-

Ѕыстрый переход по страницам блога Ёльдис:

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ёльдис

 -–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 07.04.2007
«аписей: 6615
 омментариев: 109921
Ќаписано: 177707



ћаленькое путешествие по старой »нгрии.

—реда, 04 Ќо€бр€ 2020 г. 00:23 + в цитатник

 овид сковал все границы, и осталось нам только кружить вокруг родных болот, в чЄм есть целых два плюса: экономи€ времени - мы успеваем вернутьс€ домой в тот же день, и мы узнаЄм собственный край более подробно, и это очень здорово. ѕро деньги уж молчу.
Ќа этот раз решили побывать на —ойкином полуострове и забратьс€ на —ойкину гору. Ёто достаточно далеко дл€ одного дн€ пути, но в целом приемлемо.
»так, мы двинулись на запад, по направлению к Ёстонии, но только не по той трассе, что ведЄт к границе, а по затейливой дорожке, что ведЄт к Ћужским портам.







–ека —иста. 64 км. необыкновенной красоты... “ечЄт —иста со склонов »жорской возвышенности из  оростовицкого озера, впадает в ‘инский залив. —иста существовала на картах »нгерманландии с 14 века, на финно-угорск. «систа», означает «чистый», на шведском переводитс€ как «последний, конечный».


¬ообще, как € уже много раз писала, все наши родные просторы - это »жорска€ земл€, когда-то относивша€с€ к »нгерманландии. „то касаетс€ самого —анкт-ѕетербурга, то раньше на этом месте был шведский городок Ќиен, а Ќиеншанц - крепость, €вл€вша€с€ главным укреплением шведского города Ќиен (швед. Nyen), или Ќиенштадт. √ород и защищавша€ его крепость располагались при впадении реки ќхты в Ќеву на обеих еЄ берегах.  репость Ќиеншанц занимала так называемый ќхтинский мыс, выход€ с северо-востока на противоположный Ќиенштадту левый берег ќхты, а с запада — на левый берег Ќевы. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B0%D0%BD%D1%86 ¬сю жизнь нас учили, что ѕЄтр I построил город на болотах, где не было ничего, но на самом деле это не так. ќгромна€ территори€ от Ћадоги до эстонской границы - вс€ эта земл€ была заселена народами, о которых не прин€то упоминать, но между тем, они всЄ ещЄ живы и хран€т свои традиции. ”вы, сегодн€ ижор осталось около 150 человек.


"¬ ѕетербургской губ., точнее, на той ее территории, котора€ входила ранее в состав "ингерманландских уездов", кроме русских старожилов и русских переселенцев, бок о бок с ними жили различные прибалтийско-финские народы с различной исторической судьбой: водь, ижора, ингерманландские финны (эвремейсет, савакот), эстонцы, а также, веро€тно, небольшое число карел, вепсов и этнической группы финнов в низовь€х р. Ћуги.
ќсобую этносоциальную группу составл€ли немцы-колонисты, селившиес€ в ѕетербургской губ. с 1765 по 1819 г. ¬ основном это были протестанты, в небольшом числе - католики (из ѕфальца)". "ѕо данным переписи 1732 г., обработанным —. ћ. “роицким, в  опорском, Ўлиссельбургском и ямбургском уездах (сведени€ по ѕетербургскому уезду не сохранились) русских "переведенцев" было около 17 % всего кресть€нского населени€, "старожилов русских, которых деды и отцы в »нгерманландии жили до шведского владени€" - 9.6 %. ¬ целом русское кресть€нское население еще значительно уступало ингерманландским финнам (в источнике - "чухонцы" и "латыши"), которых было 37.6 %, но русских было уже больше, чем ижор (24 %).
ѕри —талине больша€ часть местного населени€ была уничтожена или насильно сослана, да так, что поезда эти привозили их в бараки, где выжить было невозможно. ¬ этих кра€х существуют древние поселени€, где репресси€м подверглись полностью все жители.


ќчень красивый край, до сих пор изобилующий грибами, €годами, рыбой...


Ћесна€ речка


 раешек прилегающего к трассе —юрьевского болота. Ќа сегодн€ эти территории служат местом массового гнездовани€ и миграционных сто€нок многих видов водно-болотных птиц, а так же здесь есть некоторые редкие растени€, болото €вл€етс€ ботаническим пам€тником природы. Ќо люди не всегда ценили то, что имели, только что узнала, что после ¬торой ћировой ¬ойны наши хоз€йственники травили леса специальными гербицидами, с целью избавитьс€ от берЄз, осин и других малоценных пород деревьев. “ак на какое-то врем€ не стало и €год и грибов, уж про птиц и живность молчу. (ѕрочитала в " омсомолке")


¬ этом районе находитс€ старинное поселение —юрье (фин. Syrjä) Ќа шведской «√енеральной карте провинции »нгерманландии» 1704 года, обозначено как швед. Säglina. Ќа этнографической карте —анкт-ѕетербургской губернии ѕ. ».  Єппена 1849 года упом€нута, как деревн€ «Ssürji», населЄнна€ ижорой. ¬ 1997, 2002 и 2007 годах в деревне не было посто€нного населени€.


ј это с другой стороны трассы краешек заболоченных берегов петл€ющей там реки  аваш, а позади наход€тс€ живописные “аменготские болота.  аваш тут имеет красивый порог, но € не рискнула спускатьс€ вниз к порогу, потому что увидела под травой воду.


ѕосЄлок Ћеб€жье. «десь сохранилс€ старинный дом с резным декором, говор€т, дом был построен ещЄ до –еволюции. ¬озможно дом сохранилс€ потому, что здесь во врем€ войны находилс€ партизанский штаб, а сейчас на доме мемориальна€ табличка. »з этого дома партизаны выходили на задани€.


"–айон боевой де€тельности отр€да – Ќарвское шоссе, совхоз им.  ирова,  опорье, Ћопухинка. ќтр€д вел разведывательную и диверсионную работу в тылу противника. ѕомогал попавшим в окружение пограничникам, мор€кам, пехотинцам выйти на соединение с нашими войсками, проводили налеты на небольшие вражеские гарнизоны. ‘ашисты бо€лись партизан, проводили карательные операции. ¬ отр€д входили в основном штатские лица, в том числе два школьника и две девушки, одна из которых попала в руки фашистов..." https://rambov-lib.ru/articles/kraevedcheskaya-kon...imorskom-placdarme-15-11-2016/


¬ообще, Ћеб€жье - посЄлок городского типа, довольно неплохо развит. Ћишь некоторые старые улицы сохранили деревенский вид.





ќчаровала мен€ река  аваш, еЄ осенние берега и тишина...



 аваш,  оваши (также известна€ как  оваш, фин. Hevaanjoki) — река образуетс€ при сли€нии рек „Єрной и Ћопухинки и впадает в ‘инский залив. ≈сть верси€, что название реки происходит от финно-угорского — «полноводна€, могуча€»

Ќа берегах реки располагаетс€ деревн€  оваши. ¬ шведских «ѕисцовых книгах »жорской земли» 1618—1623 годов упоминаетс€ как Murdofsina by, а на карте »нгерманландии ј. ». Ѕергенгейма, составленной по материалам 1676 года, обозначена деревн€ Hefwa. ¬ других же местах упоминаютс€ две деревни: Hefwa с кирхой и р€дом деревн€ Mordofsina. ¬ 19 веке на этом места значатс€ поселени€:  оваш, ¬епшо, “ентелево и ћурдовщина (Murto). можно предположить, что здесь жили вепсы, суд€ по названию деревни, в по€снительной карте здесь проживала ижора. ƒемографи€ такова: Ќа 1838 г. в деревне проживает 579 чел. Ќа 2017 г. в деревне проживают 125 чел. »стори€ этой и ближайших деревенек довольно интересна€, например известно, что ¬ 1875 году временнооб€занные кресть€не деревень Ћендовщина и ћордовщина выкупили свои земельные наделы у помещика ё. ». —тенбок и стали собственниками земли.

«десь речка уже поворачивает в сторону ‘инского «алива и уходит в его воды

Ќедалеко от этих мест расположена и деревенька –учьи, где находитс€ ћузей ижорской культуры, говор€т, там образцов вышивки не менее, чем в –усском музее. «начит пора посетить))



» вот мы миновали и Ћеб€жье, и сосновый Ѕор, и вышли на пр€мую к —ойкинскому полуострову. ƒорога оказалась полностью убита  јћј«ами, по обеим сторонам дороги леса стали серого цвета: массова€ вырубка леса, тут и там карьеры, заполненные техникой - вывоз€т песок. —итуаци€ напоминает  арелию((( ќт дороги осталось такое впечатление: есть тр€сучка, рифлЄнка, комбинированна€ тр€сучка-ужас (ужас это когда асфальт, а тр€сучка это грунт), есть ужас-асфальт и есть полный ужас. “ак мы ехали последний час примерно...

» вот постепенно дорога стала уходить вверх - это мы подъезжали к —ойкиной горе. —аму гору мы так и не увидели, на подъезде склон горы пологий, пон€ть что это гора не так просто, но подъЄм ощущаетс€. Ќаверху горы находитс€ стара€ церковь, которую сейчас начали активно реставрировать.  огда мы еЄ увидели, мы ещЄ не знали, на сколько нелепа эта реставраци€.

¬от так выгл€дит этот подъЄм, если смотреть вниз

ј это вид на —ойкинский полуостров с горы.

—ойкинский полуостров находитс€ на ёжном берегу ‘инского залива, название произошло от ижор. Soikkola — "полуостров" - то-есть никаких соек. ѕолуостров заселЄн человеком с древнейших времЄн, о чЄм свидетельствуют обнаруженные на нЄм мегалитические сооружени€, сравнимые с так называемыми «лабиринтами» на —оловецких островах. ћинимум с первого тыс€челети€ нашей эры полуостров находитс€ в ареале расселени€ финно-угорских племЄн.∆или там люди не тужили, ходили в море, ловили рыбу. ¬ 17 веке туда приехали семьи эвремейсов (это финский народ). ¬ 1926 году, в  ингисеппском уезде был организован —ойкинский ижорский национальный сельсовет, население которого составл€ли: ижора — 2561, русские — 522, другие нац. меньшинства — 168 чел. ѕотом на полуострове по€вл€етс€ военно-морска€ база. ¬о врем€ войны больша€ часть деревень полуострова была разрушена.

» вот, увидели мы с горы милую сердцу осеннюю даль, но не увидели ещЄ более любимого залива. » решили мы поехать и посмотреть на берег ‘инского залива в этом районе.

 акой же ужас мы испытали, спустившись с горы и оказавшись непосредственно на территории полуострова, который весь представл€л собой сплошную техногенную катастрофу! ¬сЄ покрыто пылью и гр€зью, всЄ перерыто, обветшалые и развалившиес€ супернищие постройки сельских домиков тоже сто€т под слоем этой серой гр€зи... ћы не увидели ни одного человека, даже ни одной птицы. » не удивительно: там невозможно находитьс€, € не знаю кто там может жить, туда не приедет никакой транспорт, никака€ скора€ помощь не проедет туда. Ёто ћордор во плоти!

–ади чего всЄ это? ј вот:

¬от что сообщает википеди€: "¬ 2018 г. было подписано соглашение о строительстве промышленно-логистического парка в ¬истинском сельском поселении  ингисеппского района Ћенобласти. ‘√”ѕ «–осморпорт» и ќќќ «Ќовотранс јктив» будут взаимодействовать при проектировании объектов, которые войдут в «”ниверсальный торговый терминал «”сть-Ћуга». ÷ель проекта — строительство морского терминала и современного высокотехнологичного логистического хаба дл€ перевалки угл€, зерна, руды и минеральных удобрений отечественных производителей. ѕо плану терминал должен приступить к работе в конце 2020 года. ¬ 2019 году компани€ «”льтрамар» приступила к активной стадии реализации инвестиционного проекта. ѕротесты жителей деревни ¬истино, св€занные со стройкой, а также с возведением порта в ”сть-Ћуге закончились компромиссом. јктивисты протестов заставили бизнес учитывать интересы жителей и восстановить вырубленный лес".

Ќо читать такое смешно тому, кто побывал на полуострове.  акой лес?! “ам просто полный ужас. ƒо берега мы доехать не смогли. "Ќовотранс" — один из крупнейших частных операторов... ј теперь самое главное: „ј—“Ќџ’. “о-есть всЄ это частный бизнес разных людей, которым безусловно безразлично состо€ние воды, леса, воздуха, безразлично сколько ещЄ разрушитс€ домов местных жителей под грузом этой мордорской пыли, сколько погибнет рыбы и птиц, куда исчезнут малые народы, что станет с нашим прекрасным краем. ѕотому что они сюда и не загл€дывают, они где-нибудь в Ќицце сейчас... „то касаетс€ ‘√”ѕ «–осморпорт» - странна€ вещь: почему-то руководители мен€ютс€ каждый год, почему?  то же владеет портом в ”сть-Ћуге? "ѕочти все эти участки сданы в аренду, причем, как правило, на большой срок — речь идЄт о дес€тилети€х". https://www.fontanka.ru/longreads/businessport/

“ак чь€ это земл€, кто имеет право сдавать еЄ в аренду?

 



P.S: ”знала, что есть друга€ дорога к полуострову, на много более цивилизованна€, и друга€ часть полуострова, где природа сохранилось, и берег залива всЄ ещЄ красивый и чистый. Ќаверное придЄтс€ это проверить в следующем году!))

–убрики:  ѕерекати-поле
ћетки:  
ѕонравилось: 9 пользовател€м



ёрий- иев   обратитьс€ по имени —реда, 04 Ќо€бр€ 2020 г. 05:41 (ссылка)
—пасибо  атенька. за прогулку. ѕечально конечно что уничтожают природу. Ќо это к сожалению очень распространенна€ тенденци€. ƒеньги застилают люд€м глаза. “ем более что жить здесь они и не собираютс€.  ак правило, дома и имени€ за рубежом...

¬стреча€ но€брь каждый год у порога.
Ќиколай √ренков.

¬стреча€ но€брь каждый год у порога, € вижу, что осень уходит уже,
–он€€ снежинки с утра на дорогу, и с ветром холодным том€сь в тишине,
—горели, как плам€ в лесу листопады, природа во мгле засыпает кругом,
¬сЄ кажетс€ мне, что зима очень скоро рассыпет снега на пол€х за окном.

ѕод кружевом белым замЄрзнут деревь€, на речке по€витс€ тоненький лЄд,
Ћишь €рче зажгутс€ костры на р€бине, и стрелки по кругу ускор€т свой ход,
“€жЄлые тучи повиснут на небе, остывшее солнце померкнет вдали,
ј осень устало, махнув на прощание, как прежде бывало, исчезнет вдали.

Ќо€брь год за годом спешит всЄ быстрее, тер€ет листы отрывной календарь,
я жду, что однажды сквозь ветры седые к нам €витс€ в гости студЄный декабрь,
ћорозы закружат свои хороводы, метели запл€шут в ночи средь двора,
„тоб в чувствах гор€чих любовь не кончалась и радостью полнились наши сердца!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Neona01   обратитьс€ по имени —реда, 04 Ќо€бр€ 2020 г. 10:45 (ссылка)
ћоего деда выслали в сталинские времена из этих мест, обосновалс€ в  иргизии. √рустно смотреть на издевательство над природой. ћеста щем€ще красивые.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —реда, 04 Ќо€бр€ 2020 г. 11:11 (ссылка)
ёрий- иев,  артина ужасна€, сначала уничтожили местные национальности, теперь и саму землю извод€т.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —реда, 04 Ќо€бр€ 2020 г. 11:12 (ссылка)
Neona01, —амое насто€щее издевательство, удручающий итог путешестви€, ко всему были готовы, но к такому нет.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
El-ena-k   обратитьс€ по имени —реда, 04 Ќо€бр€ 2020 г. 19:05 (ссылка)
ћеста красивые,
а д€деньки и тетеньки, у которых в глазах денежные знаки, так просто не вымрут... как будто не одной планете живем(
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —реда, 04 Ќо€бр€ 2020 г. 20:14 (ссылка)
El-ena-k, ј что им вымирать, у них всЄ в шоколаде.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
’аритоныч   обратитьс€ по имени „етверг, 05 Ќо€бр€ 2020 г. 16:20 (ссылка)
— удовольствием посмотрел, твой отчЄт! Ёто мои родные дачные места!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
’аритоныч   обратитьс€ по имени „етверг, 05 Ќо€бр€ 2020 г. 16:25 (ссылка)
 атюша, рекомендую посетить  апорье и там запастить »ван-чаем, а также Ќежново, родину ќреста јдамовича  ипренского, ему там пам€тник!:mms_drujim:
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени „етверг, 05 Ќо€бр€ 2020 г. 17:38 (ссылка)
’аритоныч, ¬  апорье были, уже писала про крепость, и иван-чай там покупали, правда его сейчас много где продают, пью иногда! Ќежново - надо посмотреть где это, спасибо) —пасибо за отклик!)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Acid_Nebula   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 08 Ќо€бр€ 2020 г. 12:16 (ссылка)
Ёльдис, да, как говоритс€, не было бы ковида...
ѕейзажи немного унылые, но всЄ равно красивые.
∆аль, что всЄ это уничтожаетс€ ради прибыли. ѕричЄм, как € пон€ла, довольно безалаберно.
» коренное население жаль. Ќо так, наверное, было всегда и везде: народы-завоеватели уничтожают или ассимилируют аборигенов.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 09 Ќо€бр€ 2020 г. 06:27 (ссылка)

ќтвет на комментарий Acid_Nebula

Ёто точно, вот пример:  н€гин€ ќльга - жена древнего рекитЄра, терроризировавшего племена √ардарики, теперь канонизирована и стала св€той. ѕожгла древл€н, которые отказались платить еЄ муженьку бандиту, и грохнули его... » чтобы свою власть укрепить, обратилась за поддержкой к церковной ¬изантии - получила статус государыни и все права на узурпацию, а свободные прежде народы потер€ли с тех пор права на свободу и своЄ вероисповедание. — тех пор так и повелось.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку