-

Ѕыстрый переход по страницам блога Ёльдис:

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ёльдис

 -–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 07.04.2007
«аписей: 6665
 омментариев: 110615
Ќаписано: 178469



»з глубины веков €вивша€с€ лира.

ѕ€тница, 22 январ€ 2021 г. 21:22 + в цитатник

ѕришло врем€, и жизнь мо€ сделала довольно крутой поворот: € начала учитьс€ играть музыку. ¬ыбор мой неожиданно пал на лиру.  ак только € увидела корпус этого удивительного создани€ - € сказала: это моЄ.


"√алльска€" лира. — ней € теперь провожу больше всего времени.


5tKMI2tPi4s (466x700, 122Kb)


ќбо мне пока сказать можно очень мало, но о самой лире было бы интересно поговорить.

ƒревние сказани€ утверждают, что лиру создал бог јполлон, и было у неЄ три струны. —оздана она была из панцир€ черепахи и рогов быка. √ермес украл лиру и пустилс€ в бегство. ”став в дороге, он решил отдохнуть, и добавил ещЄ четыре струны - так струн стало семь.  огда јполлон догнал √ермеса и услышал, как зазвучала лира, он отказалс€ от мести и выкупил еЄ за стадо своих коров. ѕо другой версии, √ермес сам сделал лиру: будучи ещЄ младенцем, он похитил у јполлона 15 коров. ќтгон€€ коров в укромное место, он сделал им на ногах копыта задом наперЄд, чтобы казалось, что они идут в обратном направлении. ѕо пути он остановилс€, и зарезав одну из коров, принЄс богам в жертву всЄ, кроме кишок и рогов. »з панцир€ черепахи он сделал корпус, из рогов боковые держатели, из кишок струны (некоторые корпуса делались из головы быка).  огда же јполлон всЄ же нашЄл вора и забрал коров назад, он услышал, как √ермес играет на лире. “огда он отдал всех коров ему, а себе вз€л лиру. √ермес же тогда сделал себе свирель, столь любимую пастухами Ёллады.
ѕозже јполлон подарил лиру ќрфею, который, по одной из версий, был его сыном.


јполлон с лирой, корм€щий ворона. Ќевольно вспоминаетс€ кельтска€ легенда о ƒейрдрэ - “репетной, что кормила чЄрных воронов на белом снегу, красной кровью она их кормила, и так увидела образ своего возлюбленного: с волосами, чЄрными, как ворон, телом, белым как снег, и щеками, алыми как кровь.

scale_1200 (700x688, 206Kb)

» вот стал ќрфей выдающимс€ поэтом, певцом и музыкантом, таким, кто "водил за собой все, вызыва€ радость своим голосом", чь€ игра на лире приручала диких животных, могла двигать скалы и деревь€... √овор€т, что многим вещам он научилс€ в ƒревнем ≈гипте, а после путешествовал на јрго с аргонавтами за золотым руном. ќн довЄл количество струн на лире до дев€ти. —воим талантом он очаровал богов подземного мира, и они согласились отдать ему его умершую возлюбленную, однако с условием, что он не обернЄтс€, пока они не покинут ÷арства ћЄртвых. ќрфей ошибс€ - обернулс€, и Ёвридика - его любовь, осталась навсегда мертва (пр€мо как в барокко!). ќрфей стал основателем мистического учени€, но пришло врем€, и его, как Ѕога, принесли в жертву фракийские и македонские женщины, расчленили и съели, за что потом их татуировали. —овременные толкователи трактуют это как конфликт ќрфе€ с местными женщинами (за то, что он запрещал дионисийские мистерии и поощр€л однополое влечение), однако, по более приемлемой дл€ мен€ версии, это был не конфликт, а древний обр€д. ѕлутарх писал, что за убийство ќрфе€ менады были превращены в танцующие дубы  (вакханки, они же жрицы ƒиониса, наход€щиес€ в изменЄнном состо€нии сознани€). ¬ назидание, впредь женщины этого племени стали татуироватьс€. “атуировки были на руках и ногах в виде паутины. Ќекоторые трактуют это как конфликт ќрфе€ с учением ƒиониса, другие же говор€т, что ќрфей был посв€щЄн в тайное учение ƒиониса, и принесЄнный в жертву, сам €вл€лс€ ƒионисом: менады культа быка или олен€ разорвали его, как «агре€, и насытившись его кровью, совершили древний обр€д. ќрфические жрецы носили египетские одежды и говорили, что ƒионис - бог чувства, а јполлон - бог разума, и потому, приплывшие после обр€да по реке к острову Ћесбос лира и голова ќрфе€ попали в разные места. Ћира отправилась в храм јполлона, а голова в храм ƒиониса (и это дл€ мен€ непостижима€ вещь). √олова находилась в некой пещере и пророчествовала день и ночь, и тогда люди стали приходить к ней, а не к оракулам в ƒельфах, и тогда јполлон €вилс€ к голове и сказал: "ѕерестань вмешиватьс€ в мои дела", и с тех пор голова замолчала. Ћира же стала созвездием с главной звездой ¬ега.

  этому остаЄтс€ заметить, что миф о ќрфее и Ёвридике очень поздний. –анние версии говор€т о том, что ќрфей действительно спускалс€ в ÷арство ћЄртвых и так впечатлил его владыку, что тот сделал поблажки всем мЄртвым душам, посв€щЄнным в орфические мистерии. “ак же по старым сказани€м, ќрфей искал в ÷арстве мЄртвых свою мать —емелу.

1 (700x490, 82Kb)

источник изображени€ http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/10/blog-post20.html?m=1

ƒревнейшим изображением лиры считаетс€ изображение на саркофаге из јги€-“риады (минойское поселение на  рите)(около 1400 г. до н.э.)

ƒревнейшие струнные щипковые инструменты (2600—2400 до н. э., фрагменты) были найдены в ћесопотамии, в шумерском ”ре. јрхеологи называют их либо "урскими арфами", либо "урскими лирами". —ама€ древн€€ находка подобного музыкального инструмента на территории «ападной ≈вропы была сделана в Ўотландии, струнодержатель 2300-летней лиры был обнаружен на шотландском острове —кай в 2010 г.

31 (700x478, 93Kb)

¬ ƒревней √реции и ƒревнем –име словом лира в широком смысле обозначалс€ любой инструмент семейства лир — хе́лис (др.-греч. χέλυς, лат. chelys, chelis букв. черепаха), ба́рбит (др.-греч. βάρβιτον, βάρβιτος, лат. barbitos, barbitus), фо́рминга (др.-греч. φόρμιγξ), или кифара (др.-греч. κιθάρα, лат. cithara). ¬ узком смысле лирой называлс€ хелис. –усские филологи-переводчики обычно игнорируют тонкие различи€ лирообразных и во всех случа€х дают "лира". —егодн€ лира определ€етс€ как инструмент, где струны параллельны деке, подобно скрипке или гитаре. јрфа - это другой инструмент, струны которого расположены перпендикул€рно деке.

—труны лиры дали названи€ ступен€м звукор€да, лежавшего в основе греческой музыки, так называемой ѕолной системы.  лассической считалась 7-струнна€ лира; в своЄм семиструнии она виделась грекам и римл€нам как отражение мировой гармонии (по знаменитому высказыванию ¬ергили€ — septem discrimina vocum, «семь [высотных] различий звуков»). »конографические, музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18. ¬ сопровождении лиры звучали стихи, распеваемые сольно и хором (точнее, вокальным ансамблем); отсюда целый род античной поэзии получил название «лирической», или лирики.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%80%D0%B0_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82)

34181bc49413f098fa47d814ecfaedee (528x700, 67Kb)

Ўумерска€ серебр€на€ лира 2600-2400г до н.э. найдена в южном »раке

 

DqIxl9oWkAEFCA7 (589x602, 46Kb)

»нструменты, известные как лиры, изготавливались и использовались в ≈вропе за пределами греко-римского мира, по крайней мере, с железного века.   сожалению, о древнем инструменте сохранилось не так много информации. Ќесмотр€ на то, что многие трактаты описывают греческий звукор€д как струны лиры, точные и однозначные сведени€ о еЄ настройке не сохранились. Ќа сегодн€шний день известно довольно много настроек звукор€да, вплоть до того, что у каждого музыканта свои настройки. Ќикто не знает как правильно на ней играть, да и нот именно дл€ лиры в общем-то нет.  ак это случилось?

»так, известно, что из античного мира лира распространилась по миру. јнглосаксонска€ лира-это 5-8-струнна€ лира, на которой играли между 5-м и 13-м веками. Ќо лира была объ€влена вне закона норманнами (инструмент каким-то образом оказывал помощь местным жител€м в сопротивлении нормандскому вторжению), и все знани€ об этом инструменте были забыты до тех пор, пока археологические раскопки в —аттон-’у в 1930-х годах не обнаружили остатки лиры.

ћузей археологии Ћондона описывает англосаксонскую лиру как самый важный струнный инструмент в древнем мире.

источник https://en.m.wikipedia.org/wiki/Anglo-Saxon_Lyre

“о-есть лира исчезла с горизонта на целых 7 веков!

¬о врем€ открыти€ —аттон-’у в —еверной ≈вропе не было известных лир, а конструкции южно-европейской лиры отличались настолько сильно, что находку не идентифицировали как лиру. јрхеологи ошибочно обратились к единственному другому известному струнному инструменту в регионе - ирландской арфе, инструменту, о существовании которого не было известно еще 400 лет после —аттон-’у. Ќеуклюжа€ и неубедительна€ сборка фрагментов лиры в форме ирландской арфы была выставлена в Ѕританском музее, и продержалась всего несколько лет, пока наблюдатели, хорошо разбирающиес€ в ранних музыкальных инструментах, не собрали ее правильно в 1940-х годах. “ак продолжалось до 1970-х годов, когда в √ермании была обнаружена втора€ лира, на этот раз почти нетронута€. Ёто подтвердило точность реконструкции лиры —аттон-’у, а также то, что инструмент не был уникальным дл€ јнглии. ¬скоре после немецкого открыти€ в —кандинавии были обнаружены новые лиры.

—реди многих других многочисленных предметов из кургана —аттон-’у упом€нем шестиструнную лиру, котора€ хранилась в мешке из бобровой шкуры. ѕри разрушении погребальной камеры она была разбита вдребезги, но ученым удалось по фрагментам реконструировать ее внешний вид.

–еконструкци€ лиры из —аттон-’у.

11 (258x450, 83Kb)

источник:https://archeonews.ru/kurgany-satton-xu/  урганы —аттон-’у расположены недалеко от города ¬удбридж в графстве —уффолк, в ¬осточной јнглии. ¬ VI – начале X века на этих земл€х располагалось королевство ¬осточна€ јнгли€, одно из семи существовавших тогда англосаксонских королевств. —ейчас историки уверены, что как минимум один из королей ¬осточной јнглии (предположительно –едвальд) был похоронен в —аттон-’у. јрхеологи обнаружили глин€ные горшки периода неолита (около 3000 г. до н. э.), остатки домов земледельцев эпохи бронзы, следы виноградников и посадок капусты римского периода. Ќо наиболее значительные находки все-таки относ€тс€ к VI – VII векам.

¬ одном из курганов была найдена погребальна€ ладь€, множество ценных дорогих предметов, а так же драгоценный шлем, который после реконструкции выгл€дит так:

e01d68b52e8f63e2d76e50f7926fc14d (466x700, 60Kb)

 

Ќа сегодн€шний день при археологических раскопках обнаружено 26 лир этого типа: две в ƒании, восемь в јнглии, семь в √ермании, две в Ќидерландах, три в Ќорвегии и четыре в Ўвеции. ѕоловина найденных лир имеет шесть струн, четверть-семь струн, а остальные п€ть или восемь струн, причем только две имеют последнюю.

»сторически люди мало различали лиры и арфы. ¬ древне-английском €зыке лира называлась "hearpe", а в древнескандинавском - "harpa". Ќет никакого современного универсального названи€ дл€ лиры, используемой в шести странах, в которых она находитс€. ¬ странах, где были обнаружены лиры, родовые названи€ не нашли попул€рности, но иногда используютс€ такие термины, как "германска€ лира" в √ермании, "саксонска€ лира" в √олландии и "¬икинг" или "нордическа€ лира" в —кандинавии.

Ќекоторые предложени€ дл€ универсального названи€ включают "воинскую лиру" или "боевую лиру", так как большинство раскопанных лир были найдены в воинских захоронени€х.

” мен€ ситуаци€ ещЄ более сложна€: € купила "галльскую" лиру, однако никаких упоминаний о такой лире нигде нет. ќчевидно, это вариант англо-саксонской лиры. јнгло€зычна€ википеди€ утверждает, что: "¬ нескольких списках продукции лироделов и во многих видеороликах на YouTube есть лиры, называемые ирландскими или кельтскими, которые по внешнему виду идентичны англо-саксонским лирам. ќни не €вл€ютс€ историческими, а €вл€ютс€ продуктом 21-го века, созданным дл€ увеличени€ размера рынка и продаж англосаксонской лиры. “ак же надо отметить, что сегодн€ лирами называютс€ некоторые музыкальные инструменты, которые не имеют отношени€ к лире, например это колЄсна€ лира...

 ак была настроена лира, неизвестно. ≈динственный современный рассказ о лирах исходит от франкского монаха и теоретика музыки ’акбальда в его книге De Harmonica Institutione, написанной около 880 года нашей эры. ¬ ней он описывает, как, по его мнению, римский философ Ѕоэций (480-524 гг. н. э.) настроил бы свою шестиструнную лиру. ¬опрос о том, как римл€не настраивали свои лиры, может быть перенесен на англосаксонскую лиру, обсуждаетс€ среди поклонников. ¬ывод ’акбальда состо€л в том, что Ѕоэций использовал первые шесть нот мажорной гаммы.

Archaeological Museum of Heraklion

93ec4b654b5cd25619cad8de44a7ed39 (564x569, 30Kb)

 

—реди Ænglisc музыка считалась исход€щей от Ѕогов и была даром от ¬одена, который был, помимо всего прочего, Ѕогом знани€, мудрости и поэзии и как таковой даровал люд€м "магию" музыки. »менно так воспринималась музыка, как маги€. Ќет никаких сомнений по этому поводу. ¬ древних сказани€х и ранних сочинени€х англосаксов есть свидетельства, подтверждающие это положение. ќна также рассматривалась как сила, делающа€ добро или зло, помогающа€ исцел€ть людей от болезней ума, души или тела, а также способна€ причин€ть вред врагам и вызывать духов, которые могли бы помочь или выполнить ваши приказы против врагов.

¬от почему лира была запрещена и исчезла - она оказывала слишком сильное вли€ние на людей, меша€ управл€ть ими как хотелось бы...

¬ англосаксонской поэзии имеетс€ 21 упоминание о лире, п€ть из них-в "Ѕеовульфе". ”поминани€ о лире в литературе обычно ассоциируютс€ с ней как сопутствующим повествованием, используемым во врем€ праздников или в контексте войны.

0ec182d6213cfa3cc6b76f7c4ca69763 (494x700, 42Kb)

Ќетрудно заметить, как сильно отличаютс€ по конструкции лиры древней Ёллады от лир «ападной и —еверо-«ападной ≈вропы.

c3fead877b3cc277768c02b45de0bdd4 (499x700, 83Kb)

858eaca9dfed52d4c4ff938899a1ad1b (564x564, 68Kb)

 ак € уже писала выше, обо мне пока говорить слишком рано, мне пока надо просто найти свой лад, а это не так просто. Ќо уже могу сказать, что контакт со струнами очень хороший, и даже без настройки удаЄтс€ извлечь при€тную мелодию просто на ходу. „то будет дальше неизвестно...

–убрики:  мифологи€, легенды
музыка
археологи€, антропологи€
истори€
ћетки:  
ѕонравилось: 7 пользовател€м

’аритоныч   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 22 январ€ 2021 г. 22:32 (ссылка)
Ёто здорово,  атюша! ” теб€ слух абсолютный!!поцелуй!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
REMEUR   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 22 январ€ 2021 г. 23:35 (ссылка)
”дачи!” теб€ получитс€
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 22 январ€ 2021 г. 23:46 (ссылка)
’аритоныч, ћожет не абсолютный, € не провер€ла)) Ќо слышу вроде.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 22 январ€ 2021 г. 23:46 (ссылка)
REMEUR, —ам перебор даЄтс€ мне не т€жело, есть технические сложности пока.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Acid_Nebula   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 03:37 (ссылка)
Ёльдис, кака€ ты молодец! —тремишьс€ самовыразитьс€ во всЄм - фотографии и рисунке, поэзии и прозе, рукоделии и садоводстве, изготовлении косметики и парфюмерии... теперь вот в музыке. » везде у теб€ отлично получаетс€. ”спехов тебе в твоЄм новом хобби.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёрий- иев   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 05:08 (ссылка)
 ак интересно. ƒумаю скоро что- то нам сыграешь...

ћ. ƒЄмин. Ўј√Ќ”¬Ў»≈ ¬ ќ—≈Ќ№.

 ак врем€ медленно течЄт.
Ќеспешно и неторопливо.
—тареем мы, за годом,год.
Ќадеюсь, м€гко и красиво.
¬оспоминань€. Ќочь без сна.
ќт мыслей никуда не детьс€.
ј в волосах, сплошь седина
» аритмично бьЄтс€ сердце.
Ќе знаем, что ждЄт впереди.
ќ прошлом часто сожалеем.
  ошибкам юности строги,
»х не исправить. Ќе сумеем.
ћы, с нетерпеньем, ждЄм весны.
» с солнцем, оживаем снова.
» видим радужные сны.
¬ тех снах,мы молоды,здоровы.
”ходит врем€ день за днЄм,
 ак вольный ветер в кронах сосен.
ћы дышим стылым но€брЄм,
ƒавно шагнув годами в осень.
ѕредзимним холодом дыша,
∆ив€ в гармонии, мы знаем,
„то не состаритс€ душа,
ќна, как прежде, молода€.
ћы видим радужные сны.
» будет счастье, непременно.
¬едь, счастье - жить! », счастье - мы!
„астицы мира и ¬селенной!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
dkfl43rfnby   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 05:35 (ссылка)
”—ѕ≈’ќ¬...ƒ≈–∆» ¬  ”–—≈ ƒ≈Ћ —¬ќ»’..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 05:40 (ссылка)
Acid_Nebula, —пасибо! пока что надо переставить струны)) ќказалось, на на моей лире они сто€т как дл€ гуслей, а € чувствую, что мне нужен обратный строй...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 05:40 (ссылка)
ёрий- иев, ¬сЄ же пара мес€цев будет нужна дл€ учени€))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 05:40 (ссылка)
dkfl43rfnby, хорошо, спасибо)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёрий- иев   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 05:46 (ссылка)

ќтвет на комментарий Ёльдис

¬от и сыграешь весеннею мелодию.

—овсем немного ждать осталось до весны...
ћихаил  рюков.

«емл€ ещЄ в плену у снежной белизны,
—пит зимним сном пока по-прежнему природа,
Ќо ждать недолго остаЄтс€ до весны -
ѕридЄт к нам очень скоро тЄпла€ погода.

≈щЄ на улице морозно по ночам;
Ѕорьбу зимы с весной нам видеть доведЄтс€,
Ќо сдастс€ холод жарким солнечным лучам -
«име под натиском весны уйти придЄтс€.

¬овсю чирикают задорно воробьи,
«имы холодной завершенье предвкуша€,
» очень скоро потекут везде ручьи,
—мыва€ с улиц снег, сугробы разруша€...

ƒни снегопадов и морозов сочтены -
”же идЄт на смену стуже потепленье;
—овсем немного ждать осталось до весны,
”видим скоро тЄплых дней мы наступленье!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
eole-69   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 08:14 (ссылка)
 расива€ кака€, вы подходите друг другу!
Ќа ютубе совсем короткие видео с галльской лирой, при€тный звук...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 11:20 (ссылка)
eole-69, “ам как раз мой мастер и есть, но в реале звук лучше чем в записи, не знаю почему. —егодн€ утр€сла вопрос постановки струн и свой лад. “ак что передо мной широка€ дорога.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 11:20 (ссылка)
ёрий- иев, ’орошо, договорились)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Acid_Nebula   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 16:38 (ссылка)

ќтвет на комментарий Ёльдис

Ёльдис, ну, € думаю, это не очень трудно. √итаристы ведь замен€ют лопнувшие струны на своей гитаре. »ли здесь всЄ сложнее?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 16:58 (ссылка)

ќтвет на комментарий Acid_Nebula

—ейчас кажетс€, что трудно. ¬ечером будем переставл€ть, а потом € буду по тюнеру настраивать. ” мен€ на мобильнике теперь два тюнера установлены. ≈щЄ недавно € про это ничего не знала))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Acid_Nebula   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 17:10 (ссылка)

ќтвет на комментарий Ёльдис

Ёльдис, вот! — новым зан€тием открываютс€ и новые знани€. ¬от это как раз мне очень близко.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2021 г. 17:23 (ссылка)
Acid_Nebula, » мне. » раз внешние дороги закрыты ковидом, € нашла себе дорогу внутри.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Neona01   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 24 январ€ 2021 г. 17:01 (ссылка)
”спехов в освоении нового увлечени€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльдис   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 24 январ€ 2021 г. 18:35 (ссылка)

ќтвет на комментарий Neona01

—пасибо! —егодн€ € продвинулась и вышла на чистую дорожку)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку