-

Быстрый переход по страницам блога Эльдис:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Эльдис

 -Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2007
Записей: 6723
Комментариев: 111035
Написано: 178965


Рэймонд Бакленд. Цыгане: Тайны жизни и традиции. Часть4.

Среда, 13 Февраля 2013 г. 11:47 + в цитатник

Деньги, удача, власть над ситуацией.


«Колико, то-дивус, акно!
Ав, ми шукаренгро,
Менди джал а дром,
Менди джал а дром».
(«Завтра, сегодня, сейчас!
Приходи, мой медлительный,
Мы едем по дороге,
Мы едем по дороге».)
Деньги и удача
«Теоретически цыгане могли бы делать вклады, но они до сих пор не доверяют этой системе и потому носят свое богатство с собой. Обычно оно вкладывается в украшения — золотые монеты на одежде, браслеты на руках, серьги в ушах. Так цыгане в любой момент могут воспользоваться своим богатством; кроме того, эти украшения служат и другим целям.
Считается, что все цыгане едва ли не обязаны владеть золотом и носить его. Особенно необходимы золотые серьги. Золото приносит удачу и действует как магнит: если оно у вас имеется, то притягивает еще больше золота. Серебро же чаще всего используется для украшения лошадей".
С богатством связано много традиций и поверий.
"Согласно одному из таких поверий, если к вам подползет красный муравей, то вы разбогатеете в течение года. Если над вашей головой пролетает птица, имеющая в оперении красные перья, и при этом она летит слева направо, то это сулит вам деньги; если же эта птица движется справа налево, то деньги уйдут от вас. Повышенное внимание уделяется малиновкам, кардиналам, крас-нокрылым дроздам и другим подобным птицам.
До сих пор многие цыгане разделяют старинное поверье, что если взглянуть на молодую Луну и при этом перевернуть в кармане монетку, то станешь богатым. Но, перевернув монетку, уже нельзя смотреть на Луну. И вообще полезно дотрагиваться до серебряной монеты, смотря на Луну. Луна настолько связана в сознании цыган с серебром, что с ней соотносятся многие денежные заклинания".
 

kelderasha-014 (510x464, 43Kb)

 

"Цыгане обычно не рассказывают своим детям про фей, забирающих молочные зубы, но при этом верят, что зуб мудрости, зарытый на кладбище, через шесть месяцев принесет богатство. Цыгане в Йоркшире говорят, что если закопать челюсть лисы у подножия дуба, то это принесет удачу, а цыгане из Уэльса думают, что того же можно добиться, если шкуру ежа прибить к иве.
Если вы отчаянно нуждаетесь в деньгах (например, в случае непредвиденных обстоятельств), есть один способ привлечь их к себе. С ним меня познакомила старая Зорка — шувани, с которой я повстречался в Шотландии. Во время роста Луны пойдите в лес и подберите там семь желудей, три белых камешка и кусок мха размером с вашу ладонь. Мох нужно аккуратно отделить от камня или дерева, чтобы он был цельным куском, словно отрез ткани, Положите желуди и камешки на зеленую сторону мха и заверните, обвязав его веревкой или чем-нибудь подобным. При желании можно завернуть его в чистую белую тряпку. Положите сверток под подушку и ложитесь спать на закате. Спите до полуночи, затем встаньте и вынесите мох наружу. При свете луны закопайте его под кустом ежевики (дикой малины, розы — неважно, главное, это должен быть кустарник с шипами) на глубину не менее 8 сантиметров. Трижды обойдите вокруг этого места по часовой стрелке, говоря: «Ми Доввел оп-рал, дик туле опрэ манде» («Мой Бог наверху, посмотри вниз на меня»).
Говорите это по одному разу за круг, всего три раза. До следующего полнолуния у вас появятся деньги".

 

Кэлдэрарка в Венгрии. 1908 год.

208.jpgКэлдэрарка в Венгрии. 1908 год (402x700, 46Kb)

"Обратить отрицательные следствия поступков в положительные — обо всем этом и о многом другом мечтают многие из нас. Но в белой магии, как предписывают правила викки и других традиций, запрещено воздействовать на свободную волю другого человека.

Цыгане же не смущаются делать то, что, по их мнению, считается правильным, и шувани руководствуются только собственными мыслями и поступками.
Оказание влияния на другого человека можно причислить к разряду так называемой «серой магий» — другими словами, это не добро, но и не зло. Вы всего лишь ускоряете процесс принятия решения, который без вашего вмешательства мог бы длиться весьма долго. А это нередко очень важно для цыган. Когда постоянно находишься в пути, нужно, чтобы решения принимались быстро. Шувани не обязательно старались повлиять на выбор, они лишь следили за тем, чтобы решение было принято.
Для того чтобы оказать влияние на человека, нужно, согласно одному из способов цыган из Нью-Фореста, иметь его изображение (рисунок или фотографию). Его нужно положить на голую землю под прямые солнечные лучи. Шувани склоняется перед изображением и сосредоточивает мысли на решении, которое необходимо принять этому человеку. Затем она произносит тихим голосом:

«Колико, то-дивус, акно!
Ав, ми шукаренгро,
Менди джал а дром,
Менди джал а дром».
(«Завтра, сегодня, сейчас!
Приходи, мой медлительный,
Мы едем по дороге,
Мы едем по дороге».)

Затем она плюет на изображение и большим пальцем правой руки растирает слюну по часовой стрелке. Наконец, она переворачивает изображение лицом вниз, покрывает его землей, топает по нему ногой и уходит. Решение будет принято в течение суток.
Плевки — элемент многих цыганских заклинаний".

"Один цыган сказал мне, что мы сами творцы своей удачи. Другими словами, вам не может повезти просто так, вы сами стремитесь сделать так, чтобы вам повезло. В жизни цыган много примеров того, когда они стараются обеспечить себе удачу. Например, когда мужчина приобретает новую куртку или рубашку, он обязательно сразу же надевает ее, застегиваясь на все пуговицы, даже если не собирается носить эту одежду прямо сейчас. Таким образом он обеспечивает себе удачу.
Так же и женщина: когда у нее появляется новый шарф, или дикло, она тут же повязывает его на шею. После этого она может снять его и сложить, чтобы надеть позже.
Аналогично поступают и с другими предметами гардероба"

Гадающая кэлдэрарка. Около 1910 года. (425x564, 36Kb)

Любое место — свалку, болото — цыгане могут сделать для себя удобным и полезным, для этого шувани выметает «уаффеди», то есть нечистоту, зло.

"Что касается удачи, то не рекомендуется выметать мусор из дома после захода солнца. Цыгане охотно верят в разного рода духов и полагают, что эти духи появляются после наступления темноты. Следовательно, неблагоразумно и даже безрассудно выбрасывать мусор, если он может попасть в лицо проходящему мимо духу!
Многие цыгане никогда не пускаются в путь и не заключают сделок в пятницу, в этот день они также никогда не берут в руки иглу и ножницы. Как объясняет Леланд, «ножницы, как символ смерти, по природе противоположны Венере (которой тоже посвящена пятница), дарящей жизнь». Леланд также замечает, что румынские цыгане никогда не моются в субботу (Gypsy Sorcery, 1891).
Многие английские цыгане разделяют убеждение, что если подарить ножницы, то они «разрежут» дружбу. Поэтому за ножницы всегда следует платить, хотя бы мелкой монетой. Если человек уронит ножницы и те воткнутся в пол, значит, он через час покинет дом. Если до того, как уронить ножницы, этот человек произнес желание, то оно исполнится".

"Удачу можно обеспечить себе самыми разными способами. Многие цыгане пытаются подстегнуть удачу, постоянно повторяя свое желание. Если, например, они хотят купить хорошую лошадь на ярмарке, то по пути туда повторяют: «Я куплю прекрасную гнедую кобылу. Я куплю прекрасную гнедую кобылу. Я куплю прекрасную гнедую кобылу». Если они хотят продать сделанные ими корзины, то повторяют: «Я продам все свои корзины. Я продам все свои корзины. Я продам все свои корзины». Причем нужно излагать свое желание прямо и недвусмысленно, то есть не «я надеюсь...», или «я хотел бы...», а обязательно «я куплю...», «я продам...». Обычно они повторяют желание трижды, хотя некоторые делают это три раза по три, то есть девять раз. Среди английских цыган я не встречал никого, кто бы придерживался этого обычая".

Магические узлы.

"Веревка («шелло») в жизни цыган играет очень важную роль. Цыгане, кочевавшие в азиатских степях, прекрасно владели искусством плетения веревок из растений; их сегодняшние потомки почти утратили это мастерство. Сбором травы для веревок занимались ежегодно, когда у местных жителей была пора сенокоса. Обычно цыгане использовали мятлик луговой. Мужчины собирали траву, а женщины скручивали нити длиной 30—35 метров. Затем эти отрезки скручивали по три, получая таким образом веревку толщиной около 2 сантиметров (это делали как женщины, так и мужчины). Сплетая вместе две или три такие веревки, получали веревки особой прочности. Весь процесс занимал дня три. Излишек веревок продавали.
Особенно ценились веревки из конских волос: считалось, что они обладают особыми свойствами. Из таких веревок обычно делались недоуздки и поводья для лошадей. Обычно волосы брали из хвоста, сплетали, скручивали и свивали разнообразными способами, создавая настоящие произведения искусства. Используя волосы различного цвета, можно было делать узоры. Иногда волосы окрашивали, но обычно это считалось подделкой и не приветствовалось. Старались рыжие волосы брать у каурых лошадей, черные у гнедых и так далее. Иногда из волос делали браслеты, любовные талисманы, ленты для шляп и другие украшения.
Такие «близкие» отношения цыган с веревками породили много легенд и обычаев, связанных с особыми узлами".

Нога овцы

Это распространенный узел, используемый не только цыганами. Они, кстати, называют его «Брачный узел». Такое название, по всей видимости, связано с двумя петлями (своего рода инь и ян), образующими единый узел, который тем крепче, чем ближе друг к другу петли. Его часто применяют в любовной магии, а также оставляют как знак суженому.

 

нога овцы (300x69, 1Kb)

Четыре ветра

Этот узел образует цыганскую разновидность свастики, столь почитаемой в Индии. Он ассоциируется с солнцем, огнем и четырьмя сторонами света. Его используют в ожерельях, в недоуздках, при повязывании дикло, когда его носят с расстегнутой у ворота рубашкой или блузой. Этим узлом иногда завязывают на поясе полы рубашки.

 

четыре ветра1 (300x157, 1Kb)

 

четыре ветра задняя сторона (300x193, 2Kb)

Верные возлюбленные

Этот узел часто используют для того, чтобы повесить на шею талисман.
Завязывая узлы, цыгане обычно произносят следующие слова: «Дуввел eapmep опрэ манди» («Бог, посмотри на меня»).

 

верные возлюбленные (300x233, 3Kb)

Сглаз, порча

"Цыгане не проклинают людей просто так, только чтобы доставить себе удовольствие. Но они без колебаний обратят отрицательную энергию гауджо на него самого. В отличие от последователей викки, цыгане не будут сидеть и ждать, пока провинившихся накажут боги, — они сами осуществят наказание, и незамедлительно".

"Цыгане верят в дурной глаз, в то, что человека можно сглазить, то есть навести порчу, всего лишь посмотрев на него. Это можно сделать сознательно или неосознанно, когда обладатели дурного глаза даже не подозревают о содеянном.
Среди румынских цыган распространено поверье, что во время церемонии бракосочетания нужно заплатить дьяволу, чтобы он не сглазил свадьбу. Невеста кладет в левую руку серебряную монету и держит ее на протяжении всей церемонии. После окончания бракосочетания, когда молодожены уходят с этого места, невеста как бы случайно роняет монету на землю. Говорят, что тот, кто найдет эту монету, будет наслаждаться семью годами счастья.
Многие цыганские дети носят амулеты в качестве защиты от зла. Распространенный защитный объект — раковина каури. Вообще, каури ассоциируется с женскими половыми органами.

Многие европейские цыгане спасаются от сглаза тем, что приходят к реке или ручью с чайником и наполняют его водой, ведя вверх по течению. Затем в чайник бросают семь кусков угля, семь пригоршней муки и семь долек чеснока. Чайник ставят на огонь и доводят до кипения. После этого воду перемешивают палкой с тремя ответвлениями и говорят следующее:

«Дурные глаза, посмотревшие на тебя,
Пусть они тут погаснут
И затем семь воронов
Вырвут дурные глаза!
Дурные глаза смотрят на тебя,
Пусть они погаснут!
Много пыли в глаза,
Пусть они ослепнут!
Дурные глаза смотрят на тебя,
Пусть они погаснут!
Пусть они сгорят, пусть они сгорят
В огне всего хорошего!»

Для того чтобы узнать, сглазили ребенка или нет, мать должна принести его к реке или ручью и, удерживая над водой, поднести как можно ближе лицом к воде. Затем она говорит:

«Вода, вода, спеши!
Посмотри вверх, посмотри вниз.
Пусть столько воды попадет в глаз,
Сколько было посмотрено на тебя.
Пусть он сейчас погибнет».

Если звук текущей воды станет громче, то это знак того, что ребенка и в самом деле сглазили.
Если же поток останется таким же, как и прежде, то все хорошо и ребенок в безопасности".

"Соль — это общеизвестный символ новой жизни и чистоты, поэтому ее используют при наречении именем и в других ритуалах. Согласно Эрнесту Джонсу она символизирует семя. Если от гауджо, которого считают злым или «сомнительным», получают монету (вообще — любой мелкий предмет), то ее на сутки помещают в чашу с солью, чтобы очистить от негативного влияния. Это же, конечно, можно проделать с любым предметом, в духовной или физической чистоте которого вы сомневаетесь.

Цыгане рассказывают старинную сказку, объясняющую, почему для удачи и охранения от зла используют подкову.
Жили некогда четыре демона: Несчастье, Неудача, Болезнь и Смерть. Однажды вечером цыган ехал на своем любимом коне, возвращаясь домой, как вдруг, пересекая мост, он встретил этих четырех демонов, выскочивших из леса и погнавшихся за ним. Цыгану долгое время удавалось ускользать, но вот Неудача стала настигать его. Вдруг на перекрестке конь цыгана потерял подкову. Она отскочила и попала Неудаче прямо в лоб. Демон слетел с коня и упал замертво. Цыган остановился, подобрал подкову и поскакал в свой лагерь. Там он прибил подкову-спасительницу на дверь вар до, рассказав остальным, как он убил Неудачу. На следующий день три демона пришли за цыганом, но, когда увидели, что на его двери висит подкова, убившая Неудачу, поспешили убежать.
Если цыган находит на земле подкову, лежащую концами к нему, и гвозди смотрят вверх, то он подбирает ее, перекидывает через левое плечо и сплевывает, после чего продолжает путь. Если же концы подковы направлены к нему, а гвозди — вниз, то цыган подбирает подкову и вешает ее на ветку ближайшего дерева или на забор, чтобы из нее «вытекла» неудача; затем он сплевывает и продолжает путь. Если же подкова лежит концами от него (при этом неважно, куда направлены гвозди), то это знак удачи, и цыган может при желании подобрать ее и повесить на своей двери. Возьмет он ее с собой или нет — неважно, но в этот день ему обязательно повезет. Подкову, конечно же, следует вешать концами вверх, чтобы удача из нее не «выливалась».

Избавление от злых духов, вариант:

"Шувани заставила женщину пройтись вокруг костра (так как она была совсем слабая, ей помогала внучка) против часовой стрелки, а сама повторяла заклинание. В данном случае слова несколько отличались:

«Огонь, гори! Огонь, гори!
Пусть дым и пламя
Изгонят все злое.
Я добавлю дерево, добавлю ветки,
Разожгу пламя,
Которое изгонит бесов.
Огонь, гори! Огонь, гори!»

Она повторила это заклинание трижды, а затем бросила в огонь нечто, что вызвало вспышку синего пламени. Мне думается, это была соль".

Использованы мои личные архивы, фото http://copypast.ru/2008/01/29/page,4,cygane_za_rubezhom_.html

Продолжение следует.

Рубрики:  магия
этнография
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

alina-vasilyok   обратиться по имени Среда, 13 Февраля 2013 г. 12:22 (ссылка)
У цыган много поверий и традиций, которые есть и у других народов. Очень интересно сравнивать!
А про подкову - я тоже несколько лет назад узнала, что её нужно вешать обязательно концами вверх, хотя очень часто видела, что люди наоборот делали, даже специальные сувенирные подковы "на счастье" делались так, что можно было повесить только концами вниз.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 13 Февраля 2013 г. 12:46 (ссылка)
alina-vasilyok, Люди забывают смысл собственных традиций, и выходит басня "Мартышка и очки"))
Ответить С цитатой В цитатник
МурысьКО   обратиться по имени Среда, 13 Февраля 2013 г. 14:54 (ссылка)
Как чудесно, спасибо!
У бабушки(она была на четверть цыганка) всегда в доме была подкова, и что интересно концами вверх. Вообще кое-что нахожу здесь, что напоминает о ней. Так интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 13 Февраля 2013 г. 14:55 (ссылка)
МурысьКО, Тогда у тебя все эти традиции должны работать, раз это есть в крови!)
Ответить С цитатой В цитатник
МурысьКО   обратиться по имени Среда, 13 Февраля 2013 г. 14:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Эльдис

Кровь не вода. Работает кое-что)
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Среда, 13 Февраля 2013 г. 15:15 (ссылка)
Эльдис, читаю с большим интересом.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку