-

Быстрый переход по страницам блога Эльдис:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Эльдис

 -Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2007
Записей: 6724
Комментариев: 111047
Написано: 178978


Рэймонд Бакленд. Цыгане: Тайны жизни и традиции. Часть 1.

Среда, 28 Ноября 2012 г. 15:02 + в цитатник

Серия постов сделана по книге Рэймонда Бакленда "Цыгане: Тайны жизни и традиции" (из моего личного архива), первый пост я назвала "Джаллин а дром" (странствие по дороге). Здесь будет в основном общая информация, рассказ о племени в целом. Цитаты из книги заключены в кавычки, тексты без кавычек - мои пояснения.

"Джаллин а дром" (странствие по дороге)

Эта книга написана внуком английской цыганки.

"Было время, когда единственными значимыми вещами для цыгана были его племя, несколько квадратных футов земли, на которой он спал, и звездное небо над головой. Пробуждение оказалось суровым"

Пьер Дерлон (Derlon P. Secrets of the Gypsies. New York: Ballantine, 1977)

 

7e87b7 (500x536, 130Kb)

 

"Будучи пошратом (цыганом-полукровкой) и ценителем всего цыганского, я хотел бы сохранить романтические представления об этом народе (самоназвание —рома)"

"Данная книга — именно о «магически-религиозных представлениях цыган». За последние годы я собрал немало сведений об их верованиях и ритуалах. В поле моего зрения были в основном английские цыгане, но мною также собрано немало материала и о цыганах, живущих в других регионах мира. Есть вещи, о которых мне не позволено говорить, но многое из собранного предлагается вашему вниманию".

"Сейчас уже точно установлено, что цыгане происходят из Северной Индии. Однако неизвестно (и, вероятно, это так и останется загадкой), что толкнуло их на исход из этого региона и когда он начался"

Предположительно они были вытеснены вторжениями греков, персов, скифов, кушитов, гуннов и арабов.

«По тем или иным причинам приблизительно в IX—X веках большие группы людей оставили свою родину и двинулись на запад".

«Цыгане делятся на несколько этнических групп. Кальдераш — одна из таких групп. Другие основные группы — гитаны и мануш. Кальдераш — специалисты по металлу: лудильщики, жестянщики и т. п. Гитаны расселились в основном на юге Франции, в Испании, Португалии и Северной Африке. Мануш специализируются на дрессировке животных, странствуют и дают представления»

«Есть и более мелкие этнические группы цыган: блидари, рудари и лингурари занимаются различного рода работами по дереву (блидари специализируются на изготовлении вещей для дома); чобатори — сапожники; косторари — лудильщики; гилабари — музыканты; лаутари — изготовители музыкальных инструментов; месте-ри лакатуши — слесари по замкам; салахори — каменщики и строители; ватраши — садовники; златари — золотых дел мастера. В различных регионах произношение может быть разным, но в целом эти названия легко узнаваемы...браки между представителями разных групп редки».

 

Цыгане отмечают Рождество в России. 1928 г.

Цыгане отмечают Рождество в России. 1928 (700x460, 53Kb)

"За многие века своих странствий они ассимилировали многие языческие и неязыческие: (иудейские и христианские) учения и верования. Где бы на своем пути цыгане ни останавливалились, они — хотя бы внешне усваивали религиозные воззрения своих непосредственных соседей, чтобы не вступать с ними в конфликт", Элвуд Тригг всё же пишет: «По существу, этот свободный народ, ведя бродячий образ жизни, сохранил за собой право выбирать то, что было более подходящим, касается ли этот выбор мест проживания или того, во что следует верить».

«Есть некоторые свидетельства, например в мифологии цыган Средней Азии, что некогда они почитали солнце в образе бога Обертсши. В некоторых регионах Луну также почитали как бога — например, Алако у скандинавских цыган. На полнолуние собирались многие цыганские племена. В это время обычно устраивали свадьбы. Полнолуние было (а во многих областях остается и до сих пор) праздником и, как мы увидим в дальнейшем, подходящим временем для колдовских занятий.
Чанти, праздник Ганеши, индийского слоно-голового бога, — это солнечный праздник. Западные цыгане отмечают его во время Лугнасада, августовского шабаша ведьм (викка). Некоторые отмечают Шанти в день солнцестояния. Во время этого праздника нельзя смотреть на луну: считается, что это принесет несчастье».

«Югославские цыгане называют мужской половой орган «кар». Тригг пишет: «Кар настолько священен... что он упоминается в [цыганских] молитвах» (Gypsy Demons, 1973)»

«Цыгане верят, что ребенок рождается в мире мощных сил, как положительных, так и отрицательных. Вскоре после рождения его нужно окропить соленой водой и дать имя, это своего рода «крещение»» «В Скандинавии у входа в шалаш, где родился ребенок, разжигают большой костер. Его назначение — отогнать злых духов на время «крещения» младенца»

«Иногда допускается христианское крещение, но по причинам, которые Церковь вряд ли одобрила бы. В книге «Цыгане: странники мира» Клифф Ли сообщает следующее: «Я часто ходил в церковь, но только на крещения. Священники при крещении давали младенцу монетки. Я помню, в детстве мы восемь раз за одно воскресенье посетили церковь и каждый раз крестили одного и того же младенца. В каждой церкви давали другое имя, а младенца взяли взаймы».

33783996_Artist49 (624x443, 44Kb)

 

33784056_zig110 (425x624, 51Kb)

 

57540495_1270783512_22839499_zig083 (652x444, 42Kb)

«Цыгане хотя и придерживаются так называемого «мужского шовинизма», в религиозной сфере предпочитают поклоняться женским образам. У них, например, есть святая, которую они называют «Черная Сара» или «Сара Кали» «Слово кали с цыганского переводится двояко: «черная» и «цыганка». Согласно одной легенде, египтянка Сара была служанкой Марии Саломеи и Марии Якобы (матерей святых Якова и Иоанна, родственниц Марии Магдалины) и путешествовала вместе с ними. После жестокого шторма Сара спасла их, найдя по звездам путь к берегу. Согласно второй, более интересной легенде, Сара была цыганкой из табора, остановившегося у реки. Франц де Билль (Franz de Ville. Tziganes. Brussels, 1956) излагает эту историю следующим образом: «Первой из нашего народа, получившей Откровение, была Сара Кали. Она была благородного происхождения и возглавляла племя на берегах Роны. Она знала многие переданные ей тайны... Ромы в то время исповедовали многобожие; раз в год они возлагали на плечи статую Иштари (Астарты) и выходили в море, чтобы получить там благословение», в это время к ним подплыла лодка со святыми, в то же время начался шторм и Сара спасла святых, которые благодаря ей не утонули"

- Так мы снова приходим к теме Чёрной Мадонны, но уже с другого конца...

4387988 (320x462, 30Kb)

«Статуя Сары находится там, где предположительно высадились две Марии — в крипте церкви Святых Марий Морских на острове Камарг, близ устья реки Роны. К этой церкви ежегодно совершают паломничество тысячи цыган. До 1912 года заходить в крипту могли только они, но сейчас посетить ее может каждый. Клебер описывает это помещение так: «Слева, как войдешь, располагается старый алтарь, языческий (некоторые говорят, что он предназначался для жертвоприношения быков Митре, но этому нет доказательств), в центре стоит христианский алтарь III века, а справа — статуя Сары» (Пе Gypsies, 1967). Одно из традиционных паломничеств совершается утром 25 мая. Огромная процессия направляется к морю, где статую символически погружают в воду, как выразился Клебер, «таким же образом, каким это совершали во всех культах великих богинь плодородия»».

France - Saintes-Maries-de-la-Mer - Camargue - Bouches-du-Rhône:crypt of church of Notre Dame

france1047 (700x466, 95Kb)

 

Krypta-mit-Sara-Kali (700x525, 84Kb)

 

saintes_marie1 (200x178, 5Kb)

«Цыганское слово для обозначения Бога — «Дуввель» («Девель» или «Дэл» в разных диалектах), а для обозначения дьявола — «бен» («бенгх»). Бога скорее ассоциируют с солнцем, луной, небом, тучами и звездами, а не с человекоподобным существом. Дьявол — это также скорее отрицательная сила, а не злобное существо. Цыгане кальдераш утверждают, что Бог не является творцом мира и что мир существовал всегда, как наша общая мать. Землю они называют «Дэ Девелески», что значит «Божественная мать»».

«Наги» — эквивалент русалок и сирен (изначальное значение этого слова — «морской народ»). В древние времена люди верили в реальность существ в виде полулюдей, полу-рыб и даже полузмей. Считалось, что они управляют погодой и потому могут вызывать дождь, что обитают они во дворцах на дне океана, реки, озера или пруда, где охраняют свои сокровища. Если их оскорбить, они могут отомстить, но если с ними подружиться — принесут удачу. Им нравится, когда им дарят молоко, монеты и еду; все это цыгане оставляют под деревьями возле воды или священного колодца".

Кэлдерары

 

57540507_1270783649_22622317_kelderasha006 (381x624, 32Kb)

Кэлдэрар. 1865 год. Снимок из книги Е.Фицовского «Цыгане в Польше»

kelderasha_man_03.jpgКэлдэрар. 1865 год. Снимок из книги Е.Фицовского «Цыгане в Польше». (514x599, 101Kb)

Кэлдэрарский парень в Англии. 1911 год.

kelderasha_man_05.jpgКэлдэрарский парень в Англии. 1911 год. (313x437, 51Kb)

«Вардо — цыганский семейный дом на колесах. Это повозка на конной тяге, отделанная резьбой и другими украшениями. Здесь хранится имущество семьи. Вся семья спит в вардо, а в хорошую погоду может сооружаться и бендер для детей (цыганские палатки-шалаши). Цыгане считают, что ни рождение, ни смерть не должны осквернять дом. Роды проходят в бендерах, которые ставят в стороне от вардо; туда же помещают человека, находящегося при смерти. Ни один уважающий себя цыган не станет умирать на кровати в вардо».

«Шалаш-бендер служит убежищем для цыганской семьи. Именно в бендерах цыгане рождаются и умирают».

«Подготовка к смерти проходит при участии самого умирающего. Из последних сил он помогает обмыть себя соленой водой и надеть на себя новые одежды. На женщин обычно надевают многочисленные юбки (предпочтение отдается пяти). Вокруг умирающего собираются члены его семьи, которые ведут себя как обычно: едят, пьют, разговаривают. Но когда человек умрет, окружающие громко плачут и даже кричат, не скрывая своего горя. Это может продолжаться до поздней ночи, но обычно через какое-то время скорбные стенания сменяются песнями.
Тело умершего кладут в гроб вместе с украшениями и несколькими золотыми монетами. Могут положить и обычные вещи, принадлежавшие покойному, например нож и вилку, любимую трубку, скрипку. Во время похорон гроб окропляют пивом, вином или ромом, а позже над могилой совершают возлияние. После этого произносят фразу «Тутте сутте мишто» и опускают гроб в землю под музыку, исполняемую цыганскими музыкантами. Хоронят обычно в укромных местах, о которых знают только члены семьи покойного: в лесу, в поле и т. п. Обычно никаких признаков захоронения не оставляют, хотя могут посадить на могиле куст ежевики, чтобы ее не оскверняли животные.
В прежние времена во многих районах Англии был распространен следующий обычай. Умершего главу семьи клали в его вардо вместе со всеми личными вещами и поджигали. Остальных членов семьи забирали к себе родственники. Нечто подобное, когда мертвых хоронили со всем, что может им потребоваться в загробной жизни»

«Я помню, как в 1950 году компания Би-Би-Си показывала репортаж о таких похоронах цыгана. Я с удивлением услышал, что это был цыган по фамилии Бакленд, сожженный вместе со своим вардо. Тогда же сказали, что подобное сожжение производится в последний раз. В наши дни, когда коллекционеры дают за вардо от восьмидесяти до ста тысяч долларов, никто, конечно, не станет их сжигать"

 

Обитатели цыганского фургона объясняются с с бельгийскими жандармами. 1928.

b11c06eadd78.jpgОбитатели цыганского фургона объясняются с с бельгийскими жандармами. 1928 (700x490, 40Kb)

Сожжение повозки старого цыгана после его смерти. Этот обычай больше не практикуется, поскольку коллекционеры дают за вардо до 100 000 фунтов стерлингов

Сожжение повозки старого цыгана после его смерти. Этот обычай больше не практикуется, поскольку коллекционеры дают за вардо до 100 000 фунтов стерлингов (500x284, 13Kb)

Мать с детьми в цыганском таборе. Нидерланды, Амстердам, 1917.

Мать с детьми в цыганском таборе. Нидерланды, Амстердам, 1917. (700x641, 80Kb)

Румыния. Котлярский табор. 1941г. Сзади хорошо видны шалаши-бендеры.

умыния. Котлярский табор. 1941г 02 (700x533, 122Kb)

 

"В разных регионах верования цыган разнятся, но всех их объединяют искренняя вера в привидения и нежелание связываться с мертвецами, присваивая себе их вещи. Именно поэтому, вероятно, вардо и сжигали: если нет дома и вещей, то мертвого уже ничто не задержит на этом свете. Стараются не упоминать даже имени покойного, боясь вызвать его из царства мертвых.
Одни цыгане не верят в загробную жизнь, другие, например немецкие цыгане, верят в перевоплощение: они считают, что душа трижды возвращается на землю и вселяется в разные тела, причем между воплощениями проходит пятьсот лет. Сербские цыгане верят в то, что после смерти будет такая же жизнь, только уже бесконечная.
Старая поговорка гласит: десять цыган — десять разных мнений. Но даже если один и тот же вопрос задать цыгану десять раз, все равно получишь десять разных ответов. То же самое можно сказать и о цыганских верованиях — например, о том, что касается их представлений о жизни и смерти»".

 

Кэлдэрары возле шатра. 1930-е годы. Снимок из архива Флорина Петру Маноле (Florin Petru Manole)

kelderasha_man_06.jpgКэлдэрары возле шатра. 1930-е годы. Снимок из архива Флорина Петру Маноле (Florin Petru Manole) (700x518, 113Kb)

Цыган. Снимок Эрики Грот-Шмахтенбергер, сделанный в румынской Буковине

kelderasha_man_16.jpg Цыган. Снимок Эрики Грот-Шмахтенбергер, сделанный в румынской Буковине (379x425, 49Kb)

Кэлдэрарская семья. 1930-е годы.

Кэлдэрарская семья. 1930-е годы. (700x473, 124Kb)

«Цыганское слово для обозначения духа, или привидения, — «мулло». Этим же словом могут обозначаться и «живые мертвецы», то есть вампиры. Часто утверждается, что тот или иной цыган умер в результате чьих-то злых намерений. Став «мулло», покойный постарается выследить человека, повинного в его смерти. Тем не менее цыгане при необходимости могут спать на кладбище, так как считают, что вампирами могут стать только мертвые цыгане. «Гауджо» («горд-жио» или «гаджо»), то есть нецыгане, такими духами не становятся, поэтому их можно не бояться. Сексуальная страсть может столь сильно овладеть «мулло», что женщина, к которой он ее испытывает, может дойти до крайнего истощения: «Говорят, что в некоторых случаях вампиры возвращаются для того, чтобы вступить в половое сношение с женщиной, на которой им не позволяли жениться при жизни. Иногда вампир предлагает женщине сойти в могилу вместе с ним и провести остаток вечности вдвоем. В других случаях вампиры, женатые или нет, возвращаются для того, чтобы вступить в связь с женщиной по своему выбору. Встречаются девушки, которые верят, что у них был длительный роман с мужчиной, оказавшимся вампиром. Некоторые цыгане утверждают, что таких вампиров-любовников видят только те, с кем они вступают в половую связь».
В славянских странах цыгане верят в оборотней. Некоторые полагают, что оборотнем становится человек, который вел особенно дурной образ жизни. Другие же считают, что в оборотня превращается жертва вампира, сосавшего его кровь; такая жертва постепенно теряет способность говорить и ночью превращается в волка, который служит своему хозяину-злодею».

 

Кэлдэрарский табор. 1930-е годы.

Кэлдэрарский табор. 1930-е годы. (700x501, 129Kb)

Продолжение следует.

Использованы фотографии из следующих источников:

http://www.goddess-pages.com/blog.html

http://svenko.net/costume/foto_kalderari_2.htm

http://humus.livejournal.com/2625079.html

 

Рубрики:  магия
этнография
Метки:  

Процитировано 11 раз
Понравилось: 6 пользователям

REMEUR   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 15:29 (ссылка)
Цыгане-загадочный народ!Очень интересно!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
alina-vasilyok   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 15:53 (ссылка)
Всегда удивляюсь, как при таком сильнейшем социальном расслоении они умудряются остаться одним народом.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 15:56 (ссылка)
REMEUR, Я надеюсь с помощью этого автора немного разобраться, кем они были (именно были, так как те что у нас живут здесь сейчас - они как бы другой народ вообще)...
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 15:57 (ссылка)
alina-vasilyok, Трудно сказать, книга очень интересная, но она касается всё равно уже прошлого века, сейчас они уже сильно изменились, не знаю, сохранено ли единство. Слышала, что многие не знают своего языка.
Ответить С цитатой В цитатник
Vasillisa   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 16:33 (ссылка)
спасибо. Всегда интересовалась этим вопросом...
жаль, настоящих цыган сейчас у нас почти нет
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 16:53 (ссылка)
Vasillisa, Возможно где-то есть, мы видим только тех что рядом, они действительно уже другие.
Ответить С цитатой В цитатник
REMEUR   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 17:47 (ссылка)

Ответ на комментарий Эльдис

Это интересно понять кем были их предки.Они не обычные.есть загадка!
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 17:54 (ссылка)
Все народы претерпели изменения за века, и цыгане - тоже, но и современные цыгане - потомки тех, что были когда-то - от этого никуда не денешься...И в этом народе живет тайна!
Спасибо за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Vasillisa   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 18:04 (ссылка)

Ответ на комментарий Эльдис

Эльдис, это не цыгане. это все, кто возможно, таджики, беженцы, какие-то ещё народы. но цыган тут нет
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 18:05 (ссылка)
REMEUR, Возможно загадка в происхождении, а может быть загадка заключается в том, что именно заставило эти племена двинутся по всему миру, при том не желая ни где никогда останавливаться, не ища своего места.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 18:06 (ссылка)
мария_карчина, Я продолжаю изучать книгу, будут продолжения, тема интересная и достойная самого пристального внимания!
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 18:07 (ссылка)
Vasillisa, Не знаю, видела ка по дороге шёл узбек и по мобильнику с невероятной гордостью кричал другому узбеку на том конце, что не любит цыган.
Ответить С цитатой В цитатник
Vasillisa   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 18:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Эльдис

Эльдис, возможно
просто те, что мы видим... негативное впечатление создают
тут уже и нет настоящих цыган, мне кажется, они осели где-то, не в России. Или , может, и в России, но где...
А я видела негра, который уверял, что ненавидит этих "чёрных", "Всюду они!" - говорил он про таджиков. Очень смешно было)
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 18:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Эльдис

С удовольствием буду читать Ваши посты, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
REMEUR   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 18:41 (ссылка)

Ответ на комментарий Эльдис

И то и другое интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 20:59 (ссылка)
Vasillisa, Да уж, со стороны выглядит забавно)
Ответить С цитатой В цитатник
a_bit_of_M   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 21:51 (ссылка)
Эльдис, интереснейший материал! а фотоснимки ты подбирала или это фото-иллюстрации из книги Бакленда?
Сколько приблизительно планируешь частей этой темы постить? Большая книга?
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 22:08 (ссылка)
a_bit_of_M, Здесь только одна фотография из книги, остальные собраны из разных источников. А частей может быть около пяти даже, в одну кучу всё не свалить, да и не принять такую информацию сразу в таком количестве, даже если захотеть))
Ответить С цитатой В цитатник
a_bit_of_M   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 22:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Эльдис

Эльдис, вот, поработала старателем-собиоателем Эльдис! Снимаю шляпу! Обязательно делай части по объёму не больше этой! Материал стоит того, чтобы его прочли и не устали от количества информации. Пусть, хоть десять порций будет, но такие, которые легко усвоятся. Я ссылку у себя сделала, чтобы не забывать о продолжении темы. Цыгане - как планеты, странствуют, не привязаны как будто ни к чему, но у них тоже есть свои "орбиты" - исторические, этнические, мифологические. Свои законы и традиции. Соединение и влияние разных культур, разные страны - разные цыгане. Их ругают,боятся, ими любуются, тайны цыганской магии пытаются разгадать. Думаю, большинство настоящих цыган обладает мифологическим мышлением на генетическом уровне. Тем мышлением, о котором ты как-то говорила в связи с астрологией.
Ответить С цитатой В цитатник
Masinka   обратиться по имени Четверг, 29 Ноября 2012 г. 03:30 (ссылка)
Спасибо, Катенька! Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
re_Nata   обратиться по имени Четверг, 29 Ноября 2012 г. 10:54 (ссылка)
Спасибо, интересно узнать о цыганах.
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Четверг, 29 Ноября 2012 г. 13:47 (ссылка)
Эльдис, очень интересный пост. Спасибо за проделанную работу. Удивительный народ, эти цыгане - красивые, загадочные. Я их побаиваюсь немного :)
Ответить С цитатой В цитатник
Navied   обратиться по имени Четверг, 29 Ноября 2012 г. 21:14 (ссылка)
Эльдис, действительно спасибо! Для меня эта тема особенно интересна, так как в нашей семье есть тоненькая такая ниточка в загадочный цыганский мир - оказывается, мой прадед был цыганом (но вырастила его русская семья). Поэтому имя у моего прадеда было вполне русское - Григорий Гончаров. Бабушка унаследовала от него стремление постоянно "кочевать" - мы так в шутку называли ее нежелание сидеть дома на одном месте. А меня не могут заговорить цыганки. Убегают))) Не ведусь на их ухищрения)

Мне всегда казалось, что фигуры женщин-цыганок похожи на фигуры индийских женщин. Из твоего поста, Эльдис, я поняла, почему.
Ответить С цитатой В цитатник
Talestris   обратиться по имени Четверг, 29 Ноября 2012 г. 21:56 (ссылка)
Такой пост замечательный! Прочитала на одном дыхании. Тема вообще очень интересная для меня, даже близкая. Дедушка был цыганом. Но я, к сожалению, совсем не помню его((
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 30 Ноября 2012 г. 10:43 (ссылка)
a_bit_of_M, а мне правда нравится быть старателем-собирателем. Это как открытие новой земли, только ходить никуда не надо)) Эх, не цыган я, сижу ровно, довольствуясь компьютером))
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 30 Ноября 2012 г. 10:44 (ссылка)
Masinka, Тема интересная, буду продолжать!)
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 30 Ноября 2012 г. 10:44 (ссылка)
re_Nata, Они у нас рядом в общем, но мы о них теперь уже знаем только что наркотой торгуют, и дома дурацкие строят, и много детей чумазых...
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 30 Ноября 2012 г. 10:46 (ссылка)
Tenkuu_Nami, Они интересные, я видела старое немое кино начала 20 века, документальные кадры. Там цыгане были. У них совсем другие глаза, взгляды. Словно из другого мира, не в мистическом смысле, а тип мышления совершенно иной во взгляде. Но не примитивный и тупой, как мы сегодня можем обнаружить, нет, очень острое мышление было.
Ответить С цитатой В цитатник
a_bit_of_M   обратиться по имени Пятница, 30 Ноября 2012 г. 10:47 (ссылка)

Ответ на комментарий Эльдис

не цыган,а страсть к странствиям (пусть - виртуальным)- в крови.))
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Пятница, 30 Ноября 2012 г. 10:48 (ссылка)
Navied, Тогда мне вдвойне будет приятно продолжать тему цыган, узнав, что среди моих любимых читателей есть цыганская кровь!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку