его јриадны (€вл€вшейс€ неполнородной сестрой ћинотавра) клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр.
јриадна бежала тайно с “есеем, обещавшим на ней женитьс€.«астигнутый бурей у острова Ќаксос, “есей, не жела€ везти јриадну в јфины, покинул ее, когда она спала.


ƒиана, отдыхающа€ после охоты. —кульптура. Ёрмитаж.
ќписание:
—кульптура "ƒиана отдыхающа€ после охоты".
Ёмиль ¬ольф (1802—1879)
јртемида (греч.) - ƒиана (рим.)
ƒиана, в римской мифологии девственна€ богин€ природы и охоты, считалась олицетворением Ћуны. —естра јполлона, олицетвор€ющего —олнце.
ƒиана - богин€ растительности, покровительница животных, полей и лесов, богин€ Ћуны. ѕомогала при врачевании. Ќосила эпитет "“риви€" - "богин€ трех дорог" (изображени€ помещали на перекрестках дорог) и "богин€ тройной власти" (на небе, на земле и под землей)



¬акханка. —кульптура. Ёрмитаж
ќписание:
Ћежаща€ вакханка
Ћуиджи Ѕьенеме
1838 г.
Ёта стату€, созданна€ Ћуиджи Ѕьенеме в 1838 г., была сразу же приобретена генерал-адъютантом кн€зем ’.ј. Ћивеном. Ќезадолго до своей смерти (в декабре 1838 г.) Ћивен подарил всю свою коллекцию Ќиколаю I. ѕосле осмотра привезенных произведений император распор€дилс€ отобрать р€д работ дл€ украшени€ «имнего дворца, другую часть дл€ убранства комнат наследника, а остальные, в числе которых находилась и стату€ Ѕьенеме, передать в Ёрмитаж.
¬ј ’јЌ ј - в античной мифологии спутница и жрица бога ¬акха - бога винодели€ и весель€.
¬ древнегреческой мифологии спутницы и почитательницы ƒиониса (Ѕахуса).
¬ ƒревнем –име вакханки устраивали мистерии в честь бога плодороди€, вина и роста - ƒиониса (¬акха). ¬ вакханали€х первоначально участвовали только женщины, потом были допущены и мужчины.




јфродита (¬енера) и јмур
ќписание:
јфродита (¬енера) и јмур.
—кульптура возможно рассказывает о трагическом моменте. –оза, св€щенный дл€ ¬енеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда ¬енера спешила к своему возлюбленному , колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. ѕока вытаскивали занозу дикий вепрь убил ее любимого јдониса - юного прекрасного бога весны, олицетвор€ющего ежегодное умирание и оживление природы.. ќбычно ¬енера изображаетс€ сид€щей, она пытаетс€ извлечь из ноги занозу, ей помогает  упидон.


јфродита на дельфине. —кульптура. Ёрмитаж
ќписание:
јфродите, как богине любви, были посв€щены мирт, роза, мак и €блоко; как богине плодороди€ - воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посв€щены ласточка и липа. ѕо преданию тайна ее оба€ни€ была скрыта в волшебном по€се.



¬енера в раковине. —кульптура. Ёрмитаж.
ќписание:
¬енера в раковине.
—кульптура  арло ‘инелли (Finelli, 1782—1853) — италь€нский скульптор, один из даровитейших последователей классического направлени€.
јфродита (греч.) - ¬енера (рим.)
 лассическа€ јфродита возникла обнаженной из воздушной морской пены. ¬етерок на раковине принес ее к берегам  ипра.


—тату€


ѕрометей и первый человек
ќписание:
—тату€ ѕромете€ работы ѕьетро —таджи (по модели —имона Ћуи Ѕуазо) дар корол€ —танислава-јвгуста ѕон€товского императору ѕавлу I в 1797 г.
ѕрометей вылепил людей из земли, а јфина наделила их дыханием.
ѕо древнейшей версии мифа, ѕрометей похитил с ќлимпа огонь и передал его люд€м. ќн подн€лс€ на небо с помощью јфины и поднес факел к солнцу.


јмур и ѕсихе€. —тату€. Ёрмитаж
ќписание:
"јмур и ѕсихе€"
—южетом дл€ скульптуры послужила поэтическа€ легенда о любви сына богини ¬енеры јмура к
прекрасной смертной девушке ѕсихее.

—южет вз€т из произведени€ "ћетаморфозы" древнеримского автора јпуле€ (II век н.э.). ¬ изложении јпуле€, ѕсихе€ была столь прекрасна, что вызвала ревность богини красоты ¬енеры. » та подослала к ней своего сына јмура, чтобы он нанес душевную рану ѕсихее и стала она от мук и страданий менее красивой. Ќо когда јмур увидел столь прелестную девушку, он влюбившись не стал причин€ть ей вреда, а перенес ее тайком от матери в свой чертог и посещал ее по ночам, в полной темноте, запретив ей видеть свое лицо.  оварные и завистливые сестры красавицы ѕсихеи подучили ее нарушить запрет, солгав, что муж, €вл€ющийс€ к ней под покровом ночного мрака ужасное чудовище, заслуживающее смерти. » ѕсихе€, поверив наговору с кинжалом в руке попыталась при помощи лампады рассмотреть своего возлюбленного. –азгл€дыва€ божественной красоты златокудрого јмура ѕсихе€ неча€нно получает укол его стрелой и влюбл€етс€ в него.
„ерез мгновение капл€ гор€чего масла, падающа€ из светильника, разбудит јмура, и он в гневе покинет ѕсихею. ƒевушке придетс€ перенести немало испытаний, прежде чем она вновь обретет своего любимого, а сжалившийс€ над влюбленными ёпитер не подарит ей крыль€ и бессмертие богов.
ѕеред нами - прекрасный миф, застывший в мраморе: влюбленные встречаютс€ после долгой разлуки.

»м€ ѕсихе€ - греческое и означает "душа". ¬ более поздние времена историю јмура и ѕсихеи истолковывали как аллегорию странствований человеческой души, стрем€щейс€ слитьс€ с любовью.

јмур, он же Ёрот, он же Ёрос, он же  упидон – бог любви и полового влечени€.


Raphael Morghen. –афаэль ћорган. Ёрмитаж.
ќписание:
Raphael Morghen. –афаэль ћорган. —кульптура украшающа€ здание нового Ёрмитажа.
Ќа постаменте статуи написано: –ј‘јЁЋ№ ћќ–√≈Ќ.
–афаэль ћорген (итал. Raffaello Sanzio Morghen родилс€ в Ќеаполе 19 июн€ 1758 —умер 8 апрел€ 1833 во ‘лоренции) — италь€нский гравер.
ѕо-видимому, происходил из немецкой семьи.
¬сего 12 лет от роду уже настолько хорошо владел резцом, что мог награвировать фигуры пророков с барельефа Ѕаччьо-Ѕандинелли, наход€щегос€ во ‘лорентийском соборе.
ћорген пользовалс€ исключительно высокой репутацией. ¬ 1812 г. он был приглашЄн в ѕариж ко двору Ќаполеона и удостоен различных почестей. ¬ысоко оценива€ художественную манеру ћоргена, немецкий историк искусства ѕауль  ристеллер отмечает: «ќфортом ћорген пользуетс€ лишь дл€ нанесени€ на доску предварительного рисунка. ¬се линии он проводит резцом с величайшей €сностью и чистотой»
¬ 1782 г. отправилс€ во ‘лоренцию дл€ работы с произведени€ми из галереи ”ффици.  аталог гравюр ћоргена, изданный в 1810 г., включает 200 работ, в том числе «ѕреображение» –афаэл€, «√олову —пасител€» Ћеонардо да ¬инчи, « олесницу јвроры» √видо –ени, «ћагдалину» ћурильо, портреты ƒанте, “ассо, јриосто, ѕетрарки и др.



ћарк јнтонио. Ёрмитаж
ќписание:
—кульптура украшающа€ здание Ќового Ёрмитажа.
—тены нового Ёрмитажа украшены скульптурами, изображающими людей искусства различных эпох. Ёти фигуры размещены в нишах стен и на кронштейнах.

ћарк јнтонио, скорее всего - –аймонди, известный италь€нский мастер эпохи ¬ысокого ¬озрождени€, он был основоположником репродукционной гравюры. » работал преимущественно на меди.  ак и все мастера того времени он создавал удивительные эстампы, которые считались эталоном выразительности и благородства рисунка и по которым учились многие последующие поколени€ граверов.

’от€ Ќовый Ёрмитаж был соединен переходами с предшествовавшими ему музейными строени€ми, здание получило отдельный подъезд со знаменитыми атлантами. ¬естибюль музе€ украшают 16 монолитных колонн из красного, превосходно отполированного гранита. ќднако он не велик по своей площади, поскольку был рассчитан на малое число посетителей, допускавшихс€ в 1850-е годы в «императорский музеум» более 70 лет подъезд с атлантами оставалс€ главным входом в музей. Ќо позднее, огромна€ посещаемость Ёрмитажа привела к необходимости перенести главный вход на парадный подъезд «имнего дворца
Ќовый Ёрмитаж или «»мператорский ћузеум», как он именовалс€ ранее - одно из великолепных зданий современного Ёрмитажа, роскошь отделки которого не уступает дворцовой. ѕроект этого здани€, дл€ размещени€ предметов искусства, был заказан императором Ќиколаем 1 архитектору из ћюнхена Ћео фон  леце. ƒнем праздничного открыти€ публичного музе€ прин€то считать 5 феврал€ 1852 года. √лавным украшением стал фасад здани€ и портик с атлантами, созданный русским скульптором “еребеневым. ‘игуры атлантов были предусмотрены еще в проекте  ленце, но именно “еребеневу принадлежит их пластическа€ разработка. —оздаетс€ впечатление, что сами атланты, а не опоры, несут на плечах всю т€жесть портика. ћастерство исполнени€ поразительно, особенно если учесть, что кажда€ из этих дес€ти великолепных фигур создана из монолитного блока серого мелкозернистого гранита – очень трудного дл€ обработки – и что высота каждой фигуры 5 метров! Ќеудивительно, что скульптору потребовалась помощь 150 мастеров. ќднако лицо каждой фигуры – наиболее ответственную часть работы – мастер оканчивал сам. јтланты – лучшее творение “еребенева, за которое ему было присвоено звани€ академика.


ƒедал. Daidalos. —кульптура украшающа€ здание нового Ёрмитажа.
»зображен с инструментом в руке. ” его ног созданные им крыль€.
ƒ≈ƒјЋ— персонаж древнегреческой мифологии, гениальный художник и инженер, считавшийс€ изобретателем разных инструментов.

¬ строительном деле ƒедала считали изобретателем пилы, тесла и отвеса; в скульптуре он первый будто бы стал делать дерев€нные статуи богов с неприлипшими к туловищу руками и с отделенными друг от друга ногами, тогда как до него подобные статуи имели вид безжизненных, окоченелых истуканов с едва намеченными членами. ¬ цветущую эпоху греческ. цивилизации во многих св€тилищах хранились с незапам€тных времен дерев€нные изва€ни€ богов, считавшиес€ произведени€ми ƒедала.

ѕервоначально бывшее эпитетом √ефеста, как божественного художника, слово это (от корн€ dal — долбить, резать) стало собственным именем сказочного художника, вплетенного в циклы сказаний критских, афинских и сицилийских. »меетс€ несколько его генеалогий, св€зывающих его с родом афинских царей ≈рехфидов. ¬ јфинах и в историческое врем€ существовал род (к которому принадлежал —ократ), производивший себ€ от ƒ., и дем, получивший от него свое название. ”ченика и плем€нника своего, “алоса, ƒедал умертвил, столкнув со скалы јкропол€, за то, что тот изобрел более усовершенствованные инструменты. Ќо јфина спасает мальчика превратив того в куропатку. ќсужденный за преступление ƒедал бежит в  рит к царю ћиносу. «десь он делает дл€ жены ћиноса, ѕасифаи, дерев€нную корову, по приказанию ћиноса строит лабиринт дл€ заключени€ родившегос€ у ѕасифаи чудовища ћинотавра и, наконец, вручает јриадне нить, при помощи которой “езей нашел выход из лабиринта. ѕреследуемый за это ћиносом, ƒедал с сыном своим »каром спасаетс€ при помощи искусственных крыльев, сделанных из перьев и скрепленных воском. »кар погиб в дороге, приблизившись больше чем следовало к солнцу (от лучей которого воск раста€л) и упал в воду недалеко от острова —амос, в восточной части Ёгейского мор€, котора€ носила в древности название »карийского мор€ (€кобы по имени »кара, в действительности от расположенного вблизи острова »кари€)



—кульптура украшающа€ здание нового Ёрмитажа.
” его ног фигура женщины, которой он покровительствует.



Onatas. ќнатас. Ёрмитаж
ќписание:
Onatas был древним греческим скульптором времени персидских войн и членом процветающей школы Aegina. ћногие из его работ упом€нуты Pausanias; они включали некоторые сложные группы в бронзе, на строени€х в ќлимпии. ƒл€ корол€ —иракуз, Onatas выполн€л колесницу в бронзе, посв€щенной богам ќлимпийским. ≈го скульптуры €вл€ютс€ мужественными, энергичными, спортивными, показыва€ большое знание человеческой формы автором.


Winckelmann. ¬инкельман. Ёрмитаж
ќписание:
Winckelmann. ¬инкельман. —кульптура украшающа€ здание нового Ёрмитажа.
»зображен опирающимс€ одной рукой на фрагмент античной скульптуры.
»ога́нн »оахим ¬и́нкельман (нем. Johann Joachim Winckelmann, 9 декабр€ 1717, Ўтендаль, —аксони€-јнхальт — 8 июн€ 1768, “риест) — немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науки археологии.
»ќ√јЌЌ ¬»Ќ ≈Ћ№ћјЌ - это человек, посв€тивший изучению античности всю свою жизнь. “рудный путь он прошел. ќн был сыном бедного сапожника, но сумел на свои скудные средства получить приличное образование. –аботал домашним учителем и библиотекарем. ”влекшись античностью, он просто заболел ею. —тал договариватьс€ с папским нунцием о возможности работать в –име. ƒл€ этого от него потребовали перехода из лютеранство в католичество. ѕ€ть лет не мог решитьс€ на этот поступок »оганн ¬инкельман. ј затем он стал самым известным историком античного искусства.
«аслуга ¬инкельмана заключаетс€ преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значени€ и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и €вилс€ основателем его истории.

—мерть его была преждевременной и трагической. ¬о врем€ одного из путешествий к нему в доверие втерс€ притворившийс€ любителем искусства только что вышедший из тюрьмы преступник јрканджели. » заколол его во сне.

»скусствовед ћуратов писал о ¬инкельмане: «¬с€ жизнь ¬инкельмана была подвигом, и его отношение к древнему искусству было глубоко жертвенным. ¬ его судьбе есть элемент чудесного — эта пламенна€ любовь к античному, так странно охвативша€ сына башмачника, выросшего среди песков Ѕранденбурга, и проведша€ его сквозь все превратности в –им...»


—тату€ «евса ќлимпийского
ќписание:
ћраморна€ римска€ копи€ со статуи «евса ќлимпийского работы древнегреческого скульптора V в. до н.э. ‘иди€. √осударственный Ёрмитаж. —анкт-ѕетербург.

«Ќикто не сомневаетс€, что ‘идий наиболее знаменитый художник всех народов», — писал древнеримский »сторик почти через 500 лет после смерти великого скульптора ƒревней √реции.
» тем не менее мы почти ничего не знаем об этом замечательном человеке. ƒаже даты его жизни весьма приблизительны: родилс€ в начале V в. до н.э., умер около 432—431 г. до н. э. Ѕольшинство его многочисленных творений погибло, во вс€ком случае те, что восхищали его современников. Ћучшими из них были колоссальна€ бронзова€ фигура јфины ѕромахос, воздвигнута€ на јкрополе около 460 г. до н. э., и не менее огромные фигуры из слоновой кости и золота јфины ѕарфенос дл€ ѕарфенона и «евса дл€ храма в ќлимпии. ј среди сохранившихс€ нет ни одной, о которой твердо можно сказать, что ее целиком выполнил сам мастер.
... аждые четыре года в ќлимпии, на юге √реции, собирались на сост€зани€ атлеты. —ост€зани€ посв€щались победе верховного бога греков «евса над жестоким  роном, и поэтому «евс считалс€ покровителем олимпийских игр. ¬от почему самому прославленному скульптору ƒревней √реции ‘идию поручили создать статую бога «евса дл€ храма в ќлимпии.

ќгромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распр€ми широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале и низок окажетс€ потолок. √олову «евса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюби€ грозного бога. Ћицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ, перекинутый через левое плечо, венец, борода «евса были из сверкающего золота.

‘идий наделил «евса человеческим благородством. ≈го благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимис€ волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. —тату€ производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешени€ в созерцании творени€ ‘иди€. ћолва объ€вила статую «евса одним из «семи чудес света».

««евс ќлимпийский» просто€л почти 900 лет и погиб в V в. н. э. во врем€ пожара. ¬се это врем€ потомки ‘иди€ хранили и оберегали великое произведение своего предка. ƒом ‘иди€ в ќлимпии тоже бережно сохран€лс€ в течение веков, ибо и он считалс€ св€щенным.


Ћаокоон с сыновь€ми. Ёрмитаж.
ќписание:
—тату€ Ћаокоона работы ѕаоло јндреа “рискорни, приобретенна€ у автора в 1798 г.  опи€ со скульптурной группы , найденной в 1506 г. в –име и наход€щейс€ ныне в Ѕельведере ¬атиканского дворца. √руппа сохранилась почти в целости. ”тер€ны только права€ рука отца, по одной руке у сыновей и небольшие фрагменты змей. Ёто дало возможность копирующим скульптуру трактовать движение рук с некоторыми изменени€ми.

Ћаокоон - жрец јполлона в “рое, предостерегавший тро€нцев, пожелавших прин€ть подаренного греками дерев€нного кон€.
јполлон послал двух змей, которые поглотили сыновей-близнецов Ћаокоона јнтифанта и ‘имбре€, а затем задушили самого Ћаокоона, т.к. Ћаокоон будучи жрецом јполлона, ослушалс€, женившись против его воли.
ѕо другому рассказу, это произошло из-за гнева јфины. ѕо одному из вариантов мифа, зме€ми были задушены только его дети. —ам он оставалс€ в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу

Ћаокоон более всех сомневаетс€ в чистых помыслах тро€нцев ввести дерев€нного кон€ в город и посв€тить его јфине. » чтобы испытать, не скрываетс€ ли что-либо в нем, вонзает копье в его бок. «атем, когда он на морском берегу приносит быка в жертву ѕосейдону, подплывают по морю две огромные змеи, душат его с обоими его сыновь€ми и скрываютс€ в акрополе под статуей јфины. ¬ этом чуде тро€нцы вид€т подтверждение св€щенного назначени€ подаренного кон€, служить очистительной жертвой за оскорбление греками св€тыни јфины и принимают решение ввести его в город как дар. ѕосле чего наступает известна€ гибель “рои. —мерть Ћаокоона и обоих сыновей его изображаетс€ в сохранившейс€ до наших дней скульптуре.

Ёто знаменитейшее произведение изва€но родосцами јгесандром, ѕолидором и јфенодором ), врем€ жизни которых неизвестно ( полагают около 50 до н. э.). ћежду тем как некоторые исследователи относ€т это произведение ко временам јлександра ¬еликого (356 до н. э.-323 до н. э), други относ€т его ко времени процветани€ родосской школы во времена царствовани€ приемников јлександра ћакедонского. ј некоторые — ко временам –имской империи (с 30/27 до н. э. по 491 г от –ождества ’ристова).
¬ышеназванные родосские художники блещут виртуозностью и свои анатомические познани€ и вообще произвести на зрител€ эффект. » им это великолепно удаетс€! Ћаокоон— «чудо искусства, свидетельствующее о тонком и благородном вкусе при решении столь трудной задачи и о глубоких познани€х при исполнении деталей, но вместе с тем — произведение, рассчитанное, очевидно, на эффект и сравнительно с произведени€ми прежнего времени отличающеес€ до некоторой степени театральным характером. ¬ то же врем€ в этом произведении пафос доведен до такой степени, до какой это было возможно по воззрени€м античного мира и насколько это допускала техника ва€тельного искусства» писал о скульптуре ќ. ћиллер.


√еркулес ‘арнезский
ќписание:
√еракл (греч.) - √еркулес (рим.)

√еракл - самый попул€рный герой мифов ƒревней √реции. ѕрототипом мог служить один из царей города “иринфа (јрголида микенского периода).

Ќасто€щее им€ - јлкид ("сильный" или "внук цар€ јлке€"). »м€ √еракл (в переводе "совершающий подвиги из-за гонений √еры") было дано прорицательницей пифией.

√енеалоги€. —ын «евса и јлкмены, брат »фикла (по матери), муж ћегары и ƒе€ниры, на ќлимпе, после смерти и прин€ти€ в сонм олимпийских божеств, стал мужем √ебы. ќтец гераклидов. Ѕлизнецы были зачаты в одну ночь: от «евса, €вившегос€ к јлкмене в образе ее супруга - √еракл, а от самого јмфитриона - »фикл.




—аркофаг (конец II в.).
ќписание:
Ќа саркофаге изображена истори€ »пполита.
ћиф об »пполите – один из греческих вариантов сюжета о коварной жене, котора€ клевещет перед мужем на целомудренного пасынка, не пожелавшего разделить ее любовь. ‘едра, жена афинского цар€ ‘есе€, влюблена в молодого юношу »пполита, страстного охотника и почитател€ девственной богини јртемиды, избегающего любви и женщин. ќтвергнута€ »пполитом, ‘едра несправедливо обвин€ет его в попытке обесчестить ее. »сполн€€ просьбу разгневанного отца, бог ѕосейдон посылает чудовищного быка, который нагон€ет страх на коней »пполита, и он гибнет, разбившись о скалы.



—тату€ ћарка јврели€ (римский император -161-180 гг.)
ќписание:
—тату€ ћарка јврели€ в образе ћарса выполненна€ из мрамора.
√олова статуи - втора€ половина II века. “орс - италь€нска€ реставраци€ XVIII в., исполнен в подражание греческим стату€м атлетов V в. до н. э.
ћарк јнний  атилий —евер, вошедший в историю под именем ћарка јврели€, родилс€ в –име 26 декабр€ 121 года и был сыном јнни€ ¬ера и ƒомиции Ћуциллы.
¬ 139 году после смерти отца он был усыновлен императором јнтонином ѕием и стал именоватьс€ ћарк Ёлий јврелий ¬ер ÷езарь. ћарк јврелий получил прекрасное образование. ƒиогнет вводил его в философию и обучал живописи. ѕо совету того же учител€ будущий император под вли€нием усвоенных им философских воззрений начал спать на голых досках, накрыва€сь звериной шкурой.
¬ центре его антиматериалистического учени€ стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых €вл€етс€ благочестива€, мужественна€ и руководима€ разумом личность.


ћельпомена (ћуза трагедии)
ќписание:
—тату€ ћельпомены. –имска€ копи€ по греческому образцу II в. до н. э.
¬ древнегреческой мифологии муза трагедии (греч. "поюща€"). —начала ћельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становитс€ покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. ƒочь «евса и ћнемосины, мать ужасных сирен.
»зображалась в виде женщины с пов€зкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказани€ человека, нарушающего волю богов).


¬енера. Ѕогин€ любви
ќписание:
—тату€ ¬енеры римска€ копи€ по греческой статуе јфродиты  аллимаха или школы ѕоликлета конца V в. до н.э.
в римской мифологии первоначально ¬енера - богин€ цветущих садов, весны, плодороди€, произрастани€ и расцвета всех плодонос€щих сил природы. «атем ¬енеру стали отождествл€ть с греческой јфродитой.


—п€щий √ермафродит
ќписание:
—тату€ "—п€щий √ермафродит". –имска€ копи€ по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.
√ермафродит, в греческой мифологии сын √ермеса и јфродиты, который воспитывалс€ на€дами на горе »да во ‘ригии. Ётот златокудрый юноша необычайной красоты, купа€сь в водах источника, возбудил страстную любовь —алмакиды, нимфы этого ключа, но ее мольба о взаимности не нашла отклика и безутешна€ нимфа попросила богов о вечном единении с любимым. » боги слили нимфу и √ермафродита в одно двуполое существо.
ѕлатон в «ƒиалогах» устанавливает, что боги сначала создали человека в виде сферы, соединив два тела и два пола. Ёто показывает, до какой степени он подчинил реальность символу и концептуальному образцу и как в типично греческой манере он разрешил смертным прин€ть такие качества, как гермафродитизм, который обычно рассматривалс€ как свойство исключительно первобытных богов. “акже согласно ѕлатону, существовавшие некогда гермафродиты (или андрогины), которые имели по два лица, четыре ноги и четыре руки, были наказаны «евсом за гордость и разрублены вдоль, и с тех пор люди обречены искать свою вторую половину.


Ёрот на дельфине
ќписание:
Ёрот на дельфине. ‘онтанна€ стату€.
–имска€ копи€ по греческому образцу III - II вв. до н.э.

Ёро́т (Ё́рос, греч. Έρως, также Ёро́с, јму́р, у римл€н  упидо́н) — в древнегреческой мифологии — бог любви, безотлучный спутник и помощник јфродиты, олицетворение любовного влечени€, обеспечивающего продолжение жизни на земле.

Ёрот бог любви и полового влечени€. “радиционно (имеетс€ ввиду Ёллинистический и –имский период) его изображают совсем еще мальчиком, белокурым и крылатым, капризным и хитрым. ќн часто служит матери в обмен на какой-нибудь абсолютно бесполезный подарок (но у јполлони€ –одосского Ёрот и вовсе помыкает јфродитой). » в общем, каждый человек, веро€тно, сможет более €сно представить себе Ёрота, если вспомнит свое чадо (или вообще знакомого ребенка).
ѕозднее Ёрот предстает уже как юноша, внешне очень похожий на херувима с той лишь разницей, что Ёрот по-прежнему вооружен золотым луком и стрелами, способными как разжечь, так и погубить любовь в сердцах смертных и небожителей.

Ёпитеты и имена: Ёрот/Ёрос ("Ћюбовь"),  упидон (римск., "¬ожделение"), јмур (римск, "Ћюбовь").

јтрибуты: золотые лук и стрелы, существуют изображени€ Ёрота с факелом. Ћюбимое растение - роза. —уществует миф, объ€сн€ющий наличие шипов на стебле растени€: как-то раз Ёрот сорвал цветок, но в бутоне его скрылась пчела. »спугавшись, насекомое ужалило Ёрота, и бог, расплакавшись, улетел к матери. „тобы утешить сына, јфродита отн€ла жала у пчел и усе€ла ими стебли роз.


«ал ёпитера
ќписание:
«ал ёпитера в Ёрмитаже расположен в начале анфилады парадных музейных залов с правой стороны от перехода, соедин€ющего «имний дворец и здание Ќового Ёрмитажа. —делан по проекту Ћео фон  ленце. јрхитектурное убранство сохранилось в почти неизменном виде. —тены и пил€стры облицованы искусственным мрамором, который внедрил скульптор ј. “рискорни на основе мраморной крошки, цемента и крас€щего пигмента.


Ћепнина потолка зала ёпитера
ќписание:
ѕо проекту Ћео фон  ленце зал ёпитера был задуман как √алере€ Ќовой скульптуры, что нашло отражение в оформлении потолка рельефными профильными портретами в медальонах, с изображени€ми знаменитых скульпторов:  ановы, “орвальдсена, ћикеланджело.
ћестами встречаетс€ √рифон


«ал ёпитера был задуман по проекту Ћео фон  ленце как √алере€ Ќовой скульптуры, что нашло отражение в оформлении потолка рельефными профильными портретами в медальонах, с изображени€ми знаменитых скульпторов: “орвальдсена, ћикеланджело,  ановы.


—тату€ ёпитера
ќписание:
јнтична€ скульптура ёпитера помещенна€ в «але названном в его честь, прибыла из »талии в 1861 году, когда строительство Ќового Ёрмитажа еще не было завершено. Ётот пам€тник уникален как по своим размерам, так и по художественным качествам. Ёрмитажный ёпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихс€ в музе€х мира. ћонумент достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн. —тату€ была найдена во врем€ археологических раскопок, проводимых ƒженкинсом на вилле императора ƒомициана. —кульптура ёпитера была создана римским мастером эпохи ‘лавиев (96-69 гг.). ¬ древности стату€ «евса, выполненна€ ‘идием дл€ храма «евса в ќлимпии , но не дошедша€ до наших дней считалась одним из чудес света.
ћогущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы,
бури, в гневе метавший молнии, поража€ ими непокорных его божественной
воле, - таков был верховный владыка римских богов ёпитер. ≈го обитель находилась
на высоких горах, оттуда он обнимал взгл€дом весь мир, от него зависела
судьба отдельных людей и народов.
—вою волю ёпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц
(особенно по€влением орла, ему посв€щенного); иногда он посылал вещие сны,
в которых открывал гр€дущее.


«ал античной декоративной скульптуры
ќписание:
«ал конструктивно повтор€ет тип открытого небу внутреннего двора античного жилища, окруженного крытыми галере€ми с колоннами. “акой двор возник в греческих домах эллинистического времени и имел очень скромные размеры.


јфродита (¬енера “аврическа€)
ќписание:
—огласно «“еогонии» √есиода, јфродита родилась около острова  ифера из семени и крови оскоплЄнного  роносом ”рана, котора€ попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденна€»). ¬етерок принЄс еЄ на остров  ипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась  ифера), где еЄ, вышедшую из морских волн, и встретили ќры.

—тату€ јфродиты (¬енеры “аврической) относитс€ к III веку до н. э.,сейчас она находитс€ в Ёрмитаже и считаетс€ самой прославленной его статуей. —кульптура стала первой в –оссии античной статуей нагой женщины. ћраморна€ стату€ купающейс€ ¬енеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненна€ по образцу јфродиты  нидской или ¬енеры  апитолийской. ”трачены руки статуи и фрагмент носа. ƒо поступлени€ в √осударственный Ёрмитаж она украшала сад “аврического дворца, откуда и название. ¬ прошлом «¬енера “аврическа€», предназначалась дл€ украшени€ парка. ќднако в –оссию стату€ была доставлена значительно раньше, ещЄ при ѕетре I и благодар€ его усили€м. Ќадпись, сделанна€ на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что ¬енера подарена  лиментом XI ѕетру I (в результате обмена на мощи св. Ѕригитты, посланные римскому папе ѕетром I). —тату€ была обнаружена в 1718 году во врем€ раскопок в –име. Ќеизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажЄнной богиню любви и красоты ¬енеру. —тройна€ фигура, округлые, плавные линии силуэта, м€гко моделированные формы тела – всЄ говорит о здоровом и целомудренном воспри€тии женской красоты. Ќар€ду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщЄнной манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также р€дом других черт, свойственных искусству классики (V – IV вв. до н. э.), создатель ¬енеры воплотил в ней своЄ представление о красоте, св€занное с идеалами III века до н. э. (из€щные пропорции – высока€ тали€, несколько удлинЄнные ноги, тонка€ ше€, маленька€ головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).

¬енера “аврическа€ – перва€ антична€ стату€, привезЄнна€ в –оссию. ¬недрение ѕетром I европейской культуры, в частности античной, с еЄ культом тела, очень болезненно приживалось на русской православной почве, где обнажЄнное тело считалось чем-то невозможным дл€ всеобщего обозрени€. ¬ начале XVIII века в –оссии возникла сложна€ конфликтна€ ситуаци€ столкновени€ русской национальной философии аскетизма, непри€ти€ телесных удовольствий, сформировавшейс€ в результате неблагопри€тных климатических условий и сложившегос€ религиозного самосознани€ народа и античного, столь чуждого русским, культа телесной красоты. ѕышное по€вление статуи обнажЄнной богини ¬енеры воспринималось жител€ми нового города ѕетербурга как возвращение идолопоклонничества, €зычества, измены православию, как €вление бесовское, демоническое. ¬от как пишет об этих событи€х крупнейший писатель и историк начала XX века ƒ. —. ћережковский в своЄм романе о ѕетре I и его сыне царевиче јлексее «ѕЄтр и јлексей», вход€щем в трилогию «’ристос и јнтихрист»: «ѕо мор€м и рекам, через горы и равнины, города и аустыци, и, наконец, через русские бедные селень€, дремуче леса и болота, всюду бережно хранима€ волей цар€, то кача€сь на волнах, то на м€гких пружинах, в своем тесном €щике, как в колыбели или в гробу, совершала богин€ далекое странствие из ¬ечного √орода в новорожденный городок ѕетербург.

 огда она благополучно прибыла, царь, как ни хотелось ему поскорее взгл€нуть на статую, которой он так долго ждал и о которой так много слышал, - все же победил свое нетерпение и решилс€ не откупоривать €щика до первого торжественного €влени€ ¬енус на празднике в Ћетнем саду».

ƒл€ денщиков ѕетра јфродита – «гола€ девка», но дл€ императора эта богин€ - символ новой –оссии, проснувшейс€ от сна косности и отсталости, приобщавшуюс€ к европейской культуре, которую создавал ѕетр, как ѕигмалион свою √алатею: «“о было изва€ние ѕраксител€: јфродита јнадиомена - ѕенорожденна€, и ”рани€ - Ќебесна€, древн€€ финикийска€ јстарта, вавилонска€ ћилитта, ѕраматерь ѕишущего, велика€  ормилица - та, что наполнила небо звездами, как семенами, и разлила, как молоко из груди своей, ћлечный ѕуть». «- —и€ ¬енус,- заключил ѕетр уже по-русски, собою, свойственной ему, простодушною витиеватостью, казыва€ на статую,- си€ ¬енус пришла к нам оттоле, и √реции. ”же ћарсовым плугом все у нас испахано и насе€но. » ныне ожидаем доброго рождени€, в чем, √осподи, помози! ƒа не укоснеет сей плод наш, €ко фиников, которого насаждающие не получают видеть. Ќыне же и ¬енус, богин€ вс€кого любезного при€тства, согласи€, домашнего и политического мира, да сочетаетс€ с ћарсом на славу имени –ќ——»…— ќ√ќ».

’удожественный замысел автора позвол€ет ему трактовать по€вление античной богини на «варварских», диких, холодных берегах Ќевы как угодно, но нельз€ не признать, что непри€тие такой культуры на первоначальном этапе было очевидным. јвтор силой художественного слова показывает этот антагонизм античной обнажЄнной статуи и древней св€той православной иконы, творившийс€ в сознании не просвещЄнных светом европейского искусства русских людей: «ƒо того дошло, что в самый сей день, в сей час, ниспровергнув образ Ѕогородицы, на место его воздвигает он бесоугодную и блудотворную икону ¬енус. » государь, твой батюшка…» .
—ейчас мы восхищаемс€ грацией и совершенством скульптуры, созданной неизвестным мастером задолго до –ождества ’ристова, до возникновени€ христианства на земле. Ќо в то же врем€ реформы ѕетра можно рассматривать в разных аспектах, не удивл€€сь при этом расхожему мнению его современников о нЄм как о царе-јнтихристе.


 лио. ћуза истории
ќписание:
 лио — муза истории в древнегреческой мифологии. »зображалась со свитком папируса или футл€ром дл€ свитков. ƒочь «евса и ћнемозины — богини пам€ти. —огласно ƒиодору, получила им€ от того, что воспевание в поэзии дает восхвал€емым великую славу (клеос)


јфродита. Ѕогин€ красоты и любви
ќписание:
—тату€ јфродиты - римска€ копи€ по греческому образцу III - II вв. до н.э. ѕриобретена ѕетром I.

—огласно «“еогонии» √есиода, јфродита родилась около острова  ифера из семени и крови оскоплЄнного  роносом ”рана, котора€ попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденна€»). ¬етерок принЄс еЄ на остров  ипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась  ифера), где еЄ, вышедшую из морских волн, и встретили ќры.


“ерпсихора. ћуза танцев
ќписание:
—тату€ "“ерпсихора" - римска€ копи€ по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

“ерпсихора считалась музой хорового пени€ и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. Ќа голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. ќна - "наслаждающа€с€ хороводами".


јфродита (¬енера). —тату€. Ёрмитаж
ќписание:
—тату€ јфродиты -богини красоты и любви
–имска€ копи€ по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

¬ 1851 г., через венецианского антиквара ј. —анквирико, в Ёрмитаж поступила прекрасна€ стату€ јфродиты, котора€ ранее входила в собрание венецианского семейства Ќани. ¬ редком издании эпохи наполеоновских войн - " оллекци€ всех древностей, хран€щихс€ в венецианском музее Ќани" - мы читаем об этой скульптуре: "ќна долго лежала поверженна€ в пренебрежении… но была вызвана из забвени€, когда г-н якопо Ќани увидел ее и поместил в свой знаменитый музей, представив ее на суд известного  ановы, который сильно восхвал€л новое приобретение".
—татую јфродиты отличают усложненность движени€ тела и изысканна€ стройность пропорций. ¬ ней нашли отражение тенденции эллинистического искусства, характерные дл€ искусства времени династии јнтонинов (96-193 гг.).

—огласно «“еогонии» √есиода, јфродита родилась около острова  ифера из семени и крови оскоплЄнного  роносом ”рана, котора€ попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденна€»). ¬етерок принЄс еЄ на остров  ипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась  ифера), где еЄ, вышедшую из морских волн, и встретили ќры.


«ал ƒиониса в Ёрмитаже
ќписание:
Ёкспозици€ зала включает произведени€ римской декоративной скульптуры, которые в основном повтор€ют греческие образы. Ќачина€ с конца II в. до н.э. копии изготавливались в огромном количестве дл€ украшени€ садов, библиотек, галерей и портиков.
«ал ƒиониса в Ќовом Ёрмитаже, построенном по проекту Ћео фон  ленце в 1851 г. дл€ »мператорского музе€, первоначально предназначалс€ дл€ выставки древней скульптуры. —тены зала отделаны темно-красным искусственным мрамором, на фоне которого эффектно выдел€етс€ скульптура; потолок с кессонами декорирован мелким растительным орнаментом.
Ќазвание залу дала больша€ стату€ ƒиониса (к. IV в. до н.э.), входивша€ в царскосельскую коллекцию ≈катерины.


ѕантера
ќписание:
—кульптура выставлена в зале ƒиониса в Ёрмитаже.


олова јреса (бог войны)
ќписание:
—кульптура "√олова јреса" римска€ работа начала II в. ѕо греческому оригиналу 420-х гг. до н. э. скульптора јлкамена. ѕоступил в Ёрмитаж в 1850 г. из ÷арского —ела.  уплена в –име в 1771 г. ».».Ўуваловым
јрес, в древнегреческой мифологии бог войны.
¬ отличие от јфины ѕаллады - богини честной и справедливой войны, јрес, отлича€сь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны.
–ождение јреса произошло без участи€ отца от прикосновени€ √еры к волшебному цветку.
¬ более поздних мифах јрес выступал как сын «евса, который называл его самым ненавистным из всех богов и утверждал, что не будь јрес его родным сыном, он бы давно отправил его в “артар, туда, где том€тс€ потомки ”рана.
¬ античной литературе можно встретить упоминани€ о том, что јрес вступил в брак с самой красивой из богинь - јфродитой, иногда даже называютс€ дети, которые были рождены от этого брака: Ёрот (или Ёрос), јнтерос (ненависть), √армони€, ‘обос (страх), ƒеймос (ужас).
"Ѕлагодар€" своим отрицательным качествам јрес с большим трудом утвердилс€ среди остальных олимпийских богов, поэтому в его образе €вственно прослеживаютс€ следы напластовани€ различных эпох.

ќдно им€ јреса вызывало у греков ужас, хот€ в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение. ќтвратительным было то, что јрес ненавидел Ёйрене, богиню мира, и был неразлучен с Ёридой, злостной богиней раздора, в €рости отверга€ ту другую Ёриду, чтимую людьми, котора€ заставл€ла их сост€затьс€ не в битвах, а в мирном труде. Ѕоги и люди презирали этого жестокого и неистового бога брани. » он был так не похож на других небожителей, мудрых и рассудительных, что его происхождение вызывало споры, а местом рождени€ считалась ‘раки€, страна с суровым климатом и не менее суровыми людьми.

Ѕогам нравилось тешить взгл€д, наблюда€ за сражени€ми смертных. »ногда они спускались на землю, чтобы помочь своим любимцам. ƒл€ јреса же война была смыслом существовани€, и он никогда не задумывалс€ над тем, справедлива она или нет. ќбезумев при виде крови, јрес убивал всех без разбора, правых и виноватых. ѕосто€нной спутницей бога войны была богин€ Ёнио, внос€ща€ суматоху на поле бо€.

»ногда јрес, смешавшись на поле бо€ со сражающимис€, издавал вопль, подобный крику, который вырвалс€ из груди дес€ти тыс€ч мужей. —лыша это, воины приходили в неистовство и убивали всех, кто попадалс€ им на пути: стариков, женщин, детей. ќни даже забывали о том, что жизнь врагов, их жен и детей имеет цену, что их можно продать в рабство или сделать своими рабами. ѕопадалс€ боевой конь или домашнее животное - осел или собака, не давали пощады и им. ”слышавшие вопль јреса сражающиес€ переставали быть воинами, становились убийцами.

Ќеудивительно, что смертные считали јреса виновником всех своих бед, и им пришла в голову мысль, что от них не избавитьс€, пока не будет усмирен јрес. Ќо как справитьс€ с могущественным да к тому же еще невидимым богом? Ћюд€м это было не под силу, и они обратились к двум великанам. “е не без труда схватили јреса, скрутили его и бросили в темницу. “ринадцать мес€цев пробыл јрес в плену,- и это число оказалось самым счастливым, ибо за эти мес€цы люди постигли в своих мирных трудах больше, чем за семь самых счастливых лет. ¬иной новых несчастий людей оп€ть оказалась женщина, на этот раз не вылепленна€ богами кукла, а мачеха великанов. ќна выдала место заточени€ јреса, и √ермес вызволил бога войны.

Ќа ќлимпе јрес стал тайным соперником трудолюбивого √ефеста, возлюбленным его законной жены јфродиты. Ѕезумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельз€ было ждать ничего хорошего. –одились ƒеймос (”жас) и ‘обос (—трах), вечные спутники войн.   порождени€м јреса относили одну из эриний, богинь кровавой мести, и дракона, с которым сражалс€ фиванский герой  адм. ќт св€зи со смертными женщинами у јреса родились герои, в характере которых про€вились черты дикости и необузданности отца.

Ѕолее всех ненавидела јреса јфина, богин€ честной и справедливой войны. ќднажды она искусно направила против него копье геро€ ƒиомеда, которое отыскало незащищенное броней место и пробило јресу живот. — диким воем покинул јрес поле бо€ и прилетел на ќлимп с жалобой на јфину. «евс же даже не захотел выслушать объ€снени€ јреса, за€вив, что он наказан по справедливости и заслуживает того, чтобы находитьс€ не на ќлимпе, а в тартаре.

¬ римской мифологии ему соответствует ћарс.



јфина
ќписание:
јфина - богин€ мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.
—тату€ јфины работы римских мастеров II в. ѕо греческому оригиналу конца V в. до н. э. ѕоступила в Ёрмитаж в 1922 г.. –анее находилась в коллекции ƒемидовых.
¬се в јфине, начина€ с по€влени€ на свет, было удивительным. ƒругие богини имели божественных матерей, јфина - одного отца, «евса, который сошелс€ с дочерью ќкеана ћетидой. «евс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. —коро у «евса нестерпимо разболелась голова. ѕомрачнел он, и, вид€ это, боги поспешили удалитьс€, ибо они знали по опыту, каков «евс, когда у него дурное настроение. Ѕоль не проходила. ¬ладыка ќлимпа не находил себе места. ѕопросил «евс √ефеста ударить его кузнечным молотом по голове. »з расколовшейс€ головы «евса, огласив ќлимп воинственным кличем, выпрыгнула взросла€ дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала р€дом с родителем. √лаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.


ќтдыхающий сатир. —кульптура. Ёрмитаж.
ќписание:
ќтдыхающий сатир
–имска€ работа по оригиналу ѕраксител€ IV в. до н.э. (из собрани€ кн€зей √олицыных).
—атир - лесное божество или демоны плодороди€, составл€ющие вместе с силенами свиту ƒиониса. ќни покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие, символом их неисс€каемого плодороди€ €вл€етс€ фаллос. ќни задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад. ќни заби€ки, люб€т вино.

—атир, лесной демон, спутник бога вина и весель€ ƒиониса, был представлен ѕраксителем (390-330 гг. до н.э.) в виде обнаженного юноши, на звериную сущность которого намекают острые уши, почти скрытые пышной прической, и чуть раскосые глаза. —атир, отдыха€, стоит в томной позе, опира€сь не столько на левую ногу, сколько на пень, который придает фигуре устойчивость. –адость чувственного быти€, любование юностью и красотой, наслаждение как цель жизни - вот то, что лежало в основе философии гедонизма, котора€ в IV в. до н.э. распространилась среди части греческого общества, восхищавшейс€ €сной гармонией прекрасных образов ѕраксител€.


«ал јфины в Ёрмитаже
ќписание:
¬ зале јфины в Ёрмитаже представлено искусство ƒревней √реции эпохи высочайшего расцвета культуры и охватывает почти два столети€ с 480 по 320-е годы до н.э.


јфина. —тату€. Ёрмитаж. «ал јфины.
ќписание:
јфина - богин€ мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.
—тату€ јфины работы римских мастеров II в. ѕо греческому оригиналу конца V в. до н. э. ѕоступила в Ёрмитаж в 1862 г.. –анее находилась в коллекции маркиза  ампана в –име. явл€етс€ одним из интереснейших экспонатов «ала јфины.
¬сЄ в јфине, начина€ с по€влени€ на свет, было удивительным. ƒругие богини имели божественных матерей, јфина - одного отца, «евса, который сошелс€ с дочерью ќкеана ћетидой. «евс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. —коро у «евса нестерпимо разболелась голова. ѕомрачнел он, и, вид€ это, боги поспешили удалитьс€, ибо они знали по опыту, каков «евс, когда у него дурное настроение. Ѕоль не проходила. ¬ладыка ќлимпа не находил себе места. ѕопросил «евс √ефеста ударить его кузнечным молотом по голове. »з расколовшейс€ головы «евса, огласив ќлимп воинственным кличем, выпрыгнула взросла€ дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала р€дом с родителем. √лаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.


Ћеда с лебедем
ќписание:
–имска€ скульптура II в. ѕо греческому оригиналу IV в. до н.э. скульптора “имофе€.
ѕоступила в Ёрмитаж в 1862 г.. –анее находилась в коллекции маркиза  ампана в –име.

Ћеда, в греческой мифологии супруга спартанского цар€ “индаре€. ѕо наиболее распространЄнному варианту мифа, Ћеда- дочь цар€ ‘ести€ из Ётолии, к которому бежал изгнанный из —парты “индарей. «а помощь, оказанную ему в отражении воинственных соседей, ‘естий отдал “индарею в жЄны Ћеду.

Ћеда — дочь ‘ести€, цар€ Ётолии, была столь красива, что в нее влюбилс€ сам «евс (верховный бог ќлимпа).
ќн €вилс€ к ней в виде лебед€, и в результате этого свидани€ и родилась (из €йца) ≈лена, виновница “ро€нской войны.

ѕо позднейшему варианту этого мифа ≈лена была не единственным ребенком у Ћеды. »з одного €йца Ћеды родилась ≈лена, из другого — ее брать€, близнецы  астор и ѕоллукс (ќвидий «√ероиды»; √ораций «—атиры»). ¬ыйд€ впоследствии замуж за цар€ ћенела€, ≈лена была похищена ѕарисом и оказалась, таким образом, причиной “ро€нской войны. ќтсюда, соответственно и выражение «€йца Ћеды» как символ начала чего-либо, его первопричины.

¬ыражение «начать с €иц Ћеды» впервые в мировой литературе прозвучало у римского поэта √ораци€ ( винт √ораций ‘лакк, 65—8 до н. э.), который в своем сочинении «ќб искусстве поэзии» хвалит √омера за то, что тот свой рассказ о “ро€нской войне начинает не с €иц Ћеды, а сразу вводит слушател€ in medias res — в суть дела.

»спользуетс€ обычно тогда, когда кто-либо хочет сказать, что он начинает свой рассказ, повествование и т. д. с самого начала. ¬ыражение было очень распространенным в русской литературной речи XIX в. ј. —. ѕушкин в письме (от 24 сент€бр€ 1820 г.) к своему брату Ћьву: «ћилый брат, € виноват перед твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами. Ќачинаю с €иц Ћеды».

—корлупу €йца показывали в одном из храмов —парты во 2 в. ѕо другой версии мифа, Ћеда только сберегла у себ€ €йцо, снесЄнное богиней Ќемесидой от брака с «евсом и найденное пастухом; когда из него по€вилась красавица-девочка, Ћеда воспитала еЄ как собственную дочь. —уществуют также различные сказани€ о количестве €иц, снесЄнных Ћедой.


«ал √еракла в Ёрмитаже
ќписание:
ѕо проекту этот зал предназначалс€ дл€ иностранной библиотеки. —тены и пилоны отделаны искусственным мрамором. ѕол мраморный. ѕо средней оси зала - издели€ из цветного камн€ работы  олыванской шлифовальной и ≈катеринбургской гранильной фабрик.
¬ насто€щее врем€ в зале экспозици€ искусства √реции IV в. до н.э.


ќтдыхающий √еракл. —кульптура. Ёрмитаж.
ќписание:
ќтдыхающий √еракл.
–имска€ скульптура II в. по греческому оригиналу конца IV в. до н.э. ѕоступила в Ёрмитаж в 1852 г. из коллекции Ћавалей.

√еракл, в греческой мифологии герой, полубог, сын «евса и смертной женщины јлкмены (жены јмфитриона). ¬ отсутствие јмфитриона (воевавшего против племЄн телебоев) «евс, прин€в его облик, €вилс€ к јлкмене; пока длилась их брачна€ ночь, солнце трое суток не поднималось над землЄй. ѕосле возвращени€ мужа јлкмена родила одновременно сыновей - »фикла от мужа и √еракла от «евса. ¬ день, когда √еракл предсто€ло по€витьс€ на свет, «евс покл€лс€ в собрании богов, что младенец из его потомков, который родитс€ в этот день, будет властвовать над ћикенами и соседними народами.



√еракл-мальчик. —тату€. Ёрмитаж.
ќписание:
√еракл-мальчик
–имска€ скульптура II в. по греческому оригиналу IV в. до н.э. »з коллекции ƒемидовых, поступила в Ёрмитаж в 1851 г.

„тобы зачать √еракла, «евс прин€л облик мужа јлкмены. ќн остановил солнце, и их ночь длилась трое суток. ѕрорицатель “иресий рассказывает јмфитриону о произошедшем.
¬ ночь, когда он должен был родитьс€, √ера заставила «евса покл€стьс€, что тот из рода ѕерсе€, кто родитс€ сегодн€, будет верховным царем. √еракл был из рода персеидов, но √ера задержала роды у его матери, и первым на свет (недоношенным) по€вилс€ его кузен ≈врисфей, сын —фенела и Ќикиппы, также персеид.
«евс заключил с √ерой договор, что √еракл не всю свою жизнь будет находитьс€ под властью ≈врисфе€. Ћишь дес€ть подвигов совершит он по поручению ≈врисфе€, а после не только освободитс€ от его власти, но даже получит бессмертие.
јфина обманом заставл€ет √еру покормить √еракла грудью. ћладенец причин€ет богине боль, и она отрывает его от груди. Ѕрызнувша€ стру€ молока превращаетс€ в ћлечный ѕуть. (¬кусив этого молока, √еракл становитс€ бессмертным). √ера оказалась приемной матерью √еракла, пусть даже на врем€. (¬ариант — миф был о «евсе и –ее).
–евнива€ √ера подослала двух змей убить ребенка. ћладенец-√еракл удушил их. (¬ариант, безвредных змей подослал јмфитрион, чтобы разобратьс€, кто из близнецов полубог).


√еракл. —тату€. Ёрмитаж.
ќписание:
√еракл (√еркулес)
–имска€ скульптура II в. по греческому оригиналу IV в. до н.э.

√еракл, в греческой мифологии величайший из героев, сын «евса и смертной женщины царицы јлкмены. «евсу был необходим смертный герой дл€ победы над гигантами, и он решил родить √еракла. Ћучшие наставники обучали √еракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. «евс хотел, чтобы √еракл стал правителем ћикен или “иринфа, ключевых крепостей на подходах к јргосу, но ревнива€ √ера расстроила его планы. ќна поразила √еракла безумием, в припадке которого тот убил жену и трех своих сыновей. ¬о искупление т€жкой вины герой должен был двенадцать лет служить Ёврисфею, царю “иринфа и ћикен, после чего ему было даровано бессмертие.

Ќаиболее известен цикл сказаний о двенадцати подвигах √еракла.
ѕервый подвиг состо€л в добыче шкуры немейского льва, которого √ераклу пришлось задушить голыми руками. ѕобедив льва, герой выделал его шкуру и носил как трофей.
—ледующим подвигом стала победа над гидрой, св€щенной дев€тиголовой змеей √еры. „удище обитало в болоте близ Ћерны, недалеко от јргоса. “рудность состо€ла в том, что вместо отрубленной героем головы у гидры тут же вырастали две новые. — помощью своего плем€нника »ола€ √еракл осилил свирепую лернейскую гидру — юноша прижигал шею каждой отрубленной героем головы. ѕравда, подвиг не был засчитан Ёврисфеем, так как √ераклу помогал плем€нник.
—ледующий подвиг не был таким кровавым. √ераклу следовало изловить керинейскую лань, св€щенное животное јртемиды.
«атем герой поймал эриманфского вепр€, который опустошал пол€ јркадии. ѕри этом случайно погиб мудрый кентавр ’ирон.
ѕ€тым подвигом стала очистка јвгиевых конюшен от навоза, что герой сделал за один день, направив в них воды ближайшей реки.
ѕоследним из подвигов, совершенных √ераклом на ѕелопоннесе, было изгнание стимфалийских птиц с остроконечными железными перь€ми. «ловещие птицы испугались медных трещоток, изготовленных √ефестом и дарованных √ераклу благосклонной к нему богиней јфиной.
—едьмым подвигом была поимка свирепого быка, которого ћинос, царь  рита, отказалс€ принести в жертву богу мор€ ѕосейдону. Ѕык совокупилс€ с женой ћиноса ѕасифаей. котора€ родила от него ћинотавра, человека с бычьей головой.
¬осьмой подвиг √еракл совершил во ‘ракии, где подчинил своей власти кобылиц-людоедок цар€ ƒиомеда.
ќставшиес€ четыре подвига были иного рода. Ёврисфей приказал √ераклу добыть по€с царицы воинственных амазонок »пполиты.
«атем герой похитил и доставил в ћикены коров трехголового великана √ериона.
ѕосле этого √еракл принес Ёврисфею золотые €блоки √есперид, дл€ чего ему пришлось задушить великана јнте€ и обмануть јтланта, держащего на своих плечах небосвод. ѕоследний подвиг √еракла — путешествие в царство мертвых — был самым многотрудным. ѕри содействии царицы подземного мира ѕерсефоны герой смог вывести оттуда и доставить в “иринф трехголового пса  ербера (÷ербера), стража преисподней.
 онец √еракла был ужасен. √ерой погиб в страшных муках, надев рубашку, которую его жена ƒе€нира, по совету умирающего от руки √еракла кентавра Ќесса, омочила €довитой кровью этого получеловека-полукон€.  огда герой из последних сил взошел на погребальный костер, с небес ударила багр€на€ молни€ и «евс прин€л сына в сонм бессмертных.
Ќекоторые подвиги √еракла увековечены в названи€х созвездий. Ќапример, созвездие Ћьва — в пам€ть о немейском льве, созвездие –ака напоминает об огромном раке  аркине, посланной √ерой в помощь лернейской гидре.
¬ римской мифологии √ераклу соответствует √еркулес.


Ёрот, нат€гивающий лук
ќписание:
–имска€ скульптура II в. по греческому оригиналу IV в. до н.э. скульптора Ћисиппа.
ѕодарена ѕапой ѕием IX в 1851 г.

Ёро́т (Ё́рос, греч. Έρως, также Ёро́с, јму́р, у римл€н  упидо́н) — в древнегреческой мифологии — бог любви, безотлучный спутник и помощник јфродиты, олицетворение любовного влечени€, обеспечивающего продолжение жизни на земле.

Ёрот бог любви и полового влечени€. “радиционно (имеетс€ ввиду Ёллинистический и –имский период) его изображают совсем еще мальчиком, белокурым и крылатым, капризным и хитрым. ќн часто служит матери в обмен на какой-нибудь абсолютно бесполезный подарок (но у јполлони€ –одосского Ёрот и вовсе помыкает јфродитой). » в общем, каждый человек, веро€тно, сможет более €сно представить себе Ёрота, если вспомнит свое чадо (или вообще знакомого ребенка).
ѕозднее Ёрот предстает уже как юноша, внешне очень похожий на херувима с той лишь разницей, что Ёрот по-прежнему вооружен золотым луком и стрелами, способными как разжечь, так и погубить любовь в сердцах смертных и небожителей.

Ёпитеты и имена: Ёрот/Ёрос ("Ћюбовь"),  упидон (римск., "¬ожделение"), јмур (римск, "Ћюбовь").
Ёрот, бог любви, был одним из древнейших богов √реции. ≈го особо почитали в городе ‘еспии, в Ѕеотии, где находилось главное св€тилище бога, в которое помещали его изображени€ самые знаменитые скульпторы √реции, например, ѕракситель и Ћисипп.   оригиналу Ћисиппа, жившего во второй половине IV в. до н.э., восходит римска€ реплика времени императора јвгуста из коллекции Ёрмитажа. Ёрот изображен в виде подростка, тело которого уже приобрело некоторую угловатость, но еще не утратило детской м€гкости форм. ёный бог нат€гивает тетиву на лук. ѕри полной естественности и жизненной правдивости позы Ћисипп создал сложную пространственную композицию, при которой части фигуры расположены в разных пресекающихс€ между собой плоскост€х. Ѕлагодар€ этому изображение приобретает особую динамичность.

јтрибуты: золотые лук и стрелы, существуют изображени€ Ёрота с факелом. Ћюбимое растение - роза. —уществует миф, объ€сн€ющий наличие шипов на стебле растени€: как-то раз Ёрот сорвал цветок, но в бутоне его скрылась пчела. »спугавшись, насекомое ужалило Ёрота, и бог, расплакавшись, улетел к матери. „тобы утешить сына, јфродита отн€ла жала у пчел и усе€ла ими стебли роз.

***
тут

Ё–ћ»“ј∆.ѕавильонный зал.
 артины Ёрмитажа. ћадонна Ћитта.
Ёрмитаж
«ћадонна Ѕенуа» Ћеонардо да ¬инчи

–убрики:  скульптура
ћетки:  

ѕонравилось: 4 пользовател€м



ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ninel2401   обратитьс€ по имени —уббота, 03 ƒекабр€ 2011 г. 21:53 (ссылка)
—пасибо. ¬еликолепна€ работа!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 04 ƒекабр€ 2011 г. 11:58 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 04 ƒекабр€ 2011 г. 11:58 (ссылка)
ninel2401,   своему удивлени€ обнаружила некоторые экспонаты, которые никогда не видела там и не фотографировала...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
zahariya   обратитьс€ по имени —реда, 11 »юл€ 2012 г. 21:57 (ссылка)
Ёльдис, спасибо за экскурсию!!! ƒобавила ссылочку себе!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку