-

Быстрый переход по страницам блога Эльдис:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Эльдис

 -Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2007
Записей: 6186
Комментариев: 104073
Написано: 171171


Ирландский доброволец снова работает.

Пятница, 29 Августа 2008 г. 16:17 + в цитатник
Это цитата сообщения Eire [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ирландский доброволец

Я с радостной вестью!
Снова заработал Ирландский Доброволец!
http://irish.ru
 (300x329, 68Kb)

Рубрики:  кельтика, артуриана

Метки:  

Лотосы.

Пятница, 29 Августа 2008 г. 12:00 + в цитатник
Это цитата сообщения beauty_Nikole [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Лотосы

Photobucket
Lotus
Рубрики:  растения, садоводство

Метки:  

Противоборство французской и итальянской школ фехтования.

Четверг, 28 Августа 2008 г. 22:11 + в цитатник
Это цитата сообщения driver_85 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Противоборство французской и итальянской школ фехтования.

Начиная с середины XVII века, когда французы укоротили свою шпагу, фехтование колющим оружием стало быстро прогрессировать в разнообразии приемов, ловкости и быстроте их применения. С этого момента начинается резкое расхождение французской школы (более прогрессивной) и итальянской (более консервативной). Эти расхождения достигли пика своего развития к концу XIX столетия.

Во Франции со второй половины XVIII века фехтование делает быстрые существенные успехи, явно опережая Италию. В 1736 году француз Жирар ввел 8-ую и последнюю защиту, почти на два столетия позже 7-и первых. В 1755 году во французской «Энциклопедии» в статье «фехтование» впервые говорилось о необходимости введения фехтовальной маски для предупреждения несчастных случаев. Но прошло 10 лет прежде, чем фехтовальные маски были наконец введены.

Старинная открытка ХIХ век, Франция.

В 1766 году в Париже преподавателем фехтования Дане был выпущен обстоятельный труд по владению холодным оружием, значительную часть которого составляют упражнения по обучению приёмов отвода и захвата оружия противника невооружённой рукой. В настоящий момент эти приёмы в фехтовании считаются запрещёнными.
Введение маски дало резкий толчок к дальнейшему техническому и тактическому совершенствованию фехтования.

В это же время во Франции зарождается борьба двух школ: старой классической (Бертрана, Ля Буасьера, Корденуа, Бонди и др.) и школы практического направления, основателем которой был известный боец Франции начала XIX века Ляфожер. Его знаменитый бой в Париже в 1816 году с графом Бонди, лучшим фехтовальщиком Парижа того времени, составил эпоху в истории фехтования. Ляфожер был маленького роста, но необычайно подвижным.

Никому неизвестный в то время провинциальный учитель фехтования Ляфожер приехал в Париж с целью проверить свою теорию на практике в бою с лучшим представителем классической школы – графом Бонди. Его блестящая победа в присутствии огромного количества зрителей и всех фехтовальных авторитетов того времени произвела сенсацию. В 1730 году академик Эрнст Легуве, приверженец старой школы, в статье «Турнир XIX столетия» пишет следующее: «Резкая реакция реализма против романтического академизма в литературе и живописи не могла не отразиться и на фехтовании. Гомар, Шарлеман, Корденуа и другие могли видеть с истинным сожалением возникающую новую школу, которая, заботясь только о нанесении укола, отбросила требования изящества и грации движений, как бесполезные и смешные. Напрасно Бертран, наш несравненный Бертран, доказывал своими уроками и личным примером, что в одно и то же время можно быть и наиболее грациозным и наиболее сильным бойцом; с каждым днем новая школа завоевывала право гражданства. Фехтование отныне остается, без сомнения, упражнением полезным, занимательным, но это больше не искусство, ибо «нет искусства там, где нет красоты».

В этот период борьбы в направлении французского фехтования принцип рационализации, целеустремленности каждого движения и действия является основой техники и тактики фехтования. Первым из наиболее авторитетных новаторов в этом отношении был Жакоб. Он настаивал на введении контр-рипостов и продолжительных боевых фраз, что составляет характерную и наиболее трудную особенность французской школы.

Итальянское фехтование с конца ХVIII и почти весь ХIX век находится под влиянием французов. Внедряя свои методы, французы прежде всего позаботились ввести своих учителей и своё оружие (без поперечника и с гардой в виде восьмёрки). Устройство оружия и способы его держания изменили технику, методику и тактику фехтования на севере Италии (на оккупированных территориях). В Италии образовалось три школы: северо-итальянская под руководством Радаелли, ставшая на основные позиции французской школы, южно-итальянская, возглавляемая семьёю фехтмейстеров Паризе, сохранившая итальянское оружие (с поперечником и мартингалом) и итальянскую технику и средняя школа во главе с Маркианни, занявшая наиболее выгодную позицию, взяв наиболее ценное из обеих школ. В 1879 году в Италии для объединения методов преподавания была организована правительственная комиссия, которая поддержала националистические тенденции и в 1883 году остановила свой выбор на системе профессора неаполитанской академии Мазаниелло Паризе.
http://www.fencingfuture.org/cntnt/rus/fehtovanie/rus_history/n5.html
Рубрики:  фехтование

Метки:  

Мензурное фехтование

Четверг, 28 Августа 2008 г. 18:02 + в цитатник
Это цитата сообщения driver_85 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мензурное фехтование

Своеобразная форма благородной дуэли-мензурное фехтование -было распространено в Германии в XVI веке среди молодёжи, особенно в студенческой среде. (Mensurfechten – фехтование в ограниченном пространстве). На лица дуэлянтов надевали очки с металлической сеткой. Грудь и шею защищали кожаный нагрудник и толстый шарф. В руках были прообразы сабли – "шлегеры" с остро отточенными концами. Противники вставали друг против друга и поочерёдно наносили удары, метясь в единственно незащищённую часть тела – лицо соперника. В момент наступления усталости или ослабления внимания один из участников поединка пробивал защиту своего соперника, на лице которого появлялась резаная рана, а в последствии на этом месте оставался шрам. Как известно, шрамы украшают мужчину. В итоге оба дуэлянта уходили удовлетворёнными: победитель с ощущением триумфа, а побеждённый с признаком мужества на лице.


Как ни удивительно, и по сей день в студенческой среде Германии существует этот вид фехтования, который нельзя отнести ни к дуэльному, ни к спортивному. В современном виде мензурное фехтование (мензур) нельзя назвать спортом, так как в нём нет ни победителей, ни побеждённых; и в то же время это не дуэль, так как здесь не решаются спорные вопросы. Мензур не исключает возможности получения травмы, но не является самоцелью нанесения таковой. В Германии мензурное фехтование не запрещено ни государством, ни церковью. Благословение церкви было получено в 1988 году, а государство сняло свой запрет в 1953 году, который действовал с 1933 года.


В сегодняшнем уставе мензурного фехтования записано: "…целью мензура является воспитание мужества и уверенности в себе, и возврат средневековой традиции не является доказательством его реакционных тенденций, а только данью предкам". Что касается техники владения оружием и правил поединка, то отличительной особенностью искусства мензурного фехтования до середины XIX века являлось то, что оно было подвижным. Дистанция между противниками была такой, что бойцы могли наносить удары только с выпадом. Каждый имел право защищаться не только оружием, но и с целью избежать удара применять уклон (вольт). Бой (дуэль) проводился до первой крови одного из участников. В 1850 году были разработаны новые правила проведения поединков в мензурном фехтовании. Была сокращена дистанция и, вместо подвижного, фехтование превратилось в статичное. Уходы назад и уклоны корпусом были запрещены. Для защиты от удара оставалось только оружие. Но, по-прежнему, бой продолжался до "первой крови", то есть носил характерные особенности разрешения споров.


С тех пор правила немного изменились. Главное отличие заключается в том, что теперь установлена продолжительность поединка. Досрочно бой может закончится только в том случае, если одному из участников поранят лицо. Засчёт современных материалов, дополнительно усилена защита всего верхнего плечевого пояса, включая шею, и только лицо осталось, как и прежде, закрыто лишь очками с металлической сеткой. Сам характер поединка изменился, он потерял свою дуэльную направленность. Мензурное фехтование с этих пор перестало служить средством разрешения споров. Теперь это обряд посвящения в современные "рыцари", проба мужества и стойкости. По новым правилам соперникам во время поединка запрещается закрывать глаза. Боковые судьи пристально за этим следят. И если один из фехтующих в момент защиты от страха закрывает глаза, тест на мужество признаётся несданным, и бой останавливается.

Оружие, которым пользуются фехтовальщики, называется "шлегер" (schlager). В данном случае это "сабля", но если позволить себе вольный перевод, то его можно назвать "ударялкой", так как точно также на немецком языке будет называться и теннисная ракетка. В современном немецком языке слово «сабля» звучит почти так же, как и по-русски "sabel". Шлегер представляет из себя тяжёлое оружие. Он в 3 раза тяжелей современной спортивной сабли.


http://www.fencingfuture.org/cntnt/rus/fehtovanie/rus_history/n3.html

Рубрики:  фехтование

Метки:  

Дуэли во Франции.

Четверг, 28 Августа 2008 г. 18:01 + в цитатник
Это цитата сообщения driver_85 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Немного о дуэлях во Франции.

В конце XV - начале XVI веков преобладает дуэльная форма фехтования – поединки ради защиты чести. Дуэли захлестнули всю Европу, но наибольшего взлёта они достигли во Франции. Известен такой исторический факт: в 1526 году император священной римской империи Карл V назвал французского короля Франциска I бесчестным человеком. Король, решив поставить оскорбителя на место, вызвал его на дуэль. И хотя дело закончилось ничем, сам факт случившегося поднял авторитет дуэльного поединка во Франции на небывалую высоту. Именно в период правления Франциска I в этой стране происходило огромное количество дуэлей. Это подтверждали Парижские отчеты, которые показывали, что в течение нескольких лет каждый второй поединок заканчивался смертью обоих дуэлянтов.


Владислав Петров в своей работе "Русская дуэль" приводит такие цифры: общее число дуэлей во Франции в отдельные годы доходило до 20 тысяч. В конце концов, это надо было остановить, и начались запреты на дуэли. Официально во Франции последняя дуэль имела место 10 июля 1547 года в присутствии короля Генриха II. Но в реальности эта дата считается началом проведения дуэльных поединков подпольно. Высоко ценилась и заслуживала огромного уважения смерть вследствие дуэли. В народе существовал образ храброго героя-дуэлянта, танцующего смертельный танец и умирающего с оружием в руках, с высоко поднятой головой. В известных романах Александра Дюма описано огромное количество дуэлей между мушкетёрами короля и гвардейцами кардинала Ришелье, хотя именно в эпоху Ришелье дуэли были запрещены. Между 1608 и 1723 годом вышло не менее 8 королевских указов, запрещавших дуэли, но всё было безуспешно. В 1837 году была предпринята ещё более суровая мера. Был издан указ, который рассматривал дуэль как попытку убийства и, следовательно, как уголовно наказуемое преступление. Эта мера должна была устрашить дуэлянтов. Тем не менее, традиция была так уважаема, что нередко судьи выносили оправдательные приговоры.

Старинная открытка с изображением дуэли, конец XIX века, Франция
http://www.fencingfuture.org/cntnt/rus/fehtovanie/rus_history/n2.html

Рубрики:  фехтование

Метки:  

Шпага.

Среда, 27 Августа 2008 г. 21:58 + в цитатник
Это цитата сообщения driver_85 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Шпага

Шпага (от итал. Spada) — холодное колюще-рубящее или колющее оружие, состоящее из длинного (до 1 метра и более), прямого одно-двухлезвийного или гранёного клинка и рукояти (эфеса) с дужкой и гардой различной формы. В спортивном фехтовании существуют также рапира и эспадрон. Но нельзя говорить, что они произошли от шпаги.

Шпага произошла от рыцарского меча в XV веке и получила распространение не только в армии, но и у богатых людей и дворян. Шпагу использовали с начала её существования для фехтования. Шпага — оружие главным образом колющее, её клинок в сечении квадратный или ромбовидный. У поздних шпаг лезвие (в отличие от острия) не затачивалось вообще.

Шпага была признанным отличительным знаком дворянина. Лишение дворянского титула сопровождалось переломом шпаги в присутствии свидетелей (обычно на лобном месте, при стечении народа и после оглашения приговора, иногда — над головой приговорённого).


Гарды французских шпаг 1815—1816


Французская шпага сербского королевича Александра 1916 года ПМВ. Серб-крестьянин душит трёх змей: Германию, Австро-Венгрию и Турцию, попирая ногой Болгарию.

Рубрики:  холодное оружие

Метки:  

История возникновения килта

Среда, 27 Августа 2008 г. 11:00 + в цитатник
Это цитата сообщения Loi_Schtamm [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

История возникновения килта.

История Килта

Килт возник в начале 17 века в горной Шотландии. Первоначально килт представлял собой не шитую юбку в складку, а плед, задрапированный вокруг бедер. Пледы эти имели ширину 5 футов (1.5 метров), длину 18 футов (5.5 метров) и изготовлялись из клетчатой шерстяной ткани, которую мы называем «шотландка», но на самом деле она называется «тартан» (tartan).

В Верхней Шотландии, с ее дождливым климатом и гористым рельефом, килт был незаменим. Он давал свободу движений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках. На ночь он превращался в в теплое одеяло. Когда в бою требовалась максимальная свобода движений, килт можно было легко сбросить и нестись в атаку, так сказать, без штанов. Так, знаменитая битва кланов в 1544 году между Фрайзерами, Макдоналдами и Камерунами получила название Blar-na-Leine, что в переводе означает "Битва Рубашек".

Горская одежда стала символом Шотландии вопреки тому, что ее ношение запрещалось, так как она символизировала Шотландскую независимость. Англичане боялись, что католические кланы восстанут, как это было в 1698,1725 и 1745 годах, производство тартана было запрещено, нарушителей ссылали в Америку. Килт и тартан выжили, потому что горцам, вступившим в британскую армию, было разрешено носить свою национальную одежду.

ТАРТАН

Овечью шерсть, из которой изготовлялся тартан, некогда окрашивали растительными красителями из лишайника, коры деревьев, ягодного сока и корней растений. И поскольку на опредеоленной территории произрастали только определенные виды растений, ткачи были ограничены узким набором красок. Так закрепились традиционные цвета тартанов шотландских кланов.

По окраске тартана можно было узнать не только происхождение, но и общественное положение человека. Определялось это по количеству цветов в ткани: один - слуга, два - фермер, три - офицер, пять - военачальник, шесть - поэт, семь - вождь. На сегодняшний день существует около 700 рисунков (сеттов) тартанов, и продолжают изобретаться новые.



КАК НОСИТЬ КИЛТ

Существует два вида килта - "Большой" (Great Kilt, Breacan Feile) и Малый (Little kilt, Feileadh Beg) - между ними огромная разница. Исторический <Большой килт> - это вам не просто юбка в складку, это громоздкое одеяние, вроде римской тоги, в которое закутывались от макушки до колен.

Надевают большой килт следующим примечательным образом. Ткань - многометровый кусок шириной в человеческий рост - раскладывается на земле. От конца куска отмеряется (приблизительно) ваша ширина в бедрах - этот кусок остается незагофрированным. Остальной материал подтягивается и укладывается в складки. Затем под сложенную ткань подкладывается пояс пряжкой вправо. Потом на ткань полагается лечь лицом вверх, обернуть ее вокруг себя (сначала левый, складчатый, конец, потом гладкий правый) и закрепить ремнем. Встать, расправить свисающую верхнюю часть и задрапировать ее вокруг туловища - обычно один конец протягивают через спину, другой через грудь и закреплют пряжкой на плече.


Здесь можно увидеть схему с картинками как надевать Большой килт.

http://celtica.narod.ru/clothing/kilt.html

"Малый килт" - это то, что сегодня обычно называют <килтом>. По преданию малый килт был изобретен в 1725 году англичанином Ролинсоном, работавшим управляющим на сталелитейном заводе. Для удобства рабочих он предложил оставить лишь нижнюю часть килта. Так возник прототип современных шотландских «мужских юбок».

Обычный килт достигает колена и его полы закрепляются спереди специальной декоративной булавкой (kilt pin). С килтом носят длинные, до колен, носки - одноцветные или клетчатые. Традиционные носки не имеют верхней резинки и удерживаются длинными (до метра длиной) подвязками с кистями. Их обматывают вокруг лодыжек, как завязки русских лаптей.

Под носок засовывают <черный кинжал> (dirk или sgian dubh). Спереди на ремень подвешивается кожаный кошель спорран (sporran). Спорран носят строго спереди, чтобы он помогал килту - кхм! - ну, в общем, не оттопытиваться и не задираться от ветра в самом ответственном месте.



Обратите внимание: килт - мужской вид одежды. Женские юбки из тартана шились и носились иначе. В наше время юбки-шотландки для женщин называют «килтами» условно, по аналогии. Поэтому «мужской килт»- это тавтология, а «женский килт» - современная вариация традиционной мужской одежды, приспособленная для женщин.

БУДУЩЕЕ КИЛТА

Интерес к килтам подогревается не только интересом к истории и национальной экзотике. Многие считают, что благодаря демократизации одежды и росту внимания потребителей к комфорту килт ждет большое будущее. Пропогандисты килта производят и активно рекламируют практичные модели килтов из современных тканей, приспособленные для работы и отдыха. Современные килты снабжены большим количеством удобных карманов и ничем не напоминают музейные экспонаты. Покупатели и производители воспринимают их совершенно серьезно. Предоставим слово покупателям - мужчинам, «осмелившимся жить с удобством.»









Рубрики:  этнография

Метки:  

Волки

Среда, 27 Августа 2008 г. 10:53 + в цитатник
Это цитата сообщения vetka333 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ВОЛКИ

 

Увеличить картинку wolf03.jpg

 

Увеличить картинку 0021300023.jpg

Увеличить картинку 0021300013.jpg

Читать далее...
Рубрики:  животные

Метки:  

Катана и тати.

Вторник, 26 Августа 2008 г. 18:23 + в цитатник
Это цитата сообщения Kater1na [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Разновидности холодного оружия


Предупреждаю сразу - статья длинная, но на мой взгляд очень интересная.

Катана (Katana) и тати (Tachi)

Образ именно такого оружия возникает в мыслях человека Запада при разговоре о японских мечах, хотя с хронологической точки зрения, так сказать, по старшинству, правильнее было бы расположить эти виды наоборот, ибо тати древнее, чем катана, а его статус выше. Уже задолго до кровавого периода "воюющих провинций" меч тати был принадлежностью конного воина, одновременно являясь атрибутом парадного костюма. Разглядывая сегодня чудесные гравюры, изображающие знаменитых полководцев и героев древности, нетрудно заметить, что все, за очень малым исключением, изображены с мечами тати у пояса. Неважно, находятся они при этом в седле, в лодке или на грешной земной тверди - почти всегда их чресла оттянуты внушительной изогнутой полосой каленой стали.

Катана же составляла оснастку пеших самураев низкого ранга, а также всего гражданского люда, включая разбойников. Величественные носители тати, в свою очередь, пользовались катаной при повседневной одежде и в быту.
Но не стоит понимать сказанное слишком строго. Это не закон или твердое правило, а своего рода тенденция, изобилующая исключениями, хотя затянутый в доспехи военачальник выглядел бы с катаной за поясом так же странно, как и горожанин, нацепивший тати поверх драного кимоно.
Клинки и того, и другого вида совершенно аналогичны, если не принимать в расчет два обстоятельства - тати почти всегда длиннее и более изогнут. Это прямо связано с основным родом его деятельности как оружия всадника. То же самое мы видим у сугубо "конных" народов - татар, монголов и персов. На скаку удобнее рубить, нежели колоть, а длина клинка должна быть такой, чтобы можно было достать припавшего к земле противника. Форма и габариты персидской сабли в точности соответствовали кругу ее задач, будучи в этом близки соответствующим параметрам японских тати (различия рукояток и расположения точки максимального прогиба можно в расчет не принимать).
Большая часть клинков тати длинные, узкие и хищные. Расцветом их качества, как и качества всего остального японского оружия, считается период Камакура. Накал страстей в то время был достаточно высок, чтобы обеспечивать постоянный спрос на оружие, но не так безбрежен, как в эпоху Муромати, поставившей кузнецов перед необходимостью наладить едва ли не поточное производство мечей.
Способ ношения тати был замечательно прост и удобен - меч подвешивался к поясу слева (точнее, им опоясывались, используя специальный шнур) лезвием (прогибом) вниз, высоко и практически горизонтально:
Такой стиль несравненно удобнее европейской манеры волочить за собою ножны сабель и палашей, рискуя запутаться в них самому или опрокинуть на пол невнимательного собеседника, а то и даму, отчего пошла лихая, но паразитическая привычка контролировать эфес левой рукой. Самурайский подвес не в пример совершеннее, поскольку меч абсолютно не препятствовал бегать, прыгать, вскакивать в седло и даже кувыркаться. Рукоятки тати также несколько отличаются от рукояток катана, что нагляднее всего проявлялось в ранних образцах, но постепенно размылось на подходе к периоду Эдо. Иногда (и довольно часто) их габариты заставляют думать о непропорциональности, хотя прежние владельцы придерживались, скорее всего, иного мнения. Приведенная ниже рукоятка принадлежит, разумеется, огромному полевому "но-тати", с помощью которых могучие пехотинцы доставали всадников прямо с земли, уравновешивая тем самым преимущества конницы.

Носить его у пояса не имело смысла, так как выход руки просто не позволял извлечь клинок из ножен. Поэтому полевые мечи таскали за спиной, а особенно выдающиеся экземпляры клали на плечо.
И последнее - только у тати (никогда у катана) встречается архаичный тип оформления рукояти без оплетки, при котором кожа ската "самэ-кава" (Same Kawa) или любая иная крепилась на клею продольной вереницей гвоздиков. Бляшки мэнуки монтировались непосредственно на поверхность. Позднее этот стиль сохранился исключительно как принадлежность редких, драгоценных, подарочных изделий наподобие такого:

Как оружие славных сражений в чистом поле, тати полностью утратил свое назначение в мирные годы Токугавского сгуната. На его долю осталась лишь вторая часть жизненного призвания - парадная и церемониальная. Именно в эпоху Эдо виртуозное мастерство оружейников воплотилось в изумительных по тонкости проработки образцах, среди которых черпают вдохновение современные рыцари сувенирной индустрии. Но сомнительная слава создателей фальшивого оружия принадлежит не им - предприимчивые японские маэстро оснащали свои шедевры бутафорскими клинками задолго до наших дней. Выродившиеся придворные аристократы из высших слоев знати использовали в качестве детали костюмов так называемые "кадзари-тати" - "разукрашенные" мечи, в которых внешнее великолепие лака, золота и гравировок скрывало никчемный клинок простого железа.
Катана счастливо избежала печальной участи придворного реквизита. Несмотря на то, что знать, естественно, использовала данный тип меча, он все же оставался реальным боевым предметом, и как раз в период Эдо сместившиеся акценты общественного бытия открыли для него необычайно широкий простор деятельности. Когда громоподобные столкновения закованных в латы армий уступили место благородным (или неблагородным) схваткам на городских улицах и пустырях, участники которых не имели на себе ничего, кроме собственной кожи и кимоно, ловкость и скорость фехтовальной техники стали цениться выше ломовой силы суровых солдат времен Асикага.

Способ же ношения катана как нельзя лучше подходил к любому платью - меч затыкали за пояс лезвием вверх, где он и пребывал в слегка наклонном положении до того мгновения, пока тренированная рука в долю секунды не выдергивала его на свободу. Здесь же, по соседству, размещался его младший брат "вакизаси".
В подобной ориентации носились кавказские и донские шашки, причем снова приходится подчеркнуть - японский способ рациональнее. Шашка висела слишком вертикально, мешая ходьбе и прочим маневрам. На бегу тяжелую железку приходилось держать левой рукой, иначе она немилосердно колотила по ногам. Напротив - меч, расположенный у центра тела, да еще плотно зафиксированный как поясом, так и собственным шнуром "сагэо" (Sageo), нисколько не мешал выполнять даже акробатические номера, позволяя к тому же демонстрировать технику "иай" и обнажать клинок с последующим ударом непосредственно на выходе, скажем, из кувырка.
Катана почти всегда короче тати и обладают меньшим прогибом. Длинный клинок неудобен для пешего, так как он непременно зацепит землю, если опустить руку вниз, а такая потеря времени означала смерть. Прогиб также не случаен - чем прямее оружие, тем удобнее им колоть. В итоге печальный опыт автоматически сформировал тот тип, что знаком нам сегодня:


Длина рукоятки составляет от 25 до 30 см, а длина рабочей зоны (между цубой и острием) - не более 75 см. Безусловно, рост и длина рук конкретного владельца могут изменять эти цифры в большую или меньшую сторону.
Убранство катана отличается от слегка варварской роскоши тати. Его декор может быть передан словами "скромность", "элегантность", в крайнем случае - "сдержанный шик", но не более. Именно в монтировке катана наиболее отчетливо проявились традиционные черты японского понимания красоты, сформулированные четырьмя формулами "измерения прекрасного" - ваби, саби, сибуй и югэн. Три первых уходят корнями в древнюю религию синто, "югэн" же - буддийская категория.
"Ваби" - это отсутствие чего-либо нарочитого, вычурного, броского, то есть в представлении японцев вульгарного. Это мудрая сдержанность, красота простоты.
"Саби" - дословно "ржавчина". Этим понятием передается прелесть потертости, некоего налета времени, патины, следов прикосновения многих рук. Считается, что время способствует выявлению сути вещей. Поэтому японцы видят особое очарование в свидетельствах возраста. Их привлекает темный цвет старого дерева, замшелый камень в саду и т. д. Категория "саби" выражает связь искусства с природой.
Но "ваби" и "саби" - слова старинные, и постепенно их стали употреблять совместно, слитно, как одно понятие. Так родилось популярное слово "сибуй". Если спросить японца, что это означает, он ответит: "Сибуй - то, что человек с хорошим вкусом называет красивым". Таким образом, "сибуй" - это окончательный приговор в оценке предмета. На протяжении столетий у японцев развилась почти мистическая, интуитивная способность распознавать качества, определяемые категорией "сибуй". Это красота естественности плюс красота простоты. Это красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан. Меч или нож красив не потому, что изукрашен драконами. В первую очередь в нем должна чувствоваться острота лезвия и прочность закалки. Вот почему все японские клинки внушают бессознательный страх, смешанный с восхищением. Мы явственно ощущаем их смертоносную целесообразность, чего, увы, лишено подавляющее большинство западного оружия. Чем-то подобным веет от хищного силуэта современного истребителя.
"Югэн" - очень загадочное и трудноуловимое понятие. Постичь его - значит постичь самое сердце Японии. Тайна состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное и любоваться невидимым. Это мастерство намека, прелесть недоговоренности. У японских живописцев есть крылатая фраза: "Пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нем кисть". Югэн - это та красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность.
Именно таким качеством обладает "хада" - узор японского Дамаска на боковых гранях клинка. Японцы не прибегают к вульгарному травлению стали едкими растворами для проявления рисунка. Вместо этого в ход идет фантастически скрупулезная и длительная традиционная полировка, дающая в итоге невероятный по эстетике феномен, когда металл приобретает словно бы прозрачность и глубину, как зеркальная гладь горного озера. Упомянутые узоры могут быть обнаружены в этой глубине только при использовании особой техники созерцания. То же относится и к отдельным, наиболее выигрышным аспектам закалочных структур "ниэ" и "ниои", образующих знакомую многим волну хамон вдоль режущей кромки меча.
Вольно или невольно поддаваясь тихому голосу югэн, формировался также строгий ритуал разглядывания меча, согласно которому клинок никогда не извлекается из ножен полностью, а ласкает взор только небольшим участком примерно в 1/3 общей длины. И лишь по особому разрешению владельца, пересыпая свои действия бесконечными извинениями, можно было обнажить клинок целиком, чтобы насладиться, к примеру, его киссаки (острием).
Что касается геометрических размеров больших мечей, то они таковы: общая длина полосы катана составляет в среднем 90 см (72 - клинок и 18 - хвостовик), а для тати эти значения будут соответственно 100-110 см (80 и 20). Ширина клинка колеблется в зависимости от школы и моды в пределах 27-35 мм. Прогиб катана обычно равен или чуть больше ширины полосы, тати - вдвое, а то и втрое выше. Длина цука (рукоятки) - три охвата руки. Для узкой ладони это будет примерно 25-27 см, для широкой - от 30 и более. Так, самураи восточных провинций предпочитали длинные рукояти, прозванные в народе "ароматными", поскольку фактически упирались в нос своему владельцу.


Вакизаси (Wakizashi) и танто (Tanto)

Область применения данных предметов двояка - каждый из них мог служить дополнением к основному вооружению, но мог являться и самостоятельной боевой единицей. Комплект складывался в зависимости от принадлежности клинка к той или иной категории. В то время как вакизаси почти всегда носили с катаной, опоясывание тати чаще сопровождалось вкладыванием за пояс большого танто (или его прародителя - косигатаны). Но где походит граница между ножами и мечами? Если говорить о размерах, то не будет ошибкой признать мечами клинки, рабочая кромка которых (от рукоятки до острия) более 40 см, независимо от стиля и формы. При этом значения 30-40 см являются переходными, так как максимальные габариты танто (20-40 см) порой оказываются выше минимума для вакизаси (30-60 см).
Но традиционно малый меч не отличается от большого абсолютно ничем, кроме габаритов, тогда как модификаций ножа мы встречаем великое множество. Вакизаси справедливо именуется "мечом", потому что его базовый образец в точности повторяет слегка урезанную катану. Диаметр цубы, разумеется, также немного меньше, но ширина и сечение клинка - никогда:

В полном соответствии со своим названием ("вакизаси" - "воткнутый сбоку") сей предмет располагается слева за поясом, но ближе к телу, чем катана. В зависимости от веяний моды или пристрастий владельца, его либо сдвигали почти на живот, либо ориентировали практически параллельно основному мечу. Разумеется, японцы бы не были японцами, не разработай они массу изящных и замысловатых способов его фиксации с помощью шнура сагэо, продетого в специальную скобу куригата (Kurigata) на лицевой стороне ножен (подробнее об этом в главе "Этикет меча"). Такие путы не позволяли катана и вакизаси свалиться наземь или потеряться еще каким-либо образом, предоставляя в то же время определенную свободу относительно торса. Нечто похожее мы видим у многих азиатских народов, включая горцев Кавказа, для которых выход из дома без кинжала равноценен выходу вовсе без одежды. И еще: катану или громадный тати можно было нести просто в руках, но малый меч и нож оттягивали пояс всегда, порою даже во сне.
Длина рукоятки вакизаси составляет обычно полтора-два хвата ладони (около 20 см), и никаких стилевых вариаций не отмечается. Как правило, она оплетена тесьмой (абсолютное большинство экземпляров), но отдельные драгоценные мечи, составляющие к тому же пару аналогичным тати, могли иметь гладкую рукоятку, обтянутую кожей ската, либо сплошь укрытую великолепно гравированным металлом.
Характерен следующий момент - очень часто катана и вакизаси изготавливались одним мастером в комплекте, а при монтаже оформлялись в едином стиле. Именовалась такая пара сочетанием "дай-сё" (Dai Sho), что означает "большой-малый" или "длинный-короткий". Если предметы разнородные, то это уже не "дай-сё". Единообразие предполагало, в первую очередь, унификацию внешнего вида. Поэтому ножны, цубы и прочие детали (касира, фучи и т. д.) отличались друг от друга только размером, но не техникой исполнения или дизайном.
Окончательно традиция оформилась, конечно же, в период Эдо, поскольку ранее лихим головорезам "эпохи войн" было не до изысков. Кроме того, позволить себе хорошую пару могли люди состоятельные, так как её приходилось заказывать специально. Абсолютное большинство дошедших до нас комплектов представляют собой замечательные образцы кузнечного и декоративно-прикладного искусства.
Малый меч всегда сопровождал своего хозяина, где бы тот ни находился. Тогда как "тяжелое вооружение" строгие правила этикета предписывали оставлять у входа в чужой дом в особом месте (за исключением откровенно враждебного визита), вакизаси допускался даже при дворце сгуна в качестве некоего последнего рубежа обороны. Иногда его так и называли: "хранитель чести". Изображения многих влиятельных особ, облаченных в пышные парадные одежды, никогда не обходятся без коротенькой рукоятки у пояса.
Говоря о вакизаси, необходимо подчеркнуть следующий момент: его ношение разрешалось практически всегда и повсеместно (кроме Окинавы) даже представителям низших сословий - торговцам, мастеровым и так далее. Если не принимать в расчет короткие периоды наиболее яростного преследования нарушителей закона, присутствие за поясом простолюдина малого меча было делом обыкновенным (не то, что в Европе). Иной разговор - катана или тати. Все разновидности длинных мечей считались атрибутами воина, самурая, вне зависимости от того, служит он определенному господину или является вольным ронином. Первая реальная попытка разоружить гражданское население (так называемая "катана-гари" - "охота за мечами") была предпринята только в конце XVI века дальновидным Тоётоми Хидэёси, справедливо усмотревшим в поголовной вооруженности потенциальную опасность для едва-едва объединенной Японии. До этого любой и каждый был волен таскать на себе что угодно. Позднее, в эпоху Эдо, Токугавский сёгунат довел начатое до логичного конца, превратив страну в совершенно тоталитарную империю с неукоснительными правилами бытия. Только самураям дозволялось иметь два меча - большой и малый, что наделяло их особыми правами, но и загоняло в строгие рамки. Горожанам и всяким разным шпакам ношение чего-либо крупнее танто или вакизаси обходилось слишком дорого, а потому лишь отпетые разбойники дерзали тайно или открыто нарушать закон.
Но при всей своей малости хороший вакизаси в опытных руках оставался смертоносным орудием. Разумеется, ведущие школы кэн-дзюцу имели в арсенале утонченные и эффективные техники владения этим предметом, приспособленные к баталиям непосредственно в тесноте домашних покоев, притом на коленях или почти лежа. Большинство из них может быть отнесено к категории "иай", то есть к умению мгновенно наносить удар или ставить защиту прямо от ножен:



Кроме того, в стародавние времена массовых сражений короткий меч обеспечивал выполнение большого числа полезных дел, начиная с отсечения трофейной головы у поверженного врага и заканчивая вспарыванием собственного живота, если под рукой не оказалось специального ножа, предназначенного исключительно для сэппуку:


Уходя из жизни посредством меча, доблестный муж всегда рисковал всадить его глубже, чем следует, повредить позвоночник и нарушить красивый старинный обычай неэстетичным падением. Короткий нож исключал подобный финал, позволяя с блеском завершить процедуру и порадовать зрителей четкостью ритуала.
Теперь, если речь зашла о ножах, следует привести их традиционную классификацию, так как все разновидности имеют определенное название.
В обычной жизни японский нож вообще принято величать словом "танто", и это правильно. Для большей же ясности на протяжении веков сложилась стройная система градации, но ни размер, ни форма клинка не играют в ней никакой роли. Единственным и главным признаком, в согласии с которым нож относят к той или иной группе, является стиль монтажа. Итак, благородное семейство выглядит следующим образом:
Танто (Tanto) - достаточно крупные боевые ножи с диной клинка от 25 до 40 см (в среднем 30), имеющие притом соразмерную цубу и оплетенную (как правило) рукоять со всеми положенными деталями (касира, мэнуки, фучи). В ножнах устроены пазы для размещения когай и когатаны. Это солидное оружие, дающее неплохие шансы даже в схватке с тяжеловооруженным противником:


Хамидаси (Hamidashi) - боевой нож, во всем аналогичный танто, за исключением цубы, которой у него просто нет. Клинок отделяется от ножен и рукоятки небольшим приподнятым пояском, образующим с окантовкой устья ножен словно бы две половины одного целого.
Айкути (Aikuchi) - один из наиболее распространенных типов ножа, представленный как различными размерами (длина клинка от 10 до 30 см), так и всевозможнейшими стилями рукоятки и ножен. Отличительной особенностью является почти никак не обозначенный переход к клинку. Самое большее, что встречается здесь, - тонкий ободок, выполненный из металла или непосредственно из "тела" самой рукоятки:

Если для танто и хамидаси оплетка служит одним из классификационных признаков, то рукоятки айкути подвергались этой операции редко. Их классика - гладкая (дерево, кость, лак) или роскошная резная рукоять. Очень распространенный стиль - обтяжка кожей ската (самэ-кава). При этом по бокам монтировались небольшие мэнуки, а торец укреплялся головкой цука-гасира:

В остальных случаях материал и оформление ножен как бы продолжают рукоятку, так что нож выглядит единым стилевым блоком. Линия стыка порой вообще незаметна или обозначена настолько слабо, что возникает сомнение - с какой стороны браться. Особенно это присуще изделиям из полированной древесины и кости, в которых нет металлических деталей, кроме клинка. Начиная со второй половины периода Эдо, мастерство ювелиров и резчиков находит свое воплощение в невероятно роскошных айкути, декор которых объединял различные редкие материалы и филигранные способы их обработки:


Все типы ножей носились за поясом, как и мечи. Большие - сбоку, наподобие вакизаси, средние - почти на животе. Маленькие айкути, будучи потайным оружием, могли размещаться где угодно: в рукавах, за пазухой и так далее.
Последняя, самая мелкая разновидность - так называемый "когатана", миниатюрный подсобный ножичек, прятался в специальном кармашке ножен всегда с их внутренней (Ura) стороны, то есть ближе к телу:

Его назначение было вполне мирным: служить по хозяйству в условиях автономного походного бытия. Говоря сегодняшним языком, "колбаски порезать". Маленький помощник обладал оригинальной особенностью - клинок был сменным, плотно вдвигаясь в плоскую металлическую рукоятку. Из-за постоянного пользования и неизбежных заточек тонкая сталь скоро изнашивалась и уходила на покой, уступая место новому клинку. Показанный выше экземпляр как раз и обнаруживает легкую потертость.
Попытка обобщить все сказанное о ножах и малых мечах даст следующий результат:

- катана отличается от тати только способом ношения (лезвием вверх или вниз) и соответствующей фурнитурой ножен,
- вакизаси отличается от танто не только длиной клинка, но и формой являясь укороченной копией большого меча,
- ножи представлены множеством стилей, однако их классификация зависит лишь от способа монтажа,
- ножны айкути редко снабжались пазами для когатаны и когай, тогда как для танто и хамидаси это является нормой,

окончательно и достоверно идентифицировать предмет возможно только при учете совокупности признаков, так как многие образцы включают не характерные для их "клана" детали, возраст предмета играет заметную роль, поскольку в различные периоды истории преобладали те или иные тенденции в размерах, монтировке и т. д.

Яри (Yari) и нагината (Naginata)

Начнем со второго, поскольку нагината и по конструкции, и по технике применения представляет собой большой, тяжелый меч с длиннейшей рукояткой. Собственно, дословный перевод слова "нагината" так и звучит - "длинный меч". Это следует подчеркнуть особо, чтобы стала заметна ошибочность распространенного именования е "алебардой" или "рогатиной". Алебарда - гибрид копья с топором, а русская рогатина есть просто кривой нож на круглом древке. У нагинаты же не древко, а именно рукоять классического овального сечения, которая часто и оплеталась в точности, как у мечей, и завершалась металлической оковкой исидзуки для общей прочности и возможности торцевых ударов. Нагинатой редко наносили чистый укол. Е геометрия предполагала широкие рубящие и короткие подрезающие движения тычками в слабо защищенные места: запястья, коленные сгибы, локти, шею и т. д. Именно с такой целью клинок почти всегда имел значительный прогиб с максимумом, сдвинутым к острию ("саки-зори"). Там же располагалась и наиболее широкая его часть:

Если углубиться в историю, то корни этого, столь характерного для Японии, оружия отыщутся в Китае, где за много веков до всяких там Хэйан и Муромати существовало бесчисленное количество всевозможных типов алебарды, влияние которых очень заметно в ранних японских образцах:

Как и ближайший родственник - меч, нагината знавала периоды увлечения гигантскими размерами, но реально всякий хороший профессионал подбирал оружие соответственно своим физическим данным.
Техника владения чудесным предметом завораживает строгой красотой и пространственным совершенством, гармонично соединяя формы, присущие мечу, копью и шесту:


Изначальная мощь нагинаты такова, что она очень быстро приобрела популярность среди женской половины военного сословия. Ловкая мадам, прошедшая положенный всем членам семейства буси курс обучения, способна была в одиночку отстоять родной очаг от нескольких головорезов, а в наши относительно безопасные дни тысячи юных дев в Японии посвящают часы досуга освоению нагината-дзюцу:

Различия между устоявшимися формами имеют непринципиальный характер и сводятся к присутствию либо отсутствию маленькой цубы, да еще к пропорциям самого клинка. Он может быть шире, тоньше, длиннее или короче, но на технике боя это сказывается слабо. Вместо упомянутой цубы (или вместе с ней) некоторые образцы имели стальные перекрестия и "усы" для более успешной блокировки, а главное - для зацепления одежды и конечностей противника. Чем это грозило последнему, предсказать нетрудно. Вот некоторые примеры:

Обращает на себя внимание нижний экземпляр. Это фактически обыкновенный меч, только с рукояткой, равной длине клинка, что при некотором снижении скорости позволяло прикладывать гораздо большие усилия. Оплетка тянется по всей поверхности, исключая соскальзывание ладоней. В итоге перед нами чрезвычайно эффективное полевое оружие для битвы на открытом пространстве.
Как и положено мечам, клинки нагинаты снабжались тщательно подогнанными ножнами для защиты металла от воды и пыли, а самого владельца и окружающих - от соприкосновения с гигантской бритвой. Материал ножен традиционен: дерево, лак и бронзовые кольца.
Если взять такое свойство оружия, как универсальность, мы должны признать, что наги-ната, несмотря на е ужасающую силу, чем-то уступает копью. Во всяком случае - классическому японскому копью. Это важный нюанс, так как во всем мире копья являются сугубо колющими предметами, но только не в Японии. Самый распространенный наконечник простого яри (Yari) представляет собой уменьшенную копию достославного цуруги, то есть обоюдоострого меча.
Нагината - рубящая снасть, но копье в полной мере наделено почти теми же свойствами, так как оба лезвия затачивались до бритвенной остроты и бережно укрывались ножнами, что подтверждает уникальность японского подхода, так как специальных ножен для наконечников копий не известно более нигде. Зачем укрывать сталь, если она не может ранить при случайном касании?


Как уже говорилось, и возраст, и статус копья гораздо выше, чем соответствующие показатели мечей. С давних времен копья, наряду с луками и дубинами, служили человечеству, счастливо не ведавшему иного оружия. На заре японской истории (периоды Нара и Хэйан) лук прочно занимал первую строчку в табели о рангах, за ним следовало копье, мечу же предстояло несколько веков терпеливо ждать своего часа, оставаясь на третьем месте. Техники боя копьем, отчасти заимствованные в Поднебесной, отчасти разработанные в ходе перманентных войн, смертоносны и гипнотически красивы, а звание "копьеносец" на протяжении столетий было весьма почетным и предостерегающим. Достаточно редко можно встретить изображение самурая в полном боевом снаряжении, но без копья.

Рубящие свойства копейного клинка нашли воплощение в большом количестве круговых секущих движений, свойственных абсолютно всем школам яри-дзюцу (со-дзюцу).
Существовал определенный стандарт, регламентирующий длину копья, поскольку разно-сортица мешала согласованности маневров с участием больших скоплений пехоты. В среднем размер составлял 2 метра, но разброс (особенно в большую сторону) достигал заметных величин. Если минимум равнялся росту владельца, то выдающиеся превосходили его чуть не втрое. Известно множество занимательных легенд о мастерах копья. Так, дайм Фукусима Масанори владел чудесным орудием длиной более 2,3 м, с 80-сантиметровым клинком. Однажды он вступил в геройский поединок с Мори Такэ, чтобы выяснить важный вопрос: кто больше выпьет сакэ? Ставкой было копь, и крепкий телом Мори перепил хозяина. Протрезвев, Масанори попросил вернуть раритет, но Такэ резонно отказал. Сохранилась старинная песня, повествующая об этом подвиге. Она называется "Курода-буси".
Безусловно, стандартизация касалась вооружения рядовых асигару, а всевозможные кудесники копья непременно обзаводились чем-то особенным. В первую очередь это сказывалось на длине наконечника, достигавшего, как в приведенном выше эпизоде, едва не метровой величины. Однако размерами дело не ограничивалось, и обширное семейство насчитывает немало интересных форм. Самые распространенные из них имеют один или два отростка, образующих с главным клинком своего рода крест:

Все стороны такой фигуры затачивались самым серьезным образом, и в умелых руках подобное копье сеяло ужас и смерть.
Техника боя не ограничивалась уколами или рубкой. Задний срез древка недаром оковывали прочным металлическим стаканом с тяжелой шишкой или даже шипом, так как без них копье теряло существенную долю потенциала. Умелый воин непредсказуемо разнообразно пускал в ход все части оружия, нанося внезапный тычок нападавшему с тыла и ломая шею нападавшего сбоку:


Древки копий и рукоятки нагинат делались в расчете на суровые изгибающие нагрузки, в том числе - на прямые подставки под удары меча. Поэтому для них подбиралась исключительно прочная древесина (например, красный японский дуб), вязкая и твердая одновременно. Сама конструкция выполнялась чаще всего клееной из нескольких продольных полос, а монтаж предполагал насадку стягивающих колец и торцевых стаканов. Покрытие стойким лаком радикально изолировало древесину от дождя и тумана. В итоге получалась стройная, крепкая система, не боявшаяся ни воды, ни вражеских клинков.

Синоби-гатана

Нельзя прервать беседу о японском оружии, не коснувшись весьма специфической и даже щекотливой темы - оружия ниндзя.
Благодаря Голливуду, все знают, как выглядит этот предмет - не очень длинный прямой клинок, квадратная цуба и черная рукоять с набором ядов и иголок внутри. Разумеется, цубу метали, как сякэн, а через трубчатые ножны дышали под водой и плевались отравленными шипами. Ночные демоны победоносно сражались с неуклюжими самураями, сокрушая их примитивную технику необоримыми приемами с использованием "обратного" хвата, ставшего визитной карточкой голливудских лазутчиков. Но.. ни в музее ниндзюцу в Ига Уэно, ни в усадьбе ниндзя-ясики в городе Конан нет прямых клинков. Прямые мечи ниндзя не описаны ни в работах историков, ни в энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Иными словами, такие мечи - выдумка кинематографистов.
Если дать себе труд задуматься и реально взглянуть на вещи, тотчас становится понятна абсурдность самой идеи некоего особого меча, потому что первый и последний закон "невидимок" - невидимость.То есть шпион и убийца ничем не должен отличаться от человека толпы. Либо он самурай, либо торговец, либо еще кто-то, но никакие броские, экстравагантные детали облика просто недопустимы. Набор специальных орудий ремесла представлен образцами потайными, малогабаритными и универсальными. Но меч невозможно скрыть от острых глаз, обладателем которых сплошь и рядом мог оказаться тертый контрразведчик, "охотник за шпионами", поэтому чисто внешне он был копией рядовой катаны:


Если говорить о клинке меча ниндзи, тот, как правило, был немного короче и толще обычного. Длинным мечом неудобно работать в тесноте замковых коридоров, с ним трудно и шумно продираться через дымоходы и заросли, и так далее. Более же толстая полоса обладала повышенным весом и соответственно большей мощью, а её прочность позволяла при необходимости орудовать мечом как рычагом. Изящество в данном случае неуместно. Далее - существуют разногласия относительно качества этих мечей. Одни утверждают, что ниндзя в силу своей нищеты довольствовались грубыми самоделками из плохого железа, другие же воспевают недосягаемые прочностные и рубящие свойства магической стали. Как ни странно, ближе к истине как раз последние, ибо взгляд на средневековых шпионов как на оборванцев и отщепенцев в корне ошибочен. Нельзя противопоставлять ниндзя и самураев, поскольку девять шпионов из десяти являлись буси по рождению. Самурай - сословная принадлежность, лазутчик - профессия или хобби. Денег на оплату труда известных кузнецов, как и собственных мастеров, у ниндзя хватало. Если для срочной операции требовался некий специальный клинок, он мог быть сделан на скорую руку, просто и крепко, без всяких металлургических изысков. И так же просто его бросали при малейшей необходимости, если железяка мешала бежать, плыть или ползти, спасаясь от погони.


Итак, внешне "синоби-гатана" ниньзи в точности походила на оружие простого воина, но её анатомия обеспечивала много задач.
Поскольку ножны были длиннее клинка, их нижняя полость вмещала разные занятные штуки - шипы, яды, украденные документы и т. д. Рукоятка также могла служить контейнером. Шнуром сагэо связывали "языка", крепили "качели" для подвески на дереве, вытягивали грузы или устраивали с его помощью ловушки. Через ножны действительно дышали под водой и плевались иголками, но цубу ни в кого не метали. Она вообще не была съемной, хотя квадратная форма, толщина до 5 мм и относительно большой размер - истинная правда. Дело в том, что цубу часто использовали в качестве ступеньки, прислонив меч к высокой стене.
И, наконец, о мече за спиной. Как известно, так носили огромные полевые "но-то" ("но-тати"). Именно "носили", не дерзая при этом кувыркаться или шнырять по кустам. Если вы приторочите на спину палку с острой квадратной поперечиной, то любая попытка проскользнуть в узкое место или совершить акробатический номер закончится плачевно. Висящий сзади меч довольно трудно выхватывать (раскрываясь притом, как упавший на спину жук), а вкладывать обратно еще хуже. Если рукоятка торчит над правым плечом, длины руки может не хватить. Таким образом, будет гораздо правильнее считать, что ниндзя забрасывали свои мечи за спину, только когда им предстояло ползти по земле или карабкаться на стену, но располагали их рукояткой влево.
На этом в разговоре о типах японских мечей можно поставить точку. Каждый из них прошел суровую проверку временем, его форма и отдельные нюансы отточены до миллиметра и градуса, а нам остается лишь восхищаться гением многих поколений мастеров, ухитрившихся не растерять драгоценного опыта за долгие века войн, смут и наиболее гибельной для оружия трясины мирной жизни.

Рубрики:  холодное оружие

Метки:  

О чём говорит кровь.

Понедельник, 25 Августа 2008 г. 22:42 + в цитатник
Это цитата сообщения BowHunter [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ВО ! ))) ... А давайте я вас испугаю )))))))))) ... И быстро бегите проверять )))

О чем говорят анализы

 

Малярская М.М.

 

Результаты анализов крови

 

Это попытка расшифровать результаты некоторых анализов крови, которые делаются в современных лабораториях.

 

Общепринятых норм не существует – в каждой лаборатории они свои. Узнавайте нормы в той лаборатории, где вы сдавали анализы.

 

Причины изменений результатов анализов конечно указаны не все – только самые частые. Интерпретировать анализы по этому «самоучителю» нельзя – это может делать только лечащий врач. Важны не только результаты отдельного анализа, но и соотношение разных результатов между собой. Поэтому нельзя ставить себе диагноз и заниматься самолечением – описание дается только для ориентировки – чтобы вы не ставили себе лишних диагнозов, интерпретируя анализ избыточно плохо, когда видите, что он выходит за пределы нормы.

 

Группа крови и резус фактор

 

Общий анализ крови, коагуллограмма

 

Гормоны и онкомаркеры

 

Инфекции, Иммунология, Гепатиты

 

БИОХИМИЯ

 

Глюкоза

 

Универсальный источник энергии для клеток - главное вещество, из которого любая клетка человеческого организма получает энергию для жизни. Потребность организма в энергии, а значит - в глюкозе - увеличивается параллельно физической и психологической нагрузке под действием гормона стресса - адреналина, во время роста, развития, выздоровления (гормоны роста, щитовидной железы, надпочечников). Для усвоения глюкозы клетками необходимо нормальное содержание инсулина - гормона поджелудочной железы. При его недостатке (сахарный диабет) глюкоза не может пройти в клетки, ее уровень в крови повышен, а клетки голодают.

 

Повышение (гипергликемия):

 

- сахарный диабет (недостаточность инсулина)

 

- физическая или эмоциональная нагрузка (выброс адреналина)

 

- тиреотоксикоз (повышение функции щитовидной железы)

 

- феохромоцитома (опухоль надпочечников, выделяющая адреналин)

 

- акромегалия, гигантизм (повышение уровня гормона роста)

 

- синдром Кушинга (повышение уровня гормона надпочечников - кортизола)

 

- заболевания поджелудочной железы (панкреатит, опухоль, муковисцидоз)

 

- хронические заболевания печени, почек

 

Снижение (гипогликемия):

 

- голодание

 

- передозировка инсулина

 

- заболевания поджелудочной железы (опухоль из клеток, синтезирующих инсулин)

 

- опухоли (избыточное потребление глюкозы как энергетического материала опухолевыми клетками)

 

- недостаточность функции эндокринных желез (надпочечников, щитовидной, гипофиза (гормон роста))

 

- тяжелые отравления с поражением печени (алкоголем, мышьяком, соединениями хлора, фосфора, салицилатами, антигистаминами)

 

- состояние после гастрэктомии, заболевания желудка и кишечника (нарушение всасывания)

 

- врожденная недостаточность у детей (галактоземия, синдром Гирке)

 

- у детей, рожденных от матерей с сахарным диабетом

 

- недоношенность

 

 

 

Читать далее...
Рубрики:  интересное, разное

Метки:  

Некрономиком

Понедельник, 25 Августа 2008 г. 12:31 + в цитатник
Это цитата сообщения Sysla [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Некрономиком

Что такое Некрономикон?«Некрономикон» – многие слышали об этой книге, но мало кто знает, что она из себя представляет. Само название уже наводит на мысли о смерти и потустороннем мире. Так что же это за творение, которое будоражило умы многих великих людей древности?

Первые упоминания о «Некрономиконе» относятся к XIII веку н.э. Первоначально книга была известна под названием «Аль Азиф» (в свободном переводе «Вой демонов ночи»). Её создателем считается поэт Абдул Альхазред, живший в одной из провинций Йемена – Саане (современники считали его сумасшедшим и одержимым). Этот человек во время своих путешествий в поиске высшей истины прошел через весь Ближний Восток и по прошествии многих лет изучил множество таинственных мест, по преданиям, населенных ужасными демонами и прочей нечистью. Состарившись, безумный поэт переселился в Дамаск, где примерно в 730-м году написал труд всей своей жизни – «Аль Азиф». Ученые позднего средневековья склоняются к тому, что книга была изготовлена из кожи девственниц и написана кровью – но, скорее всего, это выдумки церковной «верхушки». Альхазред говорил, что видел в пустынях город, который был построен предшествующей человеку расой, а также обнаружил великий город Колонн – «Ирем зат аль Имад».







Что такое Некрономикон?


Арабские легенды гласят – Ирем был выстроен могущественным джином в потустороннем измерении, где-то в районе пустыни Руб-Эль-Хали. Этот город считается дверью в Великую Пустоту (упоминания о которой присутствуют у жрецов Кабалы, древних египтян и шумер). Арабские маги верили, что в таинственный город можно попасть через очень глубокую медитацию, и там познать Пустоту, а значит, получить власть над миром людей и джинов (которые, по верованиям древних арабов, населяли мир до людей, а затем были заточены в другом измерении и усыплены).
Читать далее...
Рубрики:  книги

Метки:  

Памяти Александра Грина

Суббота, 23 Августа 2008 г. 20:51 + в цитатник
Это цитата сообщения alexis7 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Памяти Александра Грина: Алые паруса надежды

Сегодня День Рождения - Александра Грина.

 (400x503, 55Kb)
Александр Степанович Грин (23 августа 1880 г. - 08 июля 1932 г. [Старый Крым])


Давний мой иллюстрированный пост, но немного дополненный и отредактированный:

Рубрики:  персонажи

Метки:  

Моя любовь, моя слабость.

Суббота, 23 Августа 2008 г. 10:46 + в цитатник
Это цитата сообщения beauty_Nikole [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Lou Dahua

Lou Dahua,китайский художник,родился в 1948 году,изучал искусство в Пекинском и Шанхайском университетах.Он занимается тщательной прорисовкой птиц и цветов в течение нескольких десятилетий.
Его картины редкое сочетание традиционной китайской и западной живописи, выставлены в Китае,Японии,Тайване и других стран Азии, Европы и Северной Америки.Каждая картина Lou Dahua удивляет схожестью с природной окраской оригиналов.

Сайт


Далее
Рубрики:  живопись

Метки:  

Гербы

Суббота, 23 Августа 2008 г. 10:33 + в цитатник
Это цитата сообщения maxgrail [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Экскурс в геральдику

ГЕРБЫ ГЛАВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ МИРА НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ
http://www.excurs.ru/historical/Historical_arms.htm

Рубрики:  история

Метки:  

Моё-моё)

Пятница, 22 Августа 2008 г. 22:49 + в цитатник
Это цитата сообщения Дневник_Дани [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Для Эльдис...

Мне кажется почему-то, это должно тебе понравиться))
 (516x699, 89Kb)


Метки:  

Жизнеописание Гильема Фигейра

Пятница, 22 Августа 2008 г. 22:43 + в цитатник
Это цитата сообщения maxgrail [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ТРУБАДУРОВ – ГИЛЬЕМ ФИГЕЙРА

ГИЛЬЕМ ФИГЕЙРА (Guilhems Figueira)


Гильем Фигейра (ок. 1215-1240) родом был из Тулузы, сын портного и сам портной. Когда французы овладели Тулузою (1229 г.), бежал он в Ломбардию. Пел он хорошо и владел трубадурским художеством и стал городским жонглером (т.е. в отличие от жонглеров придворных).
Не из тех он был, кому по нутру подвизаться в высшем обществе среди знатных сеньоров. Завидев, что туда, где он находится, идет какой-нибудь придворный, он мрачнел, досадовал и старался его принизить, превознося какую-нибудь гулящую девку.

Он сочинил также несколько сирвент противу князей-тиранов, среди коих есть одна, озаглавленная им «Смертельный бич тиранов».

Среди 10 сочинений этого трубадура выделяется обширная сирвента против «Рима» (знаменитая сирвента D'un sirventes far) — т.е. против римской Церкви, развязавшей альбигойские войны. Сирвента эта зачитывалась обвинением на одном из инквизиторских процессов.

Монах Златоостровский (который ни о чем не забыл написать) говорит, что отец сего Гильема именовался также Гильемом и был осанистый авиньонец, человек ученый и просвещенный, сочинитель былей, чье умение, изящество и проворство сочинять можно видеть в его прекрасных творениях, а писал он, что в то время бесстыдство князей было столь огромно, что стыд запрещает ему говорить о том далее. Петрарка подражал ему в сонетах.

(из книги «Жизнеописания трубадуров» ЛП, 1993)



Guilhem Figueira - D'un sirventes far

Сирвентес сложу про римские порядки,
Все, как есть, скажу, лишь на напев в оглядке, —
Знаю, заслужу жестокие нападки:
Ведь стихом своим мечу в папский Рим!
Бесом одержим,растления зачатки
Он несет другим.

Так чего ж хотим от паствы подопечной,
Коль неукротим сам Рим, не первый встречный!
Честь, добро - как дым, раздор развеял вечный.
Рим, ты корень зла.
Ласкова, мила, лесть твоя подла
И Англии беспечной рану нанесла.

Паства стричь дала ужель себя навеки?
Вот кабы ушла овца от злой опеки
И покров нашла в нем, в богочеловеке!
Вняв моим мольбам,
Дал бы по зубам Он святым отцам, —
А нам-то с вами, греки, их позор — бальзам.

Рим! И беднякам глодаешь плоть не ты ли?
Горе им, слепцам! Ты их ведешь к могиле.
Риму стыд и срам: торговлю там открыли:
«Коль грехи томят, раскошелься, брат, —
Будешь чист и свят».
Но сроки наступили, карой день чреват!

Рим! Ты виноват в потере Дамиетты.
Нам бедой грозят всегда твои советы.
Алчный пустосвят, лишь помнишь о себе ты.
Да низвергнет бог пышный твой чертог!
Низость и порок — вот, Рим, твои приметы.
Глуп ты и жесток.

Рим! В поход повлек ты цвет французов лучший,
Шли не на Восток — на братьев темной тучей,
Во грехе полег пришельцев строй могучий.
Ты людей мутишь,Людовика ты ж
Загубил, бесстыж:
Ты свой призыв трескучий слал к нему в Париж.

Рим! Ты все хитришь, в коварстве ты повинен:
Сарацин щадишь, а греков и латинян
Скоро истребишь, — так список павших длинен.
Будет соблюден Божеский закон:
Ад тебе сужден
За то, что звал, бесчинен,всех на Авиньон.

Рим! Последний стон те вскоре издавали,
Кто за светлый сон считал войну вначале:
Тот же небосклон, а не чужие дали.
Но не божий, нет, шли творить завет:
Возжелав побед,
Безумцы поспешали дьяволу вослед.

Рим! Держи ответ, не жди себе прощенья.
Каждый твой совет — лишь беса наущенье,
Для тебя всех бед желаю ночь и день я.
Братьев христиан двух соседних стран
Нудит твой обман
Сражаться в исступленье, теша басурман.

Рим! Твой новый план вершить пошли французы,
Их военный стан у самых стен Тулузы.
Бесом обуян, ты чести снял обузы,
Но тулузский граф, к счастью, жив и здрав,
И других держав еще вольны союзы
Обуздать твой нрав.

Рим! Ногой поправ все заповеди бога
И святых устав, ты сатане подмога,
Глуп ты, хоть лукав.
От дел твоих тревога и напасти ждут
Наш крещеный люд. Козни все растут,
Раймону-графу много злых обид несут.

Рим! А все же суд Господний есть над нами,
И французы мрут, устлав поля телами.
Графа ратный труд несет им смерть и пламя.
Граф на бой не звал, ссор не затевал,
Но торжествовал,
Свое воздвигнув знамя на сраженных вал.

Рим! Конец настал твоим мечтам исконным, —
Мир давно желал, чтобы вождем законным
Император стал народам истомленным,
Чтобы, мудр, и смел, и в боях умел,
Распрям он умел, тобою учиненным,
Положить предел.

Рим! Ты закоснел во лжи и преступленьях, —
Мастер гнусных дел, ты множишь каждый день их, —
Я б не преуспел в одних перечисленьях.
Всюду сея страх, все ввергая в прах,
Чтоб держать в цепях,
Ты лишь о новых звеньях помышлял в мечтах.

Рим! Ты вор в ворах! И, что себе ни сцапай
Ты в чужих краях, все держишь цепкой лапой.
Воровством пропах давно ты, вкупе с папой.
Ты, с чумою схож, миру смерть несешь,
И не скроет ложь ту смерть под яркой вапой
Что ж, господь, ты ждешь!

Рим! Мне невтерпеж все дожидаться срока,
Скоро ли падешь ты, чудище порока,
Скоро ль в ад пойдешь, покаранный жестоко!
Господи, вонми! Сжалься над людьми,
Грозно устреми на Рим святое око,
Власть его сомни!

Рим! Легло костьми из-за тебя немало
Тех, кого детьми ты называл, бывало.
Я б хлестал плетьми любого кардинала.
Правя смертный пир, жаждет римский клир
Покорить весь мир во что бы то ни стало.
Власть — вот твой кумир!

Рим! Твоих проныр змеится вереница,
В мире лад и мир сгубить она стремится.
Ты их командир, так нечему дивиться!
Гнев мой справедлив,если, стыд забыв,
Корыстолюбив, ты слышишь, как блудница,
Лишь греха призыв.

Рим! И тех и сех ты совратил обманом,
Но смени свой смех рыданьем покаянным:
Там, на небесех, Бог оком недреманным
Над землею бдит!
Твой кошель набит, ты же все не сыт
Тем златом окаянным. Ад тебе грозит.

Рим! Елей струит толпе твой голос скромный.
Но елей смердит враждою неуемной,
Так он ядовит. Не распознать ей, темной:
В жилах яд течет и к войне влечет,
Жизнь — уже не в счет!
А пастырь вероломный множит свой доход.

Рим! Любой ценой — насилья иль подвоха —
Жрешь ты кус чужой, когда лежит он плохо.
Агнца вид святой состроил ты, пройдоха,
Лют, как волк иль змей.
Много, лиходей, у тебя сетей, —
Да, уж такого жоха бесу нет милей!


Определить точную дату создания стихотворения затруднительно; во всяком случае, она была написана до 1229 г., когда Раймон VII Тулузский вынужден был смириться и подписать мирный договор с Людовиком IX Французским.

...Англии беспечной // Рану нанесла.— Намек на известный конфликт между папским престолом и королем Англии Иоанном Безземельным. Иоанн отказался признать архиепископом Кентерберийским Стефана Ленгтона, которого папа своею властью назначил на этот пост. Папа наложил на Англию интердикт (1208 г.), а затем (в 1212 г.) объявил Иоанна лишенным престола. Напуганный военными приготовлениями Филиппа II Августа, короля Франции, которому было поручено привести в исполнение папский приговор, Иоанн официально признал себя вассалом папы (1213 г.).
...А нам-то с вами, греки...— Поэт употребляет выражения «мы и греки», «греки и латиняне» в смысле «весь христианский мир».
...Торговлю там открыли...— Фигейра протестует против продажи «индульгенций», то есть против прощения грехов за деньги. Как известно, продажа индульгенций будет в дальнейшем, в эпоху Реформации, рассматриваться как одно из серьезнейших нарушений христианской морали папской курией.
Дамиетта — важный торговый город в Египте, был взят крестоносцами в 1219 г. По настоянию папского легата кардинала Пелагия, не дожидаясь подкреплений и не прислушиваясь к предостережениям, армия крестоносцев двинулась в путь к дальнейшим завоеваниям, была отрезана от Дамиетты и понесла огромные потери. В 1221 г. Дамиетта вновь оказалась в руках мусульман. Поэт приписывает алчности папской курии неудачи пятого крестового похода.
Рим! В поход повлек...— Крестовый поход против альбигойцев является, по мнению Фигейры, братоубийственной войной.
...Людовика ты ж // Загубил...— Имеется в виду Людовик VIII Французский, принимавший участие в войне против южан и умерший в ноябре 1226 г., в разгар военных действий, в походе.
...звал, бесчинен. // Всех на Авиньон.— Трехмесячная осада Авиньона дорого обошлась и авиньонцам и французам, в армии которых вспыхнулажестокая эпидемия.
...Но тулузский граф...— Имеется в виду Раймон VII Тулузский, оказывавший в это время сопротивление завоевателям. ...Чтобы вождем законным // Император стал...— Такому поэту, как Фигейра, должна была особенно импонировать антипапская политика Фридриха II .
...Вкупе с папой.— Имеется в виду Григорий IX, занимавший папский престол с 1227 по 1241 г.
...На Безье, в разбой // Зван Сито тобой...— Безье — город в средневековом Лангедоке (ныне департамент Эро). Сито — знаменитый монастырь, основанный в 1098 г. в деревушке Сито (департамент Кот д'Ор). В 1209 г. город Безье был взят армией крестоносцев под предводительством аббата Сито Арнаута Амальрика. Известно, что, когда совестливые воины спросили у аббата, как им отличить католика от еретика, достойный пастырь ответил: «Убивайте всех! Господь отыщет своих». И руководимые рьяно выполняли распоряжение руководителя. Даже сторонник крестоносцев так рассказывает о массовой резне в Безье: «Они (крестоносцы) их всех убили... Убили и тех, что укрылись в монастыре, и, таким образом, ни крест, ни алтарь, ни распятие не смогли их защитить. Убили и священников, и женщин, и детей, так что, думаю, ни один человек оттуда не ускользнул. Пусть господь, если будет на то его воля, заберет их души в рай! Думаю, что со времен сарацинского завоевания не было столь лютых убийств, да и представить себе их было невозможно».

Перевод и примечания Валентины Дынник
(из книги «Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов» БВЛ, 1974.)



Фигейра, Гильем

(Guilhems Figueira, 1190—1250) — провансальский трубадур родом из Тулузы. Отец его был портным, и он сначала занимался тем же ремеслом. Ужасы альбигойских войн восстановили его против папства, и с этих пор в своих стихотворениях он не переставал осыпать Папу упреками в жадности, лицемерии и жестокости.

Опасаясь преследований клевретов Папы, он переселился в Ломбардию и там написал свой знаменитый сирвент против Рима, начинающейся словами: "D'un sirventes far en est son que m'agenssa", в котором его ненависть к папству нашла наиболее яркое и сильное выражение.

"Рим, вероломный Рим! ты ослеплен жадностью, ты стрижешь со своих овец уж чересчур много шерсти.
Пусть Св. Дух, принявший человеческую плоть, услышит мою мольбу и сломает тебе зубы (собств. клюв)...
Рим, ты меня не обманешь, ибо я знаю твое вероломство к нам и к грекам...
Рим, ты грызешь и мясо, и кости простаков (верящих тебе), ты ведешь слепцов за собой в бездну, ты нарушаешь заповеди Божьи, ибо велика твоя жадность, и из-за денег ты готов отпустить грехи...
Тягота зла, лежащая на тебе, безмерна. Так велика твоя мерзость, что ты забываешь о Боге и его святых".

В ответной сирвенте поэтесса Жермонда из Монпелье выступила в защиту Рима и заканчивала свое стихотворение проклятиями по адресу Ф. и пожеланием ему всех мук, которые применялись в то время к еретикам.

Будучи заклятым врагом папства, Ф. естественно сделался сторонником императора Фридриха II. Он был принципиальный враг вельмож и духовенства, предпочитая таверну и общество крестьян блеску придворной жизни.

По словам его провансальского биографа, он был искусный поэт и певец, но пел хорошо лишь в обществе своих сотоварищей — простолюдинов. Кроме инвектив против Рима, Ф. написал несколько канцон в обычном жанре и одну пастораль. См. Levy, "G. F. ein provenzalischer Troubadour" (Б., 1880). Н. Г.-е.

Рубрики:  поэзия

Метки:  

Ангелы Франции 2.

Пятница, 22 Августа 2008 г. 15:38 + в цитатник
Это цитата сообщения driver_85 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ангелы Франции (часть 2)


Desparate Angel


Mondaye


Sur l'orgue de Mondaye


Coutances


Cathedrale de Coutances


Cathedrale de Coutances

Рубрики:  скульптура

Метки:  

Замок Амбуаз 2.

Пятница, 22 Августа 2008 г. 15:33 + в цитатник
Это цитата сообщения ell_BAGIRA [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Замок Амбуаз (Chateau d’Amboise) часть 2

 (700x525, 127Kb)
Печально знаменитый заговор в Амбуазе был жестоко подавлен, и три года спустя 19 мая 1563 года было заключен договор между королевой матерью Екатериной Медичи и принцем Конде, положивший конец первому всплеску религиозных распрей и провозгласивший свободу вероисповедания в угоду высшей аристократии. После этих ужасных событий замок Амбуаз утрачивает свое значение королевской резиденции, не смотря на то, что здесь неоднократно останавливался Людовик XIII, для того, чтобы поохотиться в лесах.
В 1627 году замок был присоединен к владениям Гастона Орлеанского, а в 1660 году возвращен французской Короне. На самом деле замок находился в ужаснейшем состоянии и абсолютно не был пригоден для жилья.

Читать
Рубрики:  архитектура

Метки:  

Замок Амбуаз

Пятница, 22 Августа 2008 г. 15:30 + в цитатник
Это цитата сообщения ell_BAGIRA [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Замок Амбуаз (Chateau d’Amboise) часть 1

 (700x423, 87Kb)
Построенный на скалистом высоком берегу Лураы замок Амбуаз возвышается над городом. Эта старинная средневековая крепость сохранила с тех времен только лишь стены, который окружают современный замок.
Владение Амбуаз было закреплено за французской короной в 1431 году Карлом VII, который приказал провести там кое-какие работы.
Несколькими годами позднее, в Амбуазе родился Карл VIII. С самого начала своего правления, в 1491 году, он начинает проводить значительные изменения феодальной крепости. Работы будут проходить непрерывно, в течение шести лет.
Замок с тех пор стал разделяться на три двора: главный двор, где были построены Королевский Дом с северной стороны и Дом Добродетелей с южной стороны (такое название было дано зданию после изображения основных христианских добродетелей в виде статуй с фасадной стороны); задний двор на юге и третий двор на западе.

Далее
Рубрики:  архитектура

Метки:  

Ангелы Франции

Четверг, 21 Августа 2008 г. 22:27 + в цитатник
Это цитата сообщения driver_85 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ангелы Франции

Anges - Angels - Ангел - Engel - Ángel - Angelo - Anjo



Au fond du mont st michel


Au sommet du mont st michel


Saint Michel


Cathedrale d'Amiens


Cathedrale de Reims


Vaux le Vicomte


Versailles Bassins


Versailles gardens

Рубрики:  скульптура

Метки:  

Поиск сообщений в Эльдис
Страницы: 103 ... 21 20 [19] 18 17 ..
.. 1 Календарь