-

Быстрый переход по страницам блога Эльдис:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Эльдис

 -Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2007
Записей: 6584
Комментариев: 109594
Написано: 177328



Каргалинская диадема.

Пятница, 14 Августа 2020 г. 08:52 + в цитатник
Цитата сообщения REMEUR Каргалинская диадема

"...Звери сторожат тропу к ней,
Охраняют великаны."..

"...На земле, на небе, всюду
Ты мне равен в силе, воин.
Только тот достоин счастья,
Кто добудет счастье людям."

Каргалинская диадема, ставшая одним из символов современного Казахстана.Была найдена в ходе археологических раскопок в 1939 году в урочище Мыношакты (Каргалинское ущелье) близ города Алматы. Её длина – 35 см, ширина – 4,7 см. Сохранилось два боковых фрагмента диадемы, центральная же часть её отсутствует. На пластинке растительный орнамент с вплетёнными в него фигурами марала и маралихи, между которыми находится феникс; затем крылатый тигр с сидящей на нём женщиной; далее крылатая лошадь на постаменте; дракон с женщиной на спине; над ними птица; снова крылатый конь на пьедестале; летящая птица; козерог, осёдланный женщиной, медведь и птица над ним и архар, несущий на спине женщину. Вся композиция разделена на три части фигурами коней. В центре её находится дракон, а процессии животных слева и справа от него направлены друг к другу. Глаза животных выполнены из вставок сердолика и альмандина, тела инкрустированы бирюзой.Всадница тоже крылатая)
116562020_4129165030487935_9175574983322321119_o (700x399, 42Kb)

На этот раз в «Степном детективе» рассказ об одном известном и странном кладе, найденном недалеко от Алматы еще до войны.

 

Esquire пытается узнать, кому могли принадлежать эти украшения, что за глубокий смысл вложили в них древние ювелиры и при каких обстоятельствах предметы попали на нашу территорию.

Каргалинская диадема реликвия археология

 

 

***

Поражающий своим великолепием Каргалинский клад красноречиво свидетельствует о богатой истории Семиречья, о том, что в глубокой древности здесь были мастера, владевшие тонкостями ювелирного искусства. Вместе с тем клад хранит множество загадок, над разгадками которых трудятся историки и археологи.

Одним из ученых, детально исследовавших Каргалинский клад, был советский археолог Александр Бернштам.
Именитый исследователь датировал находку I–III вв. н. э.
Бернштам считал, что в Каргалы было открыто погребение усуньской шаманки. По его мнению, в оформлении Каргалинской диадемы синкретически сплелись местное ханьское и греко-бактрийское художественные направления, что определяло специфику искусства усуней, тесно связанных с Китаем и Средней Азией.
У ученых нет единого мнения о том, кто владел украшением, инкрустированным бирюзой, кораллом и сердоликом.

*********************

Это тот редкий случай, когда есть возможность воссоздать историю находки не только с помощью архивных, научных данных, но и прибегнуть к художественному произведению в виде романа Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей». В его центре — детективная история о том, как в конце 30-х годов в Центральный музей Казахстана незнакомые рабочие принесли горсть золотых бляшек. По реакции директора музея они убедились: археологическое золото представляет ценность и можно рассчитывать на премию. Паспорта, оставленные в залог, кладоискатели незаметно забрали. Теперь у главного героя книги археолога Зыбина и его коллег почти нет шансов разгадать загадку клада, который позже в науке назвали каргалинским.

1940 год. Из сборника докладов и полевых исследований Института истории материальной культуры АН СССР  им. Н. Марра: «В 1939 г. в правом ответвлении Каргалинского ущелья (Алма-Атинская обл.), близ урочища Мынг Ошакты на высоте 2300 м над ур. м., при случайных обстоятельствах, тов. Назаренко были найдены кости человека с набором золотых предметов в количестве около 300 штук. Скелет был найден в расщелине скалы в сильно потревоженном виде. Ориентировку установить было крайне трудно…»

По словам научного сотрудника отдела археологии Центрального Государственного музея РК Ольги Мякишевой, несколько рабочих Каргалинского суконного комбината во время охоты случайно обнаружили древнее золото.

Теперь уже, к сожалению, не узнать, была ли это чья-то могила или кладокопательский схрон, а человеческие кости, упомянутые в первых сообщениях, не сохранились.

Позже музейные специалисты провели раскопки близ ущелья, но кроме фрагмента ложечки и пары крошечных самородков они ничего больше не нашли. Детали этой истории Юрий Домбровский хорошо знал потому, что работал хранителем древности в том самом музее. Правда, странно, что писатель перенес все драматические события вокруг клада на два года раньше.  Хотел ли он тем самым усилить атмосферу страха, которая начала царить в советском обществе именно в 37-м? А может, он знал какие-то детали, о которых побоялись рассказать милиции и НКВД люди, нашедшие золото?

Из сотен предметов каргалинского клада самым загадочным артефактом считается золотая диадема. Это две пластинки, инкрустированные драгоценными камнями (длина – 35 см, ширина – чуть больше 4,5 см).  На первый взгляд сложно представить, для чего вообще эти детали и почему их называют диадемой?  Эксперты придерживаются версии, что полоски нашивались на головной убор, образовывали оклад. Они убеждены, что была еще и третья (центральная) часть украшения. Но куда она делась и что на ней было изображено? До сих пор это большая тайна.

Каргалинская диадема

каргалинская диадема история археология

Первый исследователь диадемы Александр Бернштам и его единомышленники считали, что она была частью шаманской атрибуции и ее сюжет относится к тюркской эпохе. Как заметил в интервью «Тайнам Великой степи» архитектор, культуролог Алмас Ордабаев: «Бернштам был талантливый, блестящий человек, говорил на десятках языках, и при этом он был одержим собственной идеей, великой историей. Сказать, что это был просто клад, он не мог. Поэтому мне кажется, что он сочинил эту легенду о шаманке».

Прорисовка изображений на диадеме из погребения на р. Каргалинке, из работы А. Бернштама, 1940 г.

Вторая теория звучит не менее захватывающе, она отсылает к завоевательским походам Александра Македонского. Советский археолог Елена Кузьмина видела в диадеме древние иранские мотивы. В современном учебнике «Археология Казахстана» под авторством К. Байпакова и Ж. Таймагамбетова и сегодня указано: «Сами изображения на диадеме связаны с широко распространившимся в Европе и Азии культом богини-матери и бога плодородия Диониса… После походов Александра Македонского культ этого божества широко распространился в Евразии и зачастую сливался с местными божествами».

10 декабря 1964 г. – 5 марта 1975 г., из романа Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей»: «Кусок состоял из ажурной золотой пластины, разделенной на два пояса. В верхнем поясе был изображен рогатый дракон с гибкой кошачьей статью и на пружинящих лапах. Он стоял, извиваясь и оскалясь. Четко был вычеканен каждый клык зверя. А ниже этажом помещался козлик… Потом еще летели лебеди, поднимались фазаны и утки, порхали мелкие птахи. Отдельно… стоял ладный крылатый конек… И другой такой же конек несся по небу. На нем сидела молодая женщина. Ветер взметнул ее волосы, и они сделались похожими на шлем…»

Фрагмент каргалинской диадемы, описанный в романе «Факультет ненужных вещей». 

И, наконец, известный археолог Кемаль Акишев полагал, что сюжет диадемы навеян даоскими верованиями. Дело в том, что до нашей эры усуньские племена населяли нынешнюю территорию Семиречья (где и был найден каргалинский клад). Древние люди верили в то, что весь мир поделен на три части: Верхнюю, Среднюю и Нижнюю. Их населяют птицы, животные, люди и растения (корни которого, подобно древу жизни, уходят вниз). Этот сюжет и отражен в украшении. В беседе археолог, востоковед Алишер Акишев пояснил, что усуни находились в тесном контакте с китайцами в эпоху правления династии Хань. Так что диадему сделали либо в Китае, либо местный мастер изготовил ее под китайским влиянием. «На диадеме изображен даосский рай, звери, птицы, дракон. Ни скифы, ни саки, ни усуни не изображали драконов», –объяснил эксперт.

В китайской иконографии драконов изображали усатыми и рогатыми, как и на каргалинской диадеме. 

С Алишером Акишевым согласен исследователь Алмас Ордабаев. Более того, он нашел в китайской литературе точное описание сюжета диадемы! Анализируя в «Тайнах Великой степи» загадочное украшение, он обратил внимание на сидящее верхом на драконе существо, похожее на человека, но в птичьем одеянии. «В раннем Средневековье был такой поэт – Цао Чжао, он написал стихотворение «Бессмертие». Оно посвящено шаманам, к которым обращались за секретом долголетия. Так вот его стих отсылает к каргалинскому украшению. Там упоминается линчжи — это волшебная трава, продлевающая жизнь, и сказочная страна духов Пэнлай.  Даосизм оперирует этими понятиями до сих пор», –  говорит эксперт.

Стихотворение «Бессмертие» из сборника «Семь печалей», конец 2-го начало 3 в.:

«Открыты мне Небесные врата,

Из перьев птиц я надеваю платье;

Взнуздав дракона, мчусь я неспроста

Туда, где ждут меня мои собратья.

Я линчжи рву в восточной стороне,

В краю бессмертных у границ Пэнлая;

Ты снадобье прими, сказали мне,

И будешь вечно жить, не умирая».

Возможно, этот сюжет каргалинского украшения навеян древней китайской поэзией.

Как диадема попала в Степь? Вероятно, это был дипломатический дар китайского двора одному из правителей кочевых племен. А может, местный мастер изготовил украшение для соседей, что называется, на экспорт. Вполне допустим и третьй путь — какая-то китайская принцесса вышла замуж за кочевого правителя и привезла в качестве приданого эффектное украшение. А вот писателю Домбровскому представлялась красивая легенда о том, что владелицей сакрального предмета была юная жрица, которую после таинственного ритуала принесли в жертву. Шаманка или царевна, жрец или верховный правитель — кто бы ни владел этими сокровищами, но судьбе было угодно, чтобы они попали в руки непосвященных людей, и шансов узнать, что же представляло собой секретное захоронение, почти нет.

Еще одну загадку подбросила специалистам серьга из каргалинского клада. В отличие от диадемы она выполнена в знаменитом скифском зверином стиле, и с этим никто не спорит. Но вот о сюжете до сих пор нет единого мнения. Так, первые исследователи Бернштам и Кузьмина считали, что на серьге изображена крыса, которая вгрызается в человека.  Но подобных мотивов в древней мифологии не найдено, возражает востоковед Акишев, и он полагает, что на украшении изображен кабан, нападающий на человека.

Вид сверху на серьгу из каргалинского клада. Если представить, что дужка – это хвост животного, то сходство с крысой усиливается.

И все-таки есть возможность узнать кое-что об истории клада с помощью специальной дорогостоящей экспертизы. Например, из каких мест был взят металл. Оказывается, в конце 20 века ученые делали подобный анализ знаменитой Сибирской коллекции Эрмитажа. Тогда выяснили, что большая часть украшений изготовлена из золота, добытого в казахских степях!


Автор Айнур Мазибаева

Материал впервые был опубликован в 2018 году.

Последние новости:

Внимание!
Только что поступила очень тревожная информация о том, что черным копателям каким-то образом (каким именно – еще предстоит выяснить) стали известны точные координаты Висячего камня – места находки каргалинской диадемы, ставшей одним из символов современного Казахстана.
Эти люди, промышляющие разграблением древних памятников, рассчитывают опередить официальных археологов, чьи работы на объекте уже запланированы.
Фактически, речь идет об угрозе полной потери или уничтожения всего, что может находиться в двух боковых камерах захоронения, где раскопки никогда не проводились.
Кроме того, утерянными для науки могут оказаться останки, перезахороненные в 1939 году на площадке перед входом в склеп.

В этой связи было принято решение силами добровольцев-энтузиастов организовать круглосуточное дежурство у Висячего камня – вплоть до прибытия туда археологической экспедиции.
Пока нас всего несколько человек, но если у кого-то возникнет желание приобщиться к легенде и помочь сохранить уникальный исторический памятник, пожалуйста, свяжитесь с нами по указанному внизу этого поста телефону (если буду недоступен, при первой возможности обязательно перезвоню).
На ближайшей горке вроде бы ловит Интернет, поэтому попробуем также проводить видеотрансляции и информировать общественность о складывающейся ситуации.

Обращаемся также к любителям старины, собравшимся за «добычей».
Господа, кто бы вы ни были и какими бы возможностями ни обладали, горы встретят вас совсем не гостеприимно. Местные чабаны на плато будут предупреждены, и при появлении подозрительных людей на внедорожниках сразу сообщат в правоохранительные органы.
Непосредственно на месте вы встретите группу крепких парней со средствами фото-видеофиксации, которые не захотят подвинуться или уйти.
Мы не возьмем с собой оружие, но все происходящее будет транслироваться напрямую в Фейсбук и Ютуб.

Копать там будут или археологи-сотрудники института им. Маргулана, или никто.

 
 
 
Рубрики:  археология, антропология

Понравилось: 3 пользователям



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку