-

Ѕыстрый переход по страницам блога Ёльдис:

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ёльдис

 -–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 07.04.2007
«аписей: 6599
 омментариев: 109754
Ќаписано: 177508



¬озвращение к истокам, часть 3.

—уббота, 10 ќкт€бр€ 2020 г. 14:57 + в цитатник

ѕродолжаю рассказ о путешествии на свою историческую родину.
ѕерва€ часть тут
¬тора€ часть тут

¬олхвы не бо€тс€ могучих владык,

ј кн€жеский дар им не нужен;

ѕравдив и свободен их вещий €зык

» с волей небесною дружен.

√р€дущие годы та€тс€ во мгле;

Ќо вижу твой жребий на светлом челе ...

ј.—.ѕушкин "ѕеснь о ¬ещем ќлеге".

****

» вот наш путь лежал на юг, по руслу реки ¬олхов к —тарой Ћадоге.

ѕодъезжа€ к —тарой Ћадоге

ѕервое поселение в районе крепости —тарой Ћадоги, котора€ стоит на месте сли€ни€ реки ≈лены (Ћадожки) с ¬олховом, относитс€ к 3 тыс€челетию д.н.э. Ёто эпоха неолита. Ќаиболее старые постройки - Ћюбшанска€ крепость (сама€ стара€ крепость в –оссии) наход€тс€ на противоположном берегу ¬олхова относительно той крепости, которую мы сегодн€ видим. «емледелие первых ладожан подтверждаетс€ находками зЄрен пшеницы, ржи, €чмен€, проса и конопли. «ачаточное слав€нское поселение могло возникнуть на «емл€ном городище около 700 года или даже ранее. ќднако считаетс€, что первыми основали поселение в этом месте выходцы из √отланда (в первой половине 750-х годов), которых довольно быстро вытеснили пришедшие в большем количестве слав€не. ѕри этом, здесь проживали и местные жители непон€тной национальности. ѕоселение состо€ло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в —еверной ≈вропе.

—кандинавское название Ћадоги — јльдейгь€, јльдейгьюборг (др.-сканд. Aldeigja, Aldeigjuborg), первое письменное упоминание которого в исходной форме др.-сканд. Aldeigjar встречаетс€ в поэме «Bandadrapa» Ёйольва ƒадаскальда (швед.), сочинЄнной около 1010 г. в честь €рла Ёйрика. Ќазвание города выводили от наименовани€ Ћадожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийс€» — от aalto «волна»), или от названи€ реки Ћадога (ныне Ћадожка, из фин. *Alode-joki, где alode, aloe — «низка€ местность» и jok(k)i — «река»). от др.-фин. *Alode-jogi (joki) «нижн€€ река». ќт названи€ реки произошло название города др.-сканд. Aldeigja, и уже оно было заимствовано слав€нским населением и преобразовано при помощи метатезы ald → lad в др.-рус. Ћадога. Ќа сколько это правильно пусть суд€т учЄные лингвисты, € же от себ€ хоть и признаю, что эта территори€ была заселена скандинавами и финнами прежде, чем слав€нами, всЄ же прекрасно помню, что Ћада это слав€нска€ богин€, и чтобы назвать так реку, озеро или город, вовсе не требуетс€ заимствование из других €зыков, и такое совпадение звучани€ может быть именно совпадением. — другой стороны, ещЄ важнее тот факт, что поселение, которое стало называтьс€ Ћадога, уже было здесь и до скандинавов (готландцев) и до слав€н, как сами же историки и археологи сообщают нам - люди здесь жили со времЄн Ќ≈ќЋ»“ј.

ѕодъезжа€ к крепости, непри€тно удивл€ет то, что самого главного вида на фасад никто уже никогда не увидит и не сделает фото или живописное изображение, потому что современные попечители этого пам€тника культуры умудрились полностью закрыть фасад своими домиками-кассами (на вход), которые к тому же ещЄ и построены не аутентичными, да ещЄ покрашены в дикий цвет.

¬сЄ остальное может только порадовать. ќсобенно красиво смотритс€ —тара€ Ћадога в осенних красках! ’от€ € заметила, что южное побережье Ћадожского озера и берега реки ¬олхов в своих осенних видах отличаютс€ от нашего —еверо-«апада, наверное потому, что здесь растЄт очень много берЄз и осин, которые в осеннем своЄм уборе смотр€тс€ немного ржавыми, без €рких жЄлтых и красных оттенков, которые у нас в изобилии из-за большого количества клЄнов. Ќе видно здесь и дубов, которые у нас сто€т осенью медные, нет и €сен€, что у нас сейчас лимонно-жЄлтый. Ћадога ровно-оранжевого цвета с оттенком ржавь€.

 расива€ и из€щна€ речка ≈лена, которую так же называют Ћадожкой. ќна совсем небольша€, по сравнению со своей царственной сестрой - рекой ¬олхов.

¬ былые времена Ћадога была первой столицей –уси, спор€ лишь с √осподином Ќовгородом, и конечно не раз переходила из рук в руки, многие хотели заполучить красавицу себе, но € не буду в этом посте описывать полный курс истории этого города. ÷ель моей поездки была ощутить свои корни, почувствовать свой род, ведь мо€ семь€ была переселена в Ќовую Ћадогу отсюда, с этих берегов. ѕо-этому мне хочетс€ запомнить и описать свои личные впечатлени€.

¬орота внутрь крепости

¬от что сегодн€ можно увидеть внутри. ћеста очень немного, на много меньше чем в »вангородской крепости, и мне кажетс€, даже поменьше чем в нашей крепости  опорье.

Ќеобыкновенно живописные вид открываетс€ на ¬олхов!

«десь был тайный проход. ¬от так со временем всЄ тайное становитс€ €вным...

”дивительное сли€ние культур скандинавского, слав€нского и какого-то неведомого, ушедшего в далЄкое прошлое народа, жившего здесь прежде других, ощущаетс€ не только в культурно-историческом облике этого места, но и сама природа напоминает мне виденное на севере в —кандинавии и Ѕалтии, но в то же врем€ всЄ это такое русское, исконно русское...”никальный дух этого места невозможно описать, это надо увидеть, пережить. ќсобый воздух, тишина, атмосфера...

ѕо мнению археологов, можно утверждать, что Ћадога середины VIII — начала ’ веков была значительным полиэтничным центром с доминантой скандинавских элементов. Ќе только Ћадога, но и еЄ околицы заполнены скандинавскими пам€тниками ≤’-’ века. ¬ урочище ѕлакун (на правом берегу ¬олхова напротив ћысового и «емл€ного городищ) в течение 850-925 г. функционировало отдельное скандинавске кладбище, где были и женские захоронени€.

ѕерва€ слав€нска€ находка (кривичское серебр€ное височное кольцо) относитс€ к 750-м годам, однако она лежала р€дом с головой ќдина и двум€ дес€тками кузнечно-ювелирных и стол€рных инструментов €вно скандинавского происхождени€.

источник: https://historicaldis.ru/blog/43759209372/Staraya-Ladoga:-pervyiy-%C2%ABrusskiy%C2%BB-gorod-vikingov

¬рем€ здесь словно остановилось, а мы - немногочисленные приезжие гости - словно снимс€ этому древнему городу, этой реке. » кажетс€ - мы ненасто€щие, и вот вот рассеемс€ в тумане, а Ћадога над ¬олховом будет сто€ть дальше вечна€. » всЄ тот же рыбак ловит всЄ ту же рыбу, и словно ничего не мен€етс€. ¬озможно, у ѕетра I были абсолютно политические и бытовые соображени€ относительно этого города, когда он увЄл отсюда людей, но в итоге он спас это св€щенное место от заплЄванных бульваров, шума моторов и всего того, что называетс€ человеческой цивилизацией. Ћадога осталась "ветхой" в библейском смысле.

ћакет крепости в музее, который находитс€ внутри крепости.

 акие-то очень древние оруди€ труда, найденные здесь.

Ѕудем считать, что это скелетик кон€ ¬ещего ќлега, из-за которого всЄ и случилось:) (шучу)

ј это, если € правильно пон€ла, останки сожжени€, найденные в погребальной ладье - обычай викингов.

ќружие, украшени€, черепки... »нтересно, что обычно оружие мужчин - мечи и т.п. в музе€х соседствует с оружием женщин - с украшени€ми))

„то больше всего поражает в таких местах, и особенно в крепости —тара€ Ћадога, так это вес оружи€ и ступени. ƒа, ступени! Ёто ступени дл€ великанов, € едва карабкалась по ним вверх, так высоки они. » если представить себе, как человечек в т€жЄлых доспехах, вооружЄнный своими т€желенными мечами и т.д. поднимаетс€ по этим лестницам, то остаЄтс€ лишь удивл€тьс€, какой силы были все эти люди?

Ѕойница, через неЄ видна река ≈лена

¬иды со стен крепости

÷ерковь ƒмитри€ —олунского

÷ерковь √еорги€ ѕобедоносца

 репость построена из местного камн€, цвет стен очень красивый - светлый, нежных оттенков розоватого, жЄлтого и белого.

¬нутри одной из башен

¬нутри церкви ƒмитри€ —олунского проведена минимальна€ реконструкци€. Ќа витринах можно увидеть оставшиес€ от церкви осколки росписи... ¬ очередной раз поражаюсь, как отличаетс€ по своему культурно-художественному уровню то, что делали "дикари" средневековь€ с тем, что сейчас называетс€ "новодел". Ќаши современные богомазы всЄ больше приближаютс€ к плакатному искусству, в то врем€ как древние находили божественные оттенки на столько изысканные и одновременно простые, что кажетс€, их роспись и правда состоит из чего-то невещественного.  онечно мо€ фотографи€ в этом полутЄмном помещении была бессильна передать красоту этих маленьких осколков... ќт них исходит тепло, и даже словно м€гкий свет.

“о, что представл€ла собой живопись - на изображении —в€той ƒмитрий —олунский.

»митаци€ церковной утвари

—таринные замок и ключ от церкви

Ќедалеко от крепости наход€тс€ два пам€тника: пам€тник —околу - символу города (археологи нашли здесь отливку дл€ печати монет с изображением сокола) и пам€тник –юрику и ¬ещему ќлегу. –юрик это призванный местными жител€ми (слав€нами и финнами) датчанин, ставший кн€зем этих краЄв в силу того, что у него была обученна€ дружина дл€ обороны этих мест. ¬ещий ќлег это ¬ещий ќлег. ¬ообще, на фото кажетс€, что ќлег и –юрик смотр€т на пришедших людей с некой оценкой, и они скорее сомневаютс€ в пригодности сих маленьких человечков))

ѕерва€ улица города - "¬ар€жска€", потому что это были первые жители города.

¬сЄ как раньше: огороды, капуста, €блоки, рыбалка.

ќчень красивый вид на крепость

¬ городе есть ещЄ один музей, где можно посмотреть небольшую экспозицию, посв€щЄнную археологическим находкам этого района. ¬ообще, € была удивлена, как мало предоставлено археологического материала, что совсем уж поразило, так это то, что не показали ни одной стекл€нной бусины, а ведь известно, что этого добра здесь копали на каждом огороде.

«ато в этом музее нашлась одна книга и некоторое количество вс€кой утвари, из которой мне особенно понравились белый кувшинчик и женска€ статуэтка.

”лицы —тарой Ћадоги это сплошное очарование, судите сами

¬ —тарой Ћадоге € почувствовала себ€ по насто€щему дома - то-есть там, где мне тихо и уютно, откуда никуда можно было бы не спешить. ¬от так, побывав во многих странах мира, к примеру раз 5 уже побывав в —токгольме, € лишь один раз съездила "домой", на свою историческую родину, да, на свою –одину.

Ќа сегодн€ в городке менее 2 000 жителей, имеютс€ пара сувенирных магазинов, но к сожалению, то, что в них предлагаетс€ абсолютно не аутентично, и в сущности можно купить в любой подобной лавке в любом городе.

Ќа этом наше путешествие не закончилось. Ќе смотр€ на то, что солнце уже сильно клонилось к горизонту, мы отправились к могиле ¬ещего ќлега - к трЄм курганам, наход€щимс€ на высоком берегу ¬олхова в 2 км. от —тарой Ћадоги. ѕо дороге увидели старинный монастырь, который празднует своЄ 900-летие.

» вот, наконец мы приехали к тому месту, где по преданию, покоитс€ ¬ещий ќлег, укушенный змеЄй, выползшей из черепа его кон€.

ѕотр€сающе красивое место в закатных красках!

ќт ¬олхова невозможно отвести взгл€д, вдали видна крепость —тарой Ћадоги

¬от это и есть курган ¬ещего ќлега. ѕо мнению некоторых исследователей, это вовсе не захоронение, а сакральное место, где кн€зь садилс€ на суд, отмечал праздники и т.п. “о-есть здесь был некий альтинг. ¬озможно исследователи не заметили, что здесь не один, а целых три кургана, как можно объ€снить, что кн€зь бегает по трЄм курганам и вершит свои суды?   тому же €сно, что курганы рукотворные, главный курган полый. ѕравда и те, кто утверждает, что это захоронение, о двух других курганах почему-то тоже молчат. ћежду тем, нет ничего более €вного, чем три погребальных кургана на высоком берегу ¬олхова.

ќле́г (¬е́щий ќле́г, др.-рус. ќльгъ, Ѡльгъ, ум. 912) — кн€зь Ќовгородский с 879 года и великий кн€зь  иевский с 882 года. ќлег захватил  иев и перенЄс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных слав€н. ѕоэтому нередко именно он, а не –юрик, объ€вл€етс€ основателем ƒревнерусского государства. Ќо согласно "ѕовести ¬ременных Ћет" - ќлег был родственником –юрика. ѕо »оакимовской летописи ќлег был братом Ёфанды ”рманской (норвежск.) - жены –юрика. ќлег упоминаетс€ в —аге о ќдде ќрвале —треле (исландска€ сага 13 в). –усское звучание "ќлег" произошло от ’эльге (сканд). Ќовгородска€ летопись - сама€ древн€€, в ней говоритс€, что ќлег был воеводой кн€з€ »гор€, который и захватывает  иев, а потом идЄт на ¬изантию, а ќлег в это врем€ возвращаетс€ в Ћадогу, где и находит свой конец от своего же кон€. ѕо легенде, волхв (слав€нский шаман, волшебник) предсказал ќлегу, что он умрЄт от своего кон€. “огда ќлег оставил кон€ в —тарой Ћадоге, но когда вернулс€ через несколько лет - посетил его захоронение, где из черепа кон€ выползла зме€ и ужалила ќлега, отчего он и умер.

 ак ни удивительно, курганов с захоронением ¬ещего ќлега существует два: один курган в  иеве на горе ўековице, по версии "ѕовести ¬ременных Ћет" ( иевской) именно там и укусила его зме€, по более древней летописи - Ќовгородской - ќлег погиб от укуса змеи и захоронен в Ћадоге. ƒата смерти считаетс€ условной, недоказанной, но личность самого ¬ещего ќлега историческа€, а его прозвище "¬ещий" св€зано с тем, что его считали провидцем. „то касаетс€ курганов на берегу ¬олхова, то внутри ничего конкретно указывающего на то, что здесь захоронен кн€зь. Ќо как именно проводились исследовани€? ¬от что сообщает википеди€: "¬ 1820 году она (могила) была частично раскопана «орианом ƒоленга-’одаковским (ј.„арноцким). ¬о врем€ исследований (затронувших около трети всей насыпи) было обнаружено «несколько сожженных костей», двушипный черешковый наконечник копь€ («стрела»), датирующийс€ VIII — началом IX вв., «кусок железа, похожий на задвижку в замке, и угли…». ¬ дальнейшем археологические раскопки здесь не проводились". ¬ таком случае даже очень хорошо, что больше ничего не копали...

—олнце садилось, и зрелище этих берегов проникало в самое сердце.

ј напротив курганов, на другом берегу, в излучине реки ¬олхов как раз и находитс€ самое древнее поселение этих мест и сама€ древн€€ крепость –оссии, куда сейчас совсем никого не пускают, потому что там "копают"... “ак вот откуда идЄт мой род!  онечно пон€тно, что к местным жител€м прибавилась и кровь пришедших с севера готландцев, и кровь пришедших с запада слав€н, но свой исток € ощутила именно тут, здесь мо€ золота€ кровь.

Ћюбшанское финское городище (возможно, с капищем, существовавшим здесь) было уничтожено где-то в конце VII века или начале VIII века и возродилось уже с дерево-земл€но-каменными укреплени€ми, что уникально дл€ ¬осточной и —еверной ≈вропы (подобные крепостцы в это врем€ были только в слав€нских районах ѕодунавь€. —уд€ по женским подвескам, население городища было смешанным слав€но-финским. источник: https://historicaldis.ru/blog/43759209372/Staraya-Ladoga:-pervyiy-%C2%ABrusskiy%C2%BB-gorod-vikingov

 

—права виден древний монастырь

«а ним —тара€ Ћадога

 ругова€ панорама, сн€та€ с мобильника

 —олнце садилось и мы двинулись в обратный путь - на северо-запад...

...ѕойми простой урок моей земли:

 ак √реци€ и √ену€ прошли,

“ак минет всЄ — ≈вропа и –осси€,

√ражданских смут горюча€ стихи€

–азвеетс€… –асставит новый век

¬ житейских завод€х иные мрежи…

¬етшают дни, проходит человек,

Ќо небо и земл€ — извечно те же.

ѕоэтому живи текущим днЄм.

Ѕлагослови свой синий окоЄм.

Ѕудь прост, как ветр, неистощим, как море,

» пам€тью насыщен, как земл€.

Ћюби далЄкий парус корабл€

» песню волн, шум€щих на просторе.

¬есь трепет жизни всех веков и рас

∆ивЄт в тебе. ¬сегда. “еперь. —ейчас.

ћ. ¬олошин. 1926 г.

–убрики:  ѕерекати-поле
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м



dkfl43rfnby   обратитьс€ по имени —уббота, 10 ќкт€бр€ 2020 г. 15:23 (ссылка)
“јћ,√ƒ≈ —“ј–»Ќј-ƒ”Ўј ќ“ƒџ’ј≈“,ј √ƒ≈ "ѕќ“–”ƒ»Ћ»—№" —ќ¬–≈ћ≈ЌЌ» »-“ќЎЌ»“..)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —уббота, 10 ќкт€бр€ 2020 г. 15:30 (ссылка)
dkfl43rfnby, ƒа уж)) Ќо ѕитер то € люблю, когда въезжаю в его границы из провинции - сердце ликует, его огни, мощь, безумие - всЄ моЄ.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
dkfl43rfnby   обратитьс€ по имени —уббота, 10 ќкт€бр€ 2020 г. 15:37 (ссылка)

ќтвет на комментарий Ёльдис

ј „“ќ ∆≈ “ќ√ƒј ќ—“ј≈“—я Ќјћ-ѕ–ќ¬»Ќ÷»јЋјћ?))«¬ј“№ Ќј–ќƒЌј Ѕј––» јƒџ?))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —уббота, 10 ќкт€бр€ 2020 г. 15:38 (ссылка)
dkfl43rfnby, Ќе бывало такого, ѕитер смуть€н всегда волну гнал))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёрий- иев   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 12 ќкт€бр€ 2020 г. 06:32 (ссылка)
ќчень интересно. я когда-то жил р€дом с улицей ќлеговской, где по легенде был ќлег похоронен...  ак всЄ таки у нас много общего...

 ак безутешно врем€ окт€бр€.
Ќиколай √ренков.

 ак безутешно врем€ окт€бр€, пора дождей холодных на рассвете,
 огда повисли низко небеса, свежи воспоминани€ о лете,
–астратил свои краски листопад, смеЄтс€ гулко ветер за окошком,
» грустно мне, что светлые деньки станов€тс€ короче понемножку.

ѕрирода угасает, как во сне, лишь вдалеке огнЄм горит р€бина,
ЅерЄзы сн€ли золотой нар€д, ещЄ трепещут на ветру осины,
» кажетс€, что в каждом окт€бре € обретаю сердцем вдохновение,
ѕорхает мотыльком мо€ душа, дару€ чувствам светлые мгновени€.

’оть безутешно врем€ окт€бр€, и осень у крыльца стоит устало,
»звестно, что снежинки на ѕокров украс€т землю белым покрывалом,
ѕрозрачней станут утром небеса, притихнет звонкий ветер за окошком,
„тоб в хороводе быстротечных дней печали отступили понемножку.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 12 ќкт€бр€ 2020 г. 11:56 (ссылка)
ёрий- иев, “ерритори€ огромна€, почему бы не быть на всю эту территорию двум ќлегам, тем более, что один из них ’ельге. —ложна€ штука истори€, ведь мы получаем еЄ чаще всего в виде летописей тех, кто переписывает чьи то рассказы или более ранние летописи, и писцы не редко получают указани€ сверху, что писать, как и теперь наши сми, ничего в мире не мен€етс€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Neona01   обратитьс€ по имени ¬торник, 13 ќкт€бр€ 2020 г. 14:55 (ссылка)
 расивейшие места! ¬торой день любуюсь, черезвычайно много информации , спасибо за красоту.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Acid_Nebula   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ќкт€бр€ 2020 г. 02:07 (ссылка)
Ёльдис, всЄ врем€ удивл€юсь, где ты находишь врем€ и силы дл€ таких экскурсий, да ещЄ и постов о них.
—пасибо огромное за такой интересный и насыщенный материал. ћне показалось, что это не только твои истоки, но и »стоки всех нас.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ќкт€бр€ 2020 г. 10:00 (ссылка)

ќтвет на комментарий Acid_Nebula

 ак верно ты подметила, здесь действительно истоки всех нас, нашей цивилизации. » если не найти на это врем€, то зачем тогда жить!) Ќа самом деле это был марш-бросок однодневка, отдали субботу от рассвета до заката.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Acid_Nebula   обратитьс€ по имени —реда, 21 ќкт€бр€ 2020 г. 00:00 (ссылка)

ќтвет на комментарий Ёльдис

Ёльдис, очень правильно ты сказала.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку