-

Быстрый переход по страницам блога Эльдис:

 -Поиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
Поиск сообщений в Эльдис_Миртиэль

 -Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2007
Записей: 6213
Комментариев: 104478
Написано: 171613


Ренн

Четверг, 02 Октября 2008 г. 12:06 + в цитатник
Это цитата сообщения driver_85 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ренн



330 км на запад от Парижа. Население - 210 тыс. чел. (630 тыс. чел. с пригородами). Город основан галлами еще до нашей эры.

Витающий по улицам и площадям основанного еще во II веке до н.э Ренна дух древности покоряет сердца всех без исключения туристов.

В столице Бретани, есть что-то непостижимое, что заставляет гостей с особым трепетом относиться к истории и культуре выросшего на месте слияния рек Иль и Вилен поселения.

Несмотря на то, что в аристократичном и элегантном Ренне не сохранились постройки двух тысячелетней давности, ему есть, чем порадовать туристов. Традиционные бретонские деревянные дома, выстроенные в XVI-XVIII вв, являясь главным украшением площади Св. Анны, придают особый шарм Ренну, украшенному величественной базиликой Спасителя и собором Нотр-Дам.

Другой жемчужиной гордящегося своими Музеем Бретани и Музеем изящных искусств, Ренна является Здание Парламента. Дошедшее до нас лишь в реконструированном виде историческое строение 1618 года, после пожара 1994 года, хоть и потеряло часть своей истории, но все же продолжает своим великолепием привлекать внимание туристов.

Ренн, к которому ведет бесплатная автодорога, обновив фасады домов и отреставрировав основные памятники, позволяет путешественникам заново взглянуть на богатство своего исторического наследия, в котором оставили след галло-римские архитекторы и их приемники. Сконцентрированные на маленьких реннских улочках деревянные дома и элегантные новостройки XVIII – XIX веков, первые этажи которых заняты кафе, ресторанчиками, маленькими художественными салонами, чайными или литературными кафе, обладают особым шармом и колоритом.

Есть в небольшом по размерам Ренне и зеленые территории, среди которых особой популярностью у отдыхающих пользуется расположенный у аббатства Сен-Mелани роскошный французский парк Табор, разместивший на своих ухоженных аллеях изящные скульптуры и беседки. Кстати, любители природы, не пожалев времени могут отправиться в соседний с Ренном городок Ла Гасийя, где находится насчитывающий более 1000 видов растений Ботанический сад - Ива Роше.

Если время путешествия по Ренну приходится на период с 5-10 июля, то, отложив все дела, непременно загляните на Новую площадь города, где во время проведения фестиваля «С наступлением ночи», разворачиваются грандиозные действа, изюминка которых состоит в том, что концерты, представления, выставки и прочие мероприятия организуются исключительно в ночное время.

Кстати, столица Бретани, и в частности Новая площадь, так же известная как площадь Мерии, рада приветствовать у себя поклонников рока и новых музыкальных направлений, которые ежегодно в первой половине декабря съезжаются в Ренн на фестиваль «Сквозь музыку».

Под патронажем фирмы "Рено" действует автошкола "Эколь дю Пилотаж" - там за очень хорошие деньги можно научиться управлять болидом "Формулы-1" (разумеется, на любительском уровне). Кроме того, Рен славится еще и тюрьмой для особо опасных преступников.
http://www.poedem.ru/smap/nf/cntAt/id/16/id2/912/index.htm


Apigne - Rennes - Le Rheu - Automne 2007


L'aventure commence...


Le Lac (Apigne - Rennes - 2007)

Рубрики:  франция

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Уроки фотошопа.

Четверг, 02 Октября 2008 г. 12:03 + в цитатник
Это цитата сообщения OgraOga [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

фотошоп







Блики
Блестки1
Блестки2
Блестки3
Блестки4
Исчезающий текст
Вращающийся шар
Летящие звезды
Моргающие глаза
Мигающая надпись
Металлический блеск
Огонь
Переливы цветов
Прыгающие буквы
Помехи
Слайд шоу 1
Слайд шоу
Слезы
Эффект написания текста
Текст из звезд
Эффект лупы в движении
Текст в движении

УРОКИ:

Простейшая рамка
Рисуем море
Космический восход
Рисование линий и овалов (вкратце)
Изготавливаем кисти сами
Взрывающийся текст
Урок по рисованию абстракции
Огненная надпись
Проблема пересвеченного неба
Эффект видеокамеры
Создаем аватар из видеофайла
Искусственное старение фотографий
Эффект капающей крови с текста
Рисуем шрам
Придание фотографии 3D реализма
Как нарисовать сердце
Хрустальное яблоко
Матрица
Зачищенная поверхность
Буквы изо льда
Капли на стекле
Еще капли
Сказочная обработка
Рисуем дождь
Частично цветная фотография
Стеклянный шар
Куриное яйцо
Текстурный фон
Как добавлять в фотошоп кисти и плагины
Градиенты
Улучшение отсканированного изображения
Аудио-интерфейс
Делаем скрытое изображение
Рисуем жемчуг
Объединение фотографий
Эффект снега в CS2
Замороженные буквы
Рисуем ручку
Электрический разряд
Что такое Action
Выделение, режим быстрой маски
Рамка с размытием и широкими краями
Свой Style
Рамка с неровными краями
Быстрая обработка портретов
Рисуем маслом
Раскрашиваем черно-белое фото
Рисуем планету
Создание колец вокруг планеты
Рисуем туманность
Замена фона
Рисуем веревку
Рисуем меч
Сказочная метель
Карандашная растушевка
Убираем шумы на фотографии
Рисуем глаза
Рисуем трехмерную книгу
Горящий текст
Замороженные буквы
Рисуем атом
Меняем фон у портрета
Открытая книга
Настраиваем кисти
Настраиваем резкость
Кривые и уровни
Искусственное старение фотографии
Раскрашиваем черно-белое фото
Рисуем маслом
Быстрая обработка портретов
Рамка с неровными краями
Создание собственного стиля
Рамка с размытием и рамка с широкими краями
Выделение части изображения. Режим быстрой маски
Красивый фрактальный рисунок
Хромируем машину
Анимированные морские волны
Эффект привидения
Футуристический персонаж
Рисуем красивый карманный календарик
Текст в стиле DOA
Ретушь фотографий
Работа с масками. Коллажи
Создание кнопки в стиле Виста
Пушистый текст
Отражения и тени
Рисуем сферу
Преимущества работы с 16-битными изображениями
10 самых распространенных ошибок в фотографии
Простой коллаж
Увеличиваем контраст и делаем цвета ярче
Фото в перспективе. Эффект присутствия
Кросс-процессинг
Эффект прозрачного (стеклянного) текста
Повышение резкости фотографии
Текстовый эффект. Focusing text
Портрет в стиле Ренессанс
Рисование фракталов
Рисование космоса и планет
Линии, искорки, пыль и прочие мелочи
Изделия из камня
Создание стильной кнопки, баннера, логотипа
Цветокоррекция
Оригинальная сфера с завитушками
Жидкий текст
Рисование реалистичных облаков
Волны на воде
Ржавая текстура
Электрический вихрь или спираль
Панелька в стиле Виста
Графическая кнопка (сложная)
Графическая кнопка (простая)
Аватары и анимация
Редактирование старой фотографии
аватары с закругленными краями
Продвинутая обработка фотографий
Рисуем глаза
перевод фото в вектор - 1
Перевод фото в вектор - 2
апельсин в разрезе
Апельсин цельный
Фон из полосок
Из брюнетки в блондинку

Рубрики:  ссылки, полезное

Метки:  

Уэльс. Холм Иосифа Аримафейского

Вторник, 30 Сентября 2008 г. 20:34 + в цитатник
Это цитата сообщения maxgrail [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Уэльс. Холм Иосифа Аримафейского

красная точка - это моя отметка. что-то фото маленькое получилось, сейчас помещу покрупнее...

 

от холма Кэтбери отличается тем, что о нем написано в валлийских хрониках, что именно на нем Иосиф основал свою общину в Британниии. Затем там был Castell Dinas Bran, замок Брона.
Я отметил на гугл-карте многие места в северном уэльсе - могилу артура, святилище Богини, замок Корбени... Но это целая история...))

Валле Круцис совсем рядом с Кастелл Бран...

 

 

 (700x378, 94Kb)

 

 

 (700x378, 76Kb)

Рубрики:  кельтика, артуриана

Метки:  

О свойствах воды.

Вторник, 30 Сентября 2008 г. 11:11 + в цитатник
Это цитата сообщения Сердце_весны [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ЖИВАЯ ВОДА





 

 

 

Вода океанов хранит память обо всех существах, которые когда-либо обитали в водяной среде, и что в ледниках содержатся сведения о миллионах лет истории нашей планеты.

 

Вода покрывает земной шар по всему миру.

 

Если мы сумеем расшифровать информацию, заключённую в памяти воды, то сможем проникнуть в суть космоса, чудес природы и самой жизни.

 

Энергия - это вибрация, а вибрация- это жизнь. Слова - это тоже вибрации, а следовательно, жизнь.

 

Вода - это среда, способная воспринимать и понимать даже самые слабые вибрации. Вода обладает естественной способностью ощущать их. Даже когда эти вибрации заключены в символах или буквах различных языков, вода может отобразить заключённую в них энергию в форме кристаллов.

 

Негативные эмоции мешают воде кристаллизоваться, а позитивные позволяют ей отобразить прекрасные шестигранные структуры.

 

Организм человека примерно на 70 процентов состоит из воды, и нет сомнений в том что заключённая в воде информация играет значительную роль в поддержании нашего здоровья и процессах формирования нашего отношения к миру и отношения мира к нам.

 

 

далее
Рубрики:  наука

Метки:  

О косметике.

Вторник, 30 Сентября 2008 г. 10:46 + в цитатник
Это цитата сообщения Topbot [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Косметика на новых научных рубежах





 

Я обещала перевести статью про косметику на русский. Так что читайте. Я еще добавила бонус про крем и ДНК.

Рассмотрим мифы, которые навязываются нам косметической промышленностью и побуждают нас дорого платить за несуществующие


...(Развернуть весь текст)

источник-[info]progenes читать полный текст со всеми комментариями
Рубрики:  общество, актуальное
интересное, разное

Метки:  

Бордо.

Понедельник, 29 Сентября 2008 г. 19:39 + в цитатник
Это цитата сообщения driver_85 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

БОРДО



Бордо с населением около 210 тыс. - центр исторической области Аквитания - расположен на юго-западе Франции на реке Гаронне, в 600 км от Парижа и 32 км от Атлантического побережья. Сегодня известный на весь мир город был основан в 3 веке как римское поселение и носил имя Бурдигала, а впоследствии, на протяжении 300 лет принадлежал англичанам.

Бордо с незапамятных времен и одноименная провинция славятся своими уникальными виноградниками. Они простираются на площади 120 тысяч гектаров, и некоторые из них имеют почти тысячелетнюю историю; поэтому неудивительно, что вина Бордо во всем мире считаются эталоном качества и непревзойденного вкуса. Жители этого региона нередко с гордостью и удовольствием показывают многочисленные виноградники и погреба и всегда предлагают продегустировать различные сорта бордосских вин.

Одним из самых известных винодельческих районов региона является Медок: здесь производят только красные вина. В июле в Бордо проходит ежегодный Праздник вина с экскурсиями, дегустациями и пикниками. Если же кому-то не удалось оказаться здесь во время праздника, то в музее - доме вин можно попробовать марочные вина и поучиться различать разные их сорта.

Сам город насыщен ценнейшими архитектурными памятниками, многие из которых были возведены в эпоху расцвета французской архитектуры в XVIII в. Старый Бордо достаточно компактен, и лучше его исследовать пешком. Он сконцентрирован вокруг квартала Святого Петра и наводнен узкими улочками, старыми церквями, расположенными в ряд, и внушительными особняками с аркадами и балконами из кованого железа. Пожалуй, одним из самых великолепных примет былой славы Бордо можно назвать Оперный Гранд-театр, построенный на месте римского храма. Его фасад украшен огромным портиком с колоннами, увенчанным 12 музами и грациями. Неподалёку расположена площадь Кэнконс, занимающая почти 12 гектаров, что делает её самой большой площадью такого рода в Европе. Великолепные эспланады и аллеи, окружающие её, неизменно остаются лучшим местом для прогулок. Среди религиозных построек города особенно выделяется церковь Сен-Мишель, строительство которой продолжалось 200 лет и было завершено в 1550 году. Она являет собой интереснейший образец стиля «пламенеющей готики». Внутри находится прекрасная статуя Св. Урсулы, окруженной раскаявшимися грешниками. Отдельно стоящая колокольня, построенная в 1472-1492 годах, - самое высокое здание в южной Франции высотой 114 метров.

Вокруг собора Сен-Андре расположены музеи города, самым примечательным из которых является Музей Изящных Искусств, собравший прекрасную коллекцию произведений Рейнольдса, Тициана, Рубенса, Матисса
и Марке. Через Гаронну переброшен мост длиною 500 метров, который стоит на 17 арках и удивляет своей необычайной элегантностью.

Бордо - мировая столица вина, город праздника и вкуса – неизменно продолжает своё развитие, сохраняя при этом историческое очарование и дух прошлого.
http://www.nalternativa.ru/countrys/curorts/place/?id=1518


La Fontaine de Place des Quinconces


Teatre de Bordeaux


Метки:  

В нашей плоти...

Понедельник, 29 Сентября 2008 г. 11:18 + в цитатник
Это цитата сообщения Дневник_Дани [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

***



В нашей плоти прорублено окно, оно открывается прямо в наше сердце. Внутри – необъятное озеро, к полудню сюда прилетают стрекозы, золотистые и ароматные, как пионы. Как называется это высокое дерево, к которому приходят поглазеть друг на друга животные? Мы напоили его много веков назад. Его глотка суше соломы, в ней безмерные запасы пепла. Раздаются раскаты смеха, однако не смотрите подолгу без подзорной трубы. Кто угодно может зайти в этот кровавый коридор, где развешаны наши грехи, прелестные картинки, хотя и в серых тонах.
Нам остаётся только раскрыть ладони и грудь, и разоблачиться, как этот солнечный день. "Знаешь, сегодня вечером будет совершено зелёное преступление. А ты и не ведал, друг мой. Распахни эту дверь широко-широко, скажи себе: "Сейчас глубокая ночь, день умер в последний раз".

История возвращается вспять, в учебник с обложкой в серебряных точечках, и самые блистательные актёры готовятся к выходу на сцену. Это представители растительного царства во всей красе, они скорее мужские, чем женские, а подчас и то и другое вместе. Они многократно перекручиваются, прежде чем угаснуть папортниками. Самые очаровательные успокаивают нас своими сахарными ладонями, и наступает весна. Мы не надеемся вытянуть их из 'подземных грядок вместе с рыбами разных пород. Это блюдо будет превосходно на любом столе. Как жаль, что мы уже не голодны.

(с) Андре Бретон, Филипп Супо

МАГНИТНЫЕ ПОЛЯ

Рубрики:  философия

Метки:  

Da Pi Li

Понедельник, 29 Сентября 2008 г. 11:07 + в цитатник
Это цитата сообщения beauty_Nikole [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Da Pi Li


Photo
Рубрики:  фотографы, фотоискусство

Метки:  

Созвучно.

Понедельник, 29 Сентября 2008 г. 10:44 + в цитатник
Это цитата сообщения helga4ka [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Я жду, ты ждешь...



 (700x511, 56Kb)

Рубрики:  поэзия

Метки:  

Осень – одна на двоих...

Воскресенье, 28 Сентября 2008 г. 11:51 + в цитатник
Это цитата сообщения Дневник_Дани [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Спокойных всем в ночи....



Осень – одна на двоих,
И мы взглядом следим за улетающей птицей,
И среди палой и мертвой листвы затих
Вздох наш последний: уже не взлететь, не напиться
Чистого воздуха осени зеленоглазой,
Легкой улыбкой дразнящей, как перья из золота,
Не пересечься, уйти и ни разу
Имя твое и свое не назвать даже шепотом,
Всеми моими словами
Дождь исчертил тебе стекла оконные,
Память волчицей крадется – лесами,
Сворой собак окруженная. Обреченная…
 (699x525, 118Kb)

Рубрики:  поэзия

Метки:  

Игры

Суббота, 27 Сентября 2008 г. 10:31 + в цитатник
Это цитата сообщения nepal [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

флэш-гамесы







заходим по ссылочке http://www.amanitadesign.com/ и чмякаем по белым пятнам "грибочка"

 (699x466, 35Kb)
Рубрики:  игры

Метки:  

Вкусное. Делала нечто подобное - ням...

Пятница, 26 Сентября 2008 г. 11:38 + в цитатник
Это цитата сообщения Хозяюшка [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Капуста по-гурийски

 (341x256, 29Kb)
Замечательная закуска! Особенно под жаренную картошечку.

Только много, впрок, делать эту капусту не рекомендую, она быстро теряет вкус и "хрустящесть".

Раскладка на половинку вилка белокочанной капусты (около 1 кг)
Одна средняя сырая свеколка
Головка чеснока
Средняя морковка (сырая)

Маринад

Метки:  

Большая авиация.

Пятница, 26 Сентября 2008 г. 11:13 + в цитатник
Это цитата сообщения beauty_Nikole [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Самолеты.Большая авиация

Фотографии.Современные самолеты.


mirror
Рубрики:  техника

Метки:  

Сражение.

Четверг, 25 Сентября 2008 г. 16:04 + в цитатник
Это цитата сообщения Дневник_Дани [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Сражение....


 (699x569, 374Kb)

Рубрики:  иллюстрации, куклы, прикладное искусство

Метки:  

И. Бродский. Романс князя Мышкина.

Среда, 24 Сентября 2008 г. 21:21 + в цитатник
Это цитата сообщения Дневник_Дани [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Романс князя Мышкина

В Петербурге снег и непогода,
в Петербурге горестные мысли,
проживая больше год от года,
удивляться в Петербурге жизни.

Приезжать на Родину в карете,
приезжать на Родину в несчастьи,
приезжать на Родину для смерти,
умирать на Родине со страстью.

Умираешь, ну и Бог с тобою,
во гробу, как в колыбельке чистой,
привыкать на родине к любови,
привыкать на родине к убийству.

Боже мой, любимых, пережитых,
уничтожить хочешь -- уничтожишь,
подними мне руку для защиты,
если пощадить меня не можешь.

Если ты не хочешь. И не надо.
И в любви, испуганно ловимой,
поскользнись на родине и падай,
оказавшись во крови любимой.

Уезжать, бежать из Петербурга.
И всю жизнь летит до поворота,
до любви, до сна, до переулка
зимняя карета идиота.

Иосиф Бродский

Рубрики:  поэзия

Метки:  

Saint Denis (часть 3)

Среда, 24 Сентября 2008 г. 09:56 + в цитатник
Это цитата сообщения driver_85 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Saint Denis (часть 3)









Рубрики:  архитектура

Метки:  

Мария Стюарт

Вторник, 23 Сентября 2008 г. 20:58 + в цитатник
Это цитата сообщения driver_85 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мария Стюарт (для Эльдис)


Stuart,Mary(tomb)


Stuart,Mary(tomb)The beautiful tomb of Mary Queen of Scots in Westminster Abbey


Replica of the tomb of Mary Queen of Scots on display at the Museum of Scotland

Рубрики:  персонажи

Метки:  

Saint Denis (часть 2)

Вторник, 23 Сентября 2008 г. 20:53 + в цитатник
Это цитата сообщения driver_85 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Saint Denis (часть 2)







Рубрики:  архитектура

Метки:  

Мистика Сен-Дени (ч.3)

Вторник, 23 Сентября 2008 г. 13:00 + в цитатник
Это цитата сообщения Дневник_Дани [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мистика Сен-Дени (ч.3)

На следующий день пришедшие в церковь Сен-Дени застали сторожа в слезах. Он рассказал обо всем, что видел этой ночью, а потом вдруг заявил, что ему был дан знак свыше и, каковы бы ни были декреты Конвента, и как бы ни работала гильотина, не зная устали, все равно во Франции еще будет восстановлена монархия, а в Сен-Дени опять начнутся захоронения новых королей. Сторожа немедленно отправили в тюрьму за подобные крамольные речи, и он только чудом избежал гильотины. Однако его предсказание сбылось 20 сентября 1824 года. В этот день, в точности по тому церемониалу, который увидел сторож в свою последнюю ночь в церкви Сен-Дени, хоронили короля Людовика XVIII.
Именно этот король сделал базилику, как и прежде, королевским некрополем. В 1816 году по его указанию были помещены в усыпальницу тела последних французских правителей времен «старого порядка» -- Людовика XVI и Марии Антуанетты, которые, как и их предки, были брошены в общую могилу. Чуть позже в Сен-Дени перенесли гробницы, которые удалось спасти Александру Ленуару во время Парижской Коммуны.
Сейчас под прикрытием сводчатой часовни находится общая усыпальница Бурбонов, где нашел вечный покой обезглавленный король. А в поперечном северном нефе находятся останки не менее 800 французских правителей – от Меровингов до Валуа, и в этих надгробных памятниках запечатлена вся история Франции.

------------------------------------------------------------

Гробница Людовика XII и Анны Бретонской
The tomb of Louis XII of France and Anne de Bretagne in the Basilica of Saint Denis, Paris, France (700x525, 61Kb)

Гробница Людовика XVI и Марии антуанетты.
The king Louis XVI and the queen Marie Antoinette, (700x465, 72Kb)

Рубрики:  история

Метки:  

Мистика Сен-Дени (ч.2)

Вторник, 23 Сентября 2008 г. 12:57 + в цитатник
Это цитата сообщения Дневник_Дани [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мистика Сен-Дени (ч.2)

В начале августа 1794 года толпа парижан устремилась в Сен-Дени, и уже через неделю – к 8 августа 51 гробница была уничтожена. Была уничтожена двенадцативековая история Франции. Правительство не мешало бесчинствам, полагая, что, пользуясь беспорядками, можно будет при обыске гробниц отыскать несметные сокровища, которые оставлялись там при захоронении монархов, а заодно, уничтожая кости королей, уничтожить и саму память о них. Так была бы вырвана из французской истории страница длиной в четырнадцать веков. Обезумевшие люди полагали всерьез, что смогут изменить будущее. Но можно ли изменить прошлое?.. Это никогда, ни для кого не проходило даром, и прошедшее всегда больно мстило за любые перемены, которые в нем хотели произвести.
На кладбище Сен-Дени решили приготовить огромную общую могилу, наподобие тех, что устраивались для бедных, выложили ее изнутри известью, и в это место, больше напоминающее живодерню, швырнуть кости великих правителей, которые делали все возможное, чтобы народ Франции стал первой в мире нацией. Эта яма ждала королей – от Дагобера до Людовика XV. Народ был удовлетворен, адвокаты и законодатели – тоже, а особенное удовлетворение испытывали журналисты, которые слетались на отвратительный запах как хищные птицы.
Все эти люди не были способны создать ничего, однако гордыня распирала их, и единственное, на что они были способны – разрушать. Доктор Ленуар, скрепя сердце, вынужден был принять назначение инспектора раскопок, чтобы суметь спасти хотя бы немногие драгоценные вещи – свидетельства истории.
12 октября 1794 года шел процесс над королевой Марией Антуанеттой. В этот день доктор Ленуар руководил вскрытием склепа Бурбонов. Были разрушены стены подземных часовен, и подручные вытащили оттуда наружу гроб Генриха IV, который был убит безумным фанатиком Равальяком 14 мая 1610 года. В тот день ему было всего 57 лет. Доктор Ленуар смотрел на то, как вынимают гроб, и с горестью думал, что на Новом мосту, где еще недавно можно было любоваться статуей этого короля, чудным произведением мастерской Жана де Болона, теперь нет уже ничего, кроме пустого пьедестала. Для блага республики ее перелили на монеты.
Тем временем вскрыли гроб, и взору присутствующих предстала удивительная картина. Тело короля Генриха сохранилось идеально; тление нисколько не коснулось его. Черты лица были точно такими же, какими их запечатлел великий Рубенс, такими, какими их сохранила благодарная память народа. Когда монарха, обвитого в саван, извлекли из могилы, казалось, под сводами старинной церкви, как и в далекие времена, раздастся искренний возглас: «Да здравствует Генрих IV!»
Всюду царила благоговейная тишина, и смотритель раскопок приказал, чтобы тело прислонили к одной из колонн клироса, чтобы каждый их присутствующих мог выразить свой почет и уважение этому замечательному правителю Франции.
Зрелище было поистине удивительным. Генрих был в том же облачении, которое носил при жизни. На нем был черный бархатный камзол с белоснежными манжетами и фрезами, черные бархатные штаны, черные шелковые чулки и черные бархатные башмаки. Густые красивые волосы с небольшой проседью окружали его голову наподобие ореола, а благородная седая борода доходила до груди.
И совершилось неожиданное: толпа потянулась вереницей к давно умершему королю так, как это бывает при открытии мощей святого. Каждая женщина стремилась хотя бы коснуться руки монарха или осторожно поцеловать край его мантии. Своих детей они ставили на колени перед мертвым Генрихом. Многие с грустью шептали: «Ах, если бы он только был жив сейчас, мы никогда не узнали бы, что значит – бедствовать». А главное – но эти люди никогда не произнесли бы этих слов: если бы царствовал Генрих IV, то никогда народ не был бы доведен до безумия, бешенства и дикости, поскольку люди сами были глубоко несчастны от своей дикости и жестоко мстили тем, кто довел их до звериного состояния.
Народная процессия мимо мертвого Генриха продолжалась не один день. Три дня днем и ночью люди шли попрощаться со своим любимым монархом. Тем временем, по прошествии этих трех дней раскопки были возобновлены. После Генриха IV из земли извлекли труп его сына, Людовика XIII. Он тоже сохранился неплохо, хотя черты лица этого короля выглядели несколько расплывшимися. Однако этот король носил при жизни такие характерные усы, что не узнать его было просто невозможно. Далее на свет извлекли Людовика XIV. Черты его лица были крупными, как и у всех Бурбонов, однако, видимо, из-за болезни, которой он долго страдал перед смертью, цвет лица у него был совершенно черный.
Потом начали доставать из могил королев: сначала Марию Медичи, вторую супругу Генриха IV, жену Людовика XIII Анну Австрийскую, жену Людовика XIV Марию Терезию, а в самом конце – великого дофина. Эти тела были сильно тронуты тлением; что же касается дофина, то в результате бурного гниения он вообще превратился в зловонную жидкость.
Все это время, пока длилось извлечение королевских трупов из земли, труп Генриха так и находился около колонны, как будто горестно созерцая осквернение могил своих великих предков и потомков и сожалея о совершающемся святотатстве.
Когда 16 октября Мария Антуанетта, последняя королева Франции была казнена на гильотине, как ее супруг, утром из склепа Бурбонов достали гроб Людовика XV. Он находился у самого входа в склеп, поскольку так требовал обычай Франции: король, умерший последним, должен был как бы дожидаться своего преемника, который сменил бы его на этом посту. Этот гроб вынесли из склепа и принесли на кладбище к общей могиле, после чего тело извлекли из гроба. Обернутое многими слоями холста и повязками, тело Людовика XV выглядело как бы неплохо сохранившимся, но не следует забывать, что умер он от страшной болезни – оспы, а потому, когда повязки сняли, даже самые дерзкие и мужественные не выдержали и в ужасе разбежались: труп разложился совершенно, и зловоние от него исходило ужасающее. Немедленно начали жечь курительный порошок, чтобы хоть как-то спастись от зловония, и порошка этого пришлось уничтожить несколько фунтов. Однако совершенно очистить воздух от отвратительного запаха не удавалось. С отвращением останки Людовика XV, известного героя Оленьего парка и любовника мадам дю Барри швырнули в яму, щедро засыпали известью и сожгли.
Итак, останки были сожжены, а яма доверху засыпана известью. Внезапно в церкви Сен-Дени раздался сильный шум. Один из рабочих, засыпавших известью общую могилу, был, видимо, настолько раздражен делом, которое ему пришлось исполнить, что хотел сорвать зло на трупе Генриха IV. Товарищи пытались оттащить его от тела короля, а возмущенные женщины грозили ему небесными карами и показывали кулаки. Поняв, что святотатства ему совершить не дадут, рабочий отшвырнул в сторону свою лопату и, раздраженный донельзя, отправился смотреть на казнь Марии Антуанетты. Это печальное зрелище не только не успокоило его, но, напротив, только привело в состояние еще большего безумия: вид крови и воодушевленные вопли других людей, присутствовавших при казни, опьянили его.
Вернувшись в Сен-Дени, рабочий, еще более решительно, чем раньше, подошел к трупу Генриха IV, как и прежде, прислоненному к колонне, посреди толпы людей, большинство из которых стояли, почтительно склонив головы, и заявил, говоря с мертвым монархом, как будто с живым:
-- Да есть ли у тебя право оставаться здесь, в этой церкви, когда твоих потомков лишают сейчас головы на площади Революции? Нет, не будет же такого!
Никто не успел даже помешать ему: так стремительно он действовал. Он протянул вперед левую руку и схватил мертвеца за бороду, сильно рванул ее, оторвав совершенно, а потом ударил труп по лицу. Раздался такой сухой треск, как будто на землю обрушилось сухое дерево или же мешок, наполненный костями, и мертвец упал на церковный пол. Трудно описать, какой крик ужаса и возмущения раздался со всех сторон. Эти несчастные люди полагали, что любой их король, возможно, и достоин подобного оскорбления, но только не Генрих IV. Ведь он был настоящим другом всего народа, а, значит, нанесенное ему оскорбление являлось оскорблением, намеренно причиненным всему французскому народу! К рабочему отовсюду тянулись руки желающих отомстить тому за его ужасный поступок, и тот, наконец, испугавшись, бросился за помощью к человеку, следившему за ходом раскопок. Доктор Ленуар никак не мог одобрить поведение этого рабочего; он понимал, что лишнее пролитие крови не нужно никому, однако рабочего следовало хотя бы пристыдить.
Взбешенным рабочим он сказал:
-- Дети мои, не стоит вам карать этого несчастного, ослепленного собственной злобой. Он истинно не ведал, что творил: ведь он оскорбил великого человека, который и сейчас, на небе, занимает у Бога слишком высокое положение. Неужели вы думаете, что он сам не сможет выпросить у Господа наказания для того, кто так обошелся с его телом здесь, на земле?
Шум немедленно затих, а доктор Ленуар подошел к присмиревшему рабочему и вынул из его руки бороду, которую тот так и продолжал судорожно сжимать в руке.
-- А тебя я попрошу немедленно покинуть церковь, -- решительно сказал он святотатцу. – В этой партии рабочих, которой руковожу я, ты больше не работаешь.
Опустив голову, рабочий поплелся к выходу, но крики и яростные угрозы товарищей преследовали его до тех пор, пока он совершенно не скрылся из вида. Однако доктор Ленуар начал всерьез опасаться, что у кого-нибудь из присутствующих может возникнуть соблазн нанести очередные оскорбления Генриху IV и, быть может, даже еще более худшие, а потом он распорядился, чтобы труп немедленно перенесли в общую могилу. Однако его страхи были напрасны: мертвеца встретили с необычайными почестями. Никто не посмел швырнуть тело любимого народом короля так же, как остальных, -- небрежно, в общую кучу. Опустили его с крайней осторожностью и даже заботливо, устроили ему отдельное место в уголке, после чего аккуратно покрыли слоем земли, а не извести, как прочих.
Наконец, этот тяжелый день закончился, и рабочие разошлись. На кладбище не осталось никого, кроме сторожа. Этого человека доктор Ленуар поставил лично, потому что боялся, как бы кто-нибудь не захотел проникнуть в церковь Сен-Дени, чтобы украсть что-нибудь или совершить очередное надругательство над королевскими трупами. Днем сторож отдыхал. Он просыпался в семь часов вечера, чтобы не спать до семи утра. В темное время суток он прохаживался по территории Сен-Дени; если же было особенно холодно, разводил костер около одной из церковных колонн и грелся около него, однако от двери церкви никогда не отходил далеко.
Сторож не скрывал, что в последнее время в этой когда-то роскошной королевской усыпальнице становилось все более и более неуютно. На всем, что он видел, лежал отпечаток смерти и разрушения. Этот дух буквально витал в воздухе, но, впрочем, ничего удивительного в этом не было: кому было бы приятно находиться среди разграбленных гробниц и изломанных, валяющихся на полу статуй. К тому же мрачность всему колориту придавали и развороченные места захоронения. Могильные плиты во множестве стояли по всей церкви, прислоненные к стенам. И как ужасно было думать о том, что мертвецы покинули свои могилы, не дожидаясь, пока труба Архангела возвестит о начале Страшного суда! Человек с более сильным характером и вдумчивый по натуре при этом, скорее всего, настроился бы на философский лад, но человек слабый мог чувствовать только ужас и ничего больше.
Сторожу повезло: он скорее был растением, а не человеком вовсе. Потому-то он и относился как этим разрушениям в старинной церкви с тем же эпическим спокойствием, с каким созерцал бы, например, покос на лугу или вырубку леса. Единственное, что вызывало у него хоть какие-то эмоции, -- это регулярный бой часов на одной из церковных башен, каким-то чудом уцелевших при погроме.
В эту ночь, как рассказывал сторож, часы только пробили полночь, и последний удар колокола еще не растаял в воздухе, а со стороны кладбища вдруг донеслись дикие крики. Кто-то умолял о помощи. Сторож был немало удивлен, поскольку привык по ночам находиться в полном одиночестве, однако, как человек с крепкими нервами, быстро оправился от изумления, подхватил лом и направился в ту сторону, откуда доносились крики. Его решительность немного поубавилась, когда он понял, что крики доносятся из могилы королей. Кажется, и в его темной душе что-то дрогнуло, и сторож запер дверь церкви, а потом побежал в гостиницу, где проживал доктор Ленуар.
-- Что за бред! – воскликнул доктор Ленуар, раздраженный до крайности тем, что его подняли среди ночи. – Я думал, что уж вы-то не поверите всем этим россказням про выходцев из могил!
-- Если вы не верите мне, то, быть может, собственным ушам поверите, -- возразил сторож, распахивая окно, расположенное как раз напротив церкви Сен-Дени.
И едва он сделал это, как доктор и в самом деле услышал в полнейшей тишине, которую нарушали только редкие порывы холодного зимнего ветра, стоны, которые вначале он принял за завывание вьюги, но потом явственно услышал в них нечто человеческое.
Доктор Ленуар немедленно поднялся с постели и вместе со сторожем направился в церковь Сен-Дени. Вместе со сторожем он вошел в храм и тогда жалобные крики сделались еще отчетливее, чем раньше, а поскольку, входя, сторож ко всему прочему не потрудился как следует прикрыть за собой дверь, то стало ясно, с какой именно стороны кладбища доносятся эти звуки.
Снаружи дул сильный ветер, порывы которого постоянно задували факелы, и доктор распорядился взять фонарь, после чего отправился вперед. Так, вскоре доктор и сторож оказались около общей могилы королей, откуда и доносились призывы о помощи. Около края могилы оба человека замерли. Их фонарь смутно освещал чрезвычайно большое отверстие, сквозь которое можно было видеть толстый слой извести и земли, груду костей и нечто, барахтающееся на них. Это нечто напоминало не то тень, не то человека, однако чрезвычайно отвратительного. И все-таки это скорее всего был человек.
-- Кто вы такой? – крикнул ему доктор. – Что вы здесь делаете и что с вами произошло?
-- Я – тот самый рабочий, которого вы выгнали сегодня, доктор, -- шепотом ответил человек. – Тот самый, который решился дать пощечину Генриху IV…
-- Однако… -- поразился доктор. – И как же ты сюда попал?
-- Умоляю вас, вытащите меня отсюда, я расскажу вам все, -- взмолился рабочий. – Я умираю, и вы должны узнать все, что я увидел…
К этому времени сторож, испугавшийся было выходящих из могил мертвецов, но потом убедившийся, что перед ним все-таки живой человек, значительно осмелел. Пока доктор Ленуар разговаривал с рабочим, он успел приготовить лестницу и теперь подтащил ее к краю могилы. Лестницу спустили в яму, и доктор приказал рабочему подниматься наверх. Тот попытался дотащиться до лестницы, и это ему удалось, но когда он попытался взобраться на ступеньки, стало ясно, что выбраться ему будет сложно, поскольку у него были сломаны одна нога и рука. Пришлось воспользоваться веревкой с глухой петлей. Рабочий завязал ее под мышками, и только таким образом, пользуясь двойной опорой, его удалось избавить от общества мертвецов.
Как только несчастного вытащили из ямы, он потерял сознание, и доктор распорядился послать за хирургом. Спасенный рабочий пришел в сознание только во время операции. Когда перевязка была сделана, доктор Ленуар отослал с кладбища и хирурга, и сторожа, поскольку хотел остаться с рабочим наедине и услышать его рассказ, поскольку не было сомнений: эта история будет необычной.
В церкви Сен-Дени царил глубокий мрак, и только его дрожащий свет разведенного костра выхватывал из тьмы некоторые очертания стен и предметов.
-- Так что же с тобой случилось? – спросил доктор. – Ты обещал мне рассказать.
-- То, что вы меня выгнали, доктор, нисколько не расстроило меня, -- заговорил рабочий. – Денег у меня было достаточно, и я знал: пока они есть, ни в чем нуждаться я не буду, а потому в прекрасном расположении духа сразу же направился в кабак. Я взял бутылку и благополучно начал ее распивать, однако, едва я приступил к третьему стакану, как появился хозяин трактира и обратился ко мне с довольно странными для него словами: «Ну как, ты уже закончил?» -- «А в чем дело?» -- спросил я. – «А в том, что до меня дошли слухи, будто ты решился дать пощечину Генриху IV». – «Ну и что? – он начинал меня злить. – Да, это я сделал, и что ты имеешь против этого?» -- «Что я имею против этого? – переспросил хозяин. – В мои планы не входит поить в своем заведении таких негодяев вроде тебя. Ты способен навлечь проклятие на мой дом». – «С какой это стати проклятие должно пасть на твой дом, если трактир существует для всех. А раз уж я пришел сюда и заплатил за выпивку, значит, нахожусь в своем доме». – «Хорошо, -- сказал хозяин. – Значит, тебе платить не придется». – «А это еще почему?». – «Просто потому, что я не стану брать твоих денег! В таком случае заплатить тебе не удастся, и ты не будешь чувствовать себя у меня как в собственном доме. И раз уж ты не в моем доме, у меня есть полоне право просто вышвырнуть тебя за дверь». – «Попробуй, не знаю, хватит ли у тебя сил со мной справиться». – «Я и не думал об этом; не собираюсь мараться об тебя. Я предпочитаю позвать на помощь моих ребят». – «Тогда зови своих молодцов, а там посмотрим!»
Хозяин шутить не собирался, и немедленно позвал своих работников. На его зов прибежали уже, как видно, заранее подготовленные дюжие ребята, вооруженные палками. Я понял, что силы неравны и предпочел уйти, хотя очень хотелось сказать хозяину напоследок что-нибудь эдакое, что бы он надолго запомнил.
Выйдя из трактира, некоторое время мне пришлось бесцельно слоняться по городу. Когда же наступил час обеда, я подумал, что неплохо было бы зайти в трактир и основательно подкрепиться. Рядом находилось как раз одно из таких заведений, где обыкновенно обедали рабочие. Я заказал суп и даже успел съесть его, и тут вошли рабочие, которые только что освободились от дневной работы. Как только они увидели меня, как все вместе подошли к хозяину трактира и заявили, что если этот человек, то есть я, будет и дальше здесь находиться, то они немедленно, всей бригадой, покинут трактир и больше никогда здесь не появятся.
«А что натворил этот человек? – поинтересовался трактирщик. – И почему все вы так дружно осуждаете его?» -- «Это тот самый молодчик, которого сегодня выгнали с работы, потому что он осмелился дать пощечину самому Генриху IV». – «Ах, вот оно что, -- сказал трактирщик и, подойдя ко мне, заявил: Если это правда, то убирайся отсюда ко всем чертям!». Но и этих слов показалось ему мало, а потому напоследок он выкрикнул: «Пусть все то, что ты успел съесть в моем доме, станет для тебя отравой!»
Трактирщик был настроен столь решительно, а рабочие так угрожающе стояли за его спиной, что я понял: сопротивление бесполезно. Когда я выходил из трактира, посетители шарахались от меня как от прокаженного, и на их лицах можно было яснее ясного прочитать откровенное отвращение, а рабочие посылали вслед проклятия.
Озлобленный на весь свет, я вышел из трактира и отправился бродить по улицам Сен-Дени. При этом я был так зол на весь мир, что без устали проклинал всех и вся и от души богохульствовал. Приблизительно в десять вечера я решил, что пора бы уже вернуться в свою квартиру. Здесь меня тоже ждало разочарование. Обычно двери дома, где я проживал, были открыты настежь, теперь же они были заперты. Мне пришлось постучать. Уже сильно стемнело; меня не могли видеть, зато я хорошо увидел, как у окна появился привратник. Поскольку меня он не узнал, то спросил, кто стучит. Я сразу назвался. «Так это ты, тот самый, кто осмелился дать пощечину Генриху IV! – воскликнул привратник.—Изволь подождать!» Я удивился: «А чего я должен ждать? Я хотел бы как можно скорее попасть домой!» И тут к моим ногам плюхнулся тяжелый узел. «Что это еще такое?» -- не понял я. – «Твое имущество», -- ответил привратник. – «Да с какой это стати вы вышвыриваете мои вещи?» -- возмутился я. – «С той, что теперь ты можешь идти спать куда твоей душе угодно, но только не в этом доме. Я не хочу, чтобы в один прекрасный день крыша моего дома рухнула прямо на мою голову».
Нет слов, чтобы передать, как я взбесился в тот момент. Я подобрал с мостовой камень и в сердцах швырнул его в дверь дома. «Если ты будешь продолжать вести себя в том же духе, -- спокойно отозвался привратник, -- мне придется разбудить своих товарищей; они научат тебя приличному поведению».
Тут я окончательно понял: ничего хорошего в этом доме ждать не придется. Мне пришлось уйти и отсюда, но, едва я прошел шагов сто, как увидел какую-то открытую дверь и вошел под навес. В этом закутке лежала солома, и я, не долго думая, лег на эту солому и заснул.
Проснулся я в двенадцатом часу ночи из-за того, что мне показалось, будто кто-то притрагивается к моему плечу. Я сразу проснулся. Передо мной стояла фигура в белом, и я принял ее за женщину. Эта женщина сделала знак рукой: поманила к себе, и я принял это за приглашение. Она звала за собой, и я не видел причины отказываться от ее предложения. Я подумал, что эта дама из тех, кто с удовольствием готовы предоставить ночлег и удобную кровать вместе с остальными удовольствиями всем прохожим, кому есть чем заплатить, а перспектива провести ночь на соломе под навесом мне вовсе не улыбалась.
Я быстро поднялся и отправился вслед за женщиной в белом. Какое-то время мы шли по Большой улице, потом вдруг женщина свернула в переулок между домами, при этом время от времени оборачиваясь и делая мне знаки рукой, чтобы я поторапливался. К таким ночным прогулкам я привык давно и к тому же прекрасно знал обычаи таких женщин, в каких домах они могут жить, и все, что происходило вокруг меня, было точно таким же, как и много раз до этого. Поэтому я не беспокоился и уверенно шел за своей провожатой.
Когда я вошел в переулок, то увидел, что он оканчивался полем. И сейчас мне не показалось необычным подобное обстоятельство, поскольку женщина вполне могла жить в уединенном доме, а это было весьма удобно. Так шли мы дальше и еще шагов через сто я увидел, что нахожусь около пролома в стене. Женщина прошла в него, а я – следом за ней. Только теперь в кромешной темноте мне удалось осознать, что впереди возвышаются стены аббатства Сен-Дени. Церковь и громадная колокольня едва освещались слабым светом костра, около которого грелся кладбищенский сторож.
Я долго искал женщину, за которой шел так долго, но ее нигде не было. Она исчезла, -- как сквозь землю провалилась, а я стоял на кладбище.
Следовало как можно скорее возвращаться на улицу, и я хотел было вернуться через тот же пролом в стене, но, стоило мне обернуться к нему, как я понял, что кто-то загораживает его, и этот кто-то поразительно напоминает Генриха IV. Мне это не померещилось, потому что едва я сделал шаг к пролому, как привидение угрожающе поднялось и двинулось в мою сторону. Я начал пятиться назад и неожиданно, оступившись, провалился в яму. Господи боже, там были все короли – живые! – и предки, и потомки Генриха IV! Они дружно подняли к темному небу свои королевские скипетры и жезлы правосудия, воскликнув при этом: «Не будет прощения святотатцу!»
И эти ужасные короли по очереди прикасались ко мне скипетрами и жезлами. Клянусь вам, доктор, они были тяжелее, чем свинец, и к тому же обжигали так, будто были раскалены в пламени. От этого мои кости ломались с ужасным хрустом.
Башенные часы пробили ровно двенадцать, и я вдруг обрел голос и закричал. Наверное, как раз в этот момент меня услышал ночной сторож.
После этого сознание больного затуманилось совершенно. Доктор Ленуар приложил все усилия, чтобы успокоить больного, но все было бесполезно. Три дня он бредил и все кричал невидимым призракам: «Пощадите!», а потом скончался.
Однако мистика Сен-Дени на этом одном случае не закончилась. Уничтожения королевских гробниц продолжались. В те дни Шатобриан вспоминал о воцарившемся в этом месте запустении: «Сен-Дени опустошено, здесь пролетают птицы, и на разбитых алтарях растет трава… Кто бы мог представить себе это зрелище, проходя мимо всех этих величественных и пышных усыпальниц за церковным притвором?»
20 января 1794 года была вскрыта гробница Франциска I, потом опустошен гроб дочери Филиппа Длинного, графини Фландрской. На этот раз были вскрыты уже все гробы, все склепы опустошены, а кости монархов сброшены в общую яму и засыпаны известью. Никто не знал только, кому принадлежала самая последняя гробница. Высказали предположение, что это место захоронения кардинала де Ретца. Все склепы были окончательно закрыты, сначала Валуа, а потом Каролингов. На другой день рассчитывали опечатать склеп Бурбонов.
В эту ночь сторожу предстояло в последний раз находиться в церкви на своем посту, потому что сторожить больше здесь было нечего. Он даже имел возможность спать и, получив на это разрешение от начальства, немедленно им воспользовался.
Ровно в полночь сторож проснулся оттого, что услышал пение и звуки органа. Он протер глаза и посмотрел на клирос, так как пение раздавалось именно оттуда. Каково же было его изумление, когда выяснилось, что на клиросе все места заняты монахами Сен-Дени. У алтаря стоял архиепископ, а перед ним, посреди ярко горящих свечей, стоял катафалк. Этот катафалк был укрыт покровом из золотой парчи, такой, какой обычно укрывали только тела королей. По всей видимости, обедня уже закончилась, и вот-вот должна была начаться похоронная служба. Архиепископ принял уложенные на красную подушечку из красного бархата скипетр, жезл правосудия и корону, после чего передал их герольдам. В свою очередь, герольды передали символы королевской власти трем принцам.
Все присутствующие не шагали, а скользили по залу, совершенно пустому, способному отразить даже малейшее эхо. Но сейчас движения придворных были абсолютно бесшумны. Они приняли тело и перенесли его в единственный оставшийся открытым склеп Бурбонов. Прочие склепы, как и прежде, оставались запертыми.
Далее появился герольдмейстер, а вслед за ним и прочие герольды, -- всего шесть человек. Герольдмейстер подал знак первому герольду, и тот покинул королевский склеп. Он нес в руках шторы. Вслед за ним появился второй герольд с латными рукавицами, третий держал щит, четвертый – гербовый шлем, пятый нес кольчугу.
Герольдмейстер позвал знаменосца со знаменем, потом капитанов швейцарцев и гвардейских стрелков. За ними следовали двести придворных, далее – великий конюший с королевской саблей, первый камергер со знаменем Франции. Главный церемонемейстер остановился около склепа, и перед ним проходили все дворцовые церемонемейстеры, складывая в склеп белые жезлы. Все они склонялись перед тремя принцами, в руках которых находились скипетр правосудия, жезл и корона. После того, как последние символы королевской власти оказались в склепе, герольдмейстер трижды громко провозгласил: «Король умер, да здравствует король! Король умер, да здравствует король! Король умер, да здравствует король!» Этот возглас, так же – три раза провозгласил герольд, стоявший на церковном клиросе.
Как символ того, что жизнь королевского дома прервалась, церемонемейстер сломал свой жезл, и предоставляя этим жестом придворным сами решать дальнейшую участь государства, а потом снова заиграл орган и затрубили трубы. Звуки музыки постепенно затихали, превращаясь в эхо, которое тихо, но по-прежнему отчетливо раздавалось посреди опустевших стен церкви Сен-Дени. Стал тусклым золотой свет свечей, тела придворных бледнели и исчезали на глазах, и вот с последним еле слышным звуком органа видение растаяло совершенно.
...................

Рубрики:  история

Метки:  

Поиск сообщений в Эльдис
Страницы: 104 ... 24 23 [22] 21 20 ..
.. 1 Календарь